Организация межфункциональной командной работы

Одним из подходов к организации работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или ЛЦ. Преимуществами такой работы являются:

• объединение знаний, навыков, умений сотрудников различных подразделений предприятия;

• перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;

• повышение качества принимаемых решений;

• повышение уровня взаимодействия между специалистами различных подразделений и развитие сплоченности команды;

• ускорение определения и решения логистических задач и др.

Существуют следующие условия эффективной работы межфункциональных команд:

• менее 10 членов;

• добровольное членство;

• группу возглавляет специалист по логистике;

• объем документации минимален;

• руководитель и члены команды разделяют идеи, составляющие суть логистической деятельности;

• команда имеет ясные цели в области логистики;

• перед командой ставятся конкретные задачи в области логистики;

• этих целей можно достичь только командной работой;

• существует потребность в каждом члене команды;

• деятельность каждого члена команды подчинена целям команды;

• команда получает адекватную отдачу от своей деятельности;

• предусмотрены конкретные виды поощрений за деятельность всей команды, а не отдельных членов.

Межорганизационная логистическая координация.

При построении ЛС между фирмой и ее «тремя сторонами» в логистике формируется сложная система взаимоотношений, в которой неизбежно возникают и конфликтные ситуации, вызванные следующими основными причинами:

-различными целями и приоритетами функционирования отдельных ЗЛС;

-разной формой собственности юридически самостоятельных ЗЛС;

-разной мощностью, уровнями концентрации капитала, финансовым положением ЗЛС;

-различными требованиями к составу и величине параметров качества логистического сервиса в ЛС;

-несовпадением мнений по разделению прибыли (доходов), рисков и ответственности между звеньями логистической цепи (канала);

-неоднородностью потребляемых ресурсов;

-наличием перекрестных логистических функций;

-разной маркетинговой, ценовой (тарифной) политикой ЗЛС;

-наличием разнородных информационных систем и систем документооборота;

-нестыковкой технических характеристик и параметров транспортно-складских подразделений, технологического оборудования для складирования и грузопереработки, транспортных средств и т.п.;

-разными стилями и структурами управления, традициями, уровнем квалификации персонала, базами знаний фирм — ЗЛС и т.д.

Большое значение для организации эффективной логистики имеет понятие «хозяина» логистического процесса в системе. По умолчанию «хозяином» логистического процесса обычно является промышленная или торговая (центральная) компания, в организационной структуре управления которой имеется отдел (служба) логистики, который занимается администрированием ЛС. В этом случае на отдел логистики возлагается и функция межорганизационной координации, т.е. согласование действий всех ЗЛС, устранение возникших и предотвращение возможных конфликтных ситуаций между фирмой и ее «тремя сторонами» в сформированной ЛС.

Однако в современном стремительно развивающемся бизнесе (в частности, в электронной торговле и электронной логистике) «хозяином» логистического процесса в ЛС может быть любое ЗЛС или их совокупность, например крупный экспедитор, оптовый посредник, логистическая консалтинговая фирма, логистический (виртуальный) оператор (см. п. 263), союз (альянс, пул) компаний, объединенных временным соглашением и т.п. Тогда функция межорганизационной логистической координации в Л С возлагается на такого «хозяина». Однако в любом случае заказчиком ЛС является центральная компания, за которой всегда закрепляется функция контроля выполнения ключевых показателей стратегического логистического плана.

Предтечей УЦП является межорганизационная логистическая координация, которую можно определить как согласование действий фирмы («хозяина» логитического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посреднике для достижения целей ЛС.

Проблема межорганизационной логистической координации, хотя и является относительно новой (проблема возникла в связи с внедрением в 1980-х — 1890-х годах концепции интегрированной логистики), очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых странах в рамках концепции «Управление цепью/цепями поставок» (Supply Chain Management) - SCM.

Термин «управление цепью/цепями поставок» был предложен американскими специалистами (в частности, компанией Arthur Andersen) в начале 1980-х годов и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989 г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие.

Одно из наиболее распространенных определений цепи поставок, основное на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом:

«Цепь поставок — три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что цепи поставок бывают трех уровней сложности:

- прямая цепь поставок,

- расширенная цепь поставок

- максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставок состоит из компании, поставщика и потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, потока финансов и/или информации.

Пример прямой цепи поставок

<Поставщик 1 уровня→Центральная фирма→Потребитель 1 уровня>

Пример расширенной цепи поставок

Поставщик 1 уровня→Центральная фирма→Потребитель 1 уровня

⇑ ⇓

Поставщик 11 уровня Потребитель 11 уровня

Пример максимальной цепи поставок

Поставщик агрегатов→Центральная фирма→Центральный склад

⇑ ⇓

Производитель агрегатов Региональный дилер

⇑ ⇓

Поставщик сырья Покупатель

С конца 1980-х годов и вплоть до настоящего времени среди специалистов по логистике и менеджменту нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин, как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания УЦП - как новой концепции бизнеса. Эта позиция активно поддерживается и развивается многими американскими университетами, Кренфилдской школой менеджмента (Великобритания, Институт транспорта и логистики под руководством М. Кристофера), университетами и центрами подготовки логистических менеджеров в Германии и рядом других логистических школ и сообществ.

Признанные американские ученые в области УЦП Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие:

«Управление цепями поставок — интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»

Раскрывая это определение, они указывают, что управление цепями поставок — это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов, а именно:

1) управления взаимоотношениями с потребителями;

2) обслуживания потребителей;

3) управления спросом;

4) управления выполнением заказов;

5) поддержки производственных процессов;

6) управления снабжением;

7) управления разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

8) управления возвратными материальными потоками.

До недавнего времени концепция УЦП фактически рассматривалась как синоним «интегрированной логистики», осуществляемой за пределами центральной компании и включающей потребителей и поставщиков. Если судить по определению УЦП (см. п. 2), то логистика всегда ориентировалась на цепи поставок, начинающиеся от места изготовления продукта и заканчивающиеся местом его потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: