Опишите развитие двигательной сферы младенца. Докажите значимость хватания как важного новообразования младенчества

В младенческом периоде наблюдается несоответствие формирования двигательной и рецепторной сферы. Развитие сенсорных процессов протекает интенсивнее, активнее, чем моторики (в отличие от животных). Уже на 1-м мес. у младенца появляется потребность в движении (беспокойство при тугом пеленании).

В условиях хронической гиподинамики у детей развиваются компенсаторные двигательные акты – раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т.п. Они быстро закрепляются и мешают развитию нужных для ребенка движений.

На протяжении 1-го года жизни у ребенка складываются и закрепляются следующие виды движений и действий:

Прогрессивные

Движения:

- удерживание головки;

- сиденье;

- ползанье;

- передвижение на четвереньках;

- принятие вертикального положения тела;

- первые попытки ходьбы.

Действия:

- тянется к предметам;

- схватывает и удерживает их; манипуляция (размахивание, бросание, постукивание)

Прогрессивные движения и действия способствуют:

- получению новых впечатлений;

- ознакомлению с новыми предметами и их свойствами.

Значение: - необходимы для психического развития ребенка;

- показатель достижения уровня психического развития.

Тупиковые:

- сосание пальцев;

- рассматривание руки, поднесение ее к лицу, ощупывание рук;

- раскачивание на четвереньках.

Тупиковые действия ограничивают познание окружающего мира.

Формирование двигательной активности

Перемещение в пространстве

Ползанье - наблюдается в конце первого – начале второго полугодия. Одна из основных причин – ребенок пытается достать игрушку. Сначала тянется то одной, то другой рукой, продвигаясь вперед. Ножки при этом остаются неподвижными («низкое» ползанье»). Затем – «высокое» ползанье (передвижение на четвереньках).

Ходьба - подготовительный период: учится подниматься на ножки, стоять, держаться за опору, переступать стоя без опоры.

Затем - ходьба с опорой.

Большая роль взрослых – побуждать ребенка к ходьбе, а не ползанью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: