В младенческом периоде наблюдается несоответствие формирования двигательной и рецепторной сферы. Развитие сенсорных процессов протекает интенсивнее, активнее, чем моторики (в отличие от животных). Уже на 1-м мес. у младенца появляется потребность в движении (беспокойство при тугом пеленании).
В условиях хронической гиподинамики у детей развиваются компенсаторные двигательные акты – раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т.п. Они быстро закрепляются и мешают развитию нужных для ребенка движений.
На протяжении 1-го года жизни у ребенка складываются и закрепляются следующие виды движений и действий:
Прогрессивные
Движения:
- удерживание головки;
- сиденье;
- ползанье;
- передвижение на четвереньках;
- принятие вертикального положения тела;
- первые попытки ходьбы.
Действия:
- тянется к предметам;
- схватывает и удерживает их; манипуляция (размахивание, бросание, постукивание)
Прогрессивные движения и действия способствуют:
|
|
- получению новых впечатлений;
- ознакомлению с новыми предметами и их свойствами.
Значение: - необходимы для психического развития ребенка;
- показатель достижения уровня психического развития.
Тупиковые:
- сосание пальцев;
- рассматривание руки, поднесение ее к лицу, ощупывание рук;
- раскачивание на четвереньках.
Тупиковые действия ограничивают познание окружающего мира.
Формирование двигательной активности
Перемещение в пространстве
Ползанье - наблюдается в конце первого – начале второго полугодия. Одна из основных причин – ребенок пытается достать игрушку. Сначала тянется то одной, то другой рукой, продвигаясь вперед. Ножки при этом остаются неподвижными («низкое» ползанье»). Затем – «высокое» ползанье (передвижение на четвереньках).
Ходьба - подготовительный период: учится подниматься на ножки, стоять, держаться за опору, переступать стоя без опоры.
Затем - ходьба с опорой.
Большая роль взрослых – побуждать ребенка к ходьбе, а не ползанью.