1. Принцип развития. Предполагает анализ процесса возникновения дефекта.
С одной стороны необходимо знать особенности и закономерности речевого развития на каждом речевом этапе (онтогенез речи), предпосылки и условия, обеспечивающие его развитие. Это позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.
С другой стороны необходимо знать анализ структуры дефекта (первичный, вторичный, третичный дефект). В развитии дефекта необходимо учитывать соотношение первичного и вторичного дефекта, а третичный зависит от условий (нарушение мотивации к речи)
2. Принцип системности. Подход к анализу речевых нарушений, определяющих речь как систему.
Речевая патология проявляется в нарушениях различных компонентов: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, нарушения связанной речи.
Речевые нарушения многообразны, часто взаимозависимы и взаимообусловлены. От того, какие компоненты нарушены зависит характер дефекта: нарушения только звукопроизношения (межзубный сигматизм), у других наблюдаются также и фонематические нарушения (и те и другие могут повлечь за собой нарушения чтения и письма) у третьих фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая недостаточность выражается в общем недоразвитии речи (при нарушении свистящих и шипящих звуков нарушается их произношение.
|
|
3. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы взаимосвязаны с речью. Речь формируется под взаимодействием всех психических функций, но и в свою очередь, внимание, память, мышление развиваются под влиянием речи. Пример: от уровня развития речи зависит обобщенность восприятия (часы – конкретный предмет).
Развитие связанной речи и лексики возможно лишь при сформированности операций мышления (лексические темы – овощи, фрукты).
Фонематические процессы связаны с операциями анализа и синтеза.
Слухоречевая память связана с развитием фонематических процессов.