Нарушения речи. Принципы анализа речевых нарушений

1. Принцип развития. Предполагает анализ процесса возникновения дефекта.

С одной стороны необходимо знать особенности и закономерности речевого развития на каждом речевом этапе (онтогенез речи), предпосылки и условия, обеспечивающие его развитие. Это позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

С другой стороны необходимо знать анализ структуры дефекта (первичный, вторичный, третичный дефект). В развитии дефекта необходимо учитывать соотношение первичного и вторичного дефекта, а третичный зависит от условий (нарушение мотивации к речи)

2. Принцип системности. Подход к анализу речевых нарушений, определяющих речь как систему.

Речевая патология проявляется в нарушениях различных компонентов: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, нарушения связанной речи.

Речевые нарушения многообразны, часто взаимозависимы и взаимообусловлены. От того, какие компоненты нарушены зависит характер дефекта: нарушения только звукопроизношения (межзубный сигматизм), у других наблюдаются также и фонематические нарушения (и те и другие могут повлечь за собой нарушения чтения и письма) у третьих фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая недостаточность выражается в общем недоразвитии речи (при нарушении свистящих и шипящих звуков нарушается их произношение.

3. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы взаимосвязаны с речью. Речь формируется под взаимодействием всех психических функций, но и в свою очередь, внимание, память, мышление развиваются под влиянием речи. Пример: от уровня развития речи зависит обобщенность восприятия (часы – конкретный предмет).

Развитие связанной речи и лексики возможно лишь при сформированности операций мышления (лексические темы – овощи, фрукты).

Фонематические процессы связаны с операциями анализа и синтеза.

Слухоречевая память связана с развитием фонематических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: