Общие методические указания. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Имени В.Я. КИКОТЯ

Кафедра предварительного расследования

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Учебно-методические материалы

Для подготовки к практическим занятиям, написания практикума

И самостоятельной работы для преподавателей и курсантов факультета подготовки следователей (ФПС), факультета подготовки иностранных специалистов (ФПИС), обучающихся по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Москва 2014

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними. Учебно-методические материалы для подготовки к практическим занятиям, написания практикума и самостоятельной работы для преподавателей и курсантов факультета подготовки следователей (ФПС), факультета подготовки иностранных специалистов (ФПИС), обучающихся по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности». М.: Кафедра предварительного расследования, 2014. 44 С.

Авторы:

преподаватель кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук Н.В. Анисимова,

преподаватель кафедры предварительного расследования И.В. Титовец.

Рецензент:

профессор кафедры предварительного расследования, доктор юридических наук, доцент А.А. Орлова.

Учебно-методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 24 сентября 2014 г., протокол № 2.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование Страницы
1. Общие методические указания  
2. Тематический план  
3. График прохождения дисциплины  
4. Общие методические рекомендации по подготовке практикума  
5. Содержание практикума  
6. Практическое занятие № 1.1  
7. Практическое занятие № 1.2  
8. Практическое занятие № 1.3  
9. Самостоятельная работа по теме № 1  
10. Практическое занятие № 2.1  
11. Практическое занятие № 2.2  
12. Самостоятельная работа по теме № 2  
13. Практическое занятие № 3.1  
14. Практическое занятие № 3.2  
15. Самостоятельная работа по теме № 3  
16. Практическое занятие № 4.1  
17. Практическое занятие № 4.2  
18. Практическое занятие № 4.3  
19. Самостоятельная работа по теме № 4  
20. Список нормативных правовых актов и литературы  
21. Перечень вопросов для подготовки обучающихся к промежуточной аттестации (зачету)  
22. Приложение № 1(График проверки практикума)  
23. Приложение № 2(Образец титульного листа практикума)  

Общие методические указания

С учетом объективной необходимости повышения качества образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности следователя особую актуальность приобретает прикладная направленность процесса обучения.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователю надлежит учитывать следующие особенности: установление точного возраста несовершеннолетнего, необходимость обеспечения права на защиту и законное представительство; привлечение к участию в следственных действиях педагогов и психологов; доказывание фактов влияния старших по возрасту лиц при вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность; необходимость установления обстоятельств, подтверждающих беспомощное состояние несовершеннолетнего потерпевшего либо его зависимость от виновного.

К особенностям производства предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних следует отнести возможность прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении лица, хотя и достигшего к моменту совершения общественно-опасного деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не осознающего в полной мере характер своих действий, а также особенности избрания мер пресечения – заключение под стражу и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым).

Кроме того, уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность выделения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, в отдельное производство, а также прекращение уголовного преследования и освобождение от наказания несовершеннолетнего в связи с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия.

Следователь при расследовании преступлений данного вида должен обладать знаниями в области психологии об особенностях строения детской психики и применять их в ходе производства следственных действий, учитывая при этом ограниченность времени их проведения.

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними должно осуществляться в тесном взаимодействии с органами дознания органов внутренних дел (подразделениями по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защитой населения, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами опеки и попечительства, органами управления здравоохранением и органами службы занятости с выявлением причин и условий, способствующих их совершению.

Указанные обстоятельства обусловили введение учебной дисциплины Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Дисциплина Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними является одним из важных направлений профессионального обучения курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, преподается на заключительном этапе обучения после изучения учебных дисциплин: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

Для изучения настоящей дисциплины курсант (слушатель) должен обладать базовыми знаниями, умениями и навыками по составлению основных процессуальных документов, производству отдельных следственных действий.

Цели дисциплины – формирование у курсантов (слушателей) комплекса специальных теоретических знаний, а также выработка практических умений и навыков, необходимых для расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Задачи дисциплины:

усвоение содержания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность следователя при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;

ознакомление с особенностями предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

закрепление и систематизация курсантами (слушателями) теоретических знаний, необходимых для осуществления деятельности по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

выработка навыков принятия и исполнения процессуальных и организационных решений при расследований преступлений, совершенных несовершеннолетними;

формирование практических умений и навыков планирования и производства следственных и иных процессуальных действий, надлежащего оформления процессуальных документов при производстве по уголовным делам данной направленности.

При изучении дисциплины обучающиеся закрепляют и комплексно используют знания, полученные при изучении уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и некоторых других отраслей права, необходимые для производства предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

По итогам изучения дисциплины Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающиеся должны:

знать:

нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность следователя органов внутренних дел по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

судебную практику, отраженную в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, которую необходимо учитывать при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними;

содержание и особенности процессуальной деятельности следователей органов внутренних дел по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

уметь:

анализировать и правильно применять положения уголовного и уголовно-процессуального закона и иные нормативные правовые акты в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, подследственных следователям органов внутренних дел;

работать с процессуальными документами, принимать процессуальные решения.

Владеть навыками:

анализа и оценки ситуаций, складывающихся на различных этапах расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними;

принятия процессуальных и организационных решений, составления процессуальных документов;

планирования расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними;

организации и производства следственных и иных процессуальных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних, подследственных следователям органов внутренних дел.

В процессе изучения дисциплины Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними курсанты (слушатели) должны подготовить практикум, положительная оценка которого является обязательным условием допуска к итоговой форме оценки знания учебного материала данной учебной дисциплины - зачету.

Задания, которые не предусматривают составление документов, по усмотрению преподавателя могут выполняться как устно, так и письменно (например, задания, где требуется оценить действия следователя).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ те- мы Название темы Всего В том числе Примечание
Лекции Семинары Практич. занятия Деловые игры Контр. работы
1. Особенности установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними     -   -    
2. Деятельность следователя по обеспечению прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства   -   -    
3. Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых     -        
4. Особенности окончания предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними   -        
  Практикум              
  ВСЕГО:     -        
  Зачет              

ГРАФИК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: