Цель занятия: закрепление теоретических положений, определяющих особенности взаимодействия следователя с компетентными органами и должностными лицами при установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними; приобретение навыков составления процессуальных документов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Порядок взаимодействия следователя с должностными лицами: подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных воспитательных учреждений при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
2. Структура и содержание протокола допроса свидетеля (законного представителя) несовершеннолетнего подозреваемого.
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса наряду с положениями уголовно-процессуального законодательства, необходимо изучить Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также приказ МВД России от 13.05.2003 № 323 «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», в котором 6 раздел посвящен взаимодействию в расследовании преступлений несовершеннолетних. Следует назвать сроки предоставления сотрудниками ПДН следователю сведений о несовершеннолетнем, а в случае если он состоял на учете в ПДН подробной справки.
|
|
При определении тактики допроса свидетеля следует вспомнить тактические приемы, связанные с восстановлением в памяти человека определенных событий, действий и других важных обстоятельств. Следует учитывать, что законный представитель, если он является родителем несовершеннолетнего подозреваемого, допрашивается об обстоятельствах жизни последнего, начиная с его рождения, перенесенных заболеваниях, особенностях характера, внушаемости, подверженности чужому негативному влиянию, об отношениях со сверстниками, увлечениях, успеваемости в школе, других образовательных учреждениях, об уровне материального обеспечения семьи, признания (непризнания) авторитета взрослых членов семьи и по др. вопросам.
Документы практикума, которые необходимо составить в ходе занятия:
1. Запрос в подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) (по практической ситуации № 3).
2. Протокол допроса в качестве свидетеля законного представителя несовершеннолетней подозреваемой (по практической ситуации № 4).