В.Н. Уляков
ЛОГИСТИКА
Конспект лекций
для студентов обучающихся по специальности
080502-с «Экономика и управление на предприятии строительства»,
080507 «Менеджмент организации»
ЧЕБОКСАРЫ – 2013
Рецензенты:
Заведующий кафедрой «Экономическая теория»
Волжского института (филиала) МАДИ, г. Чебоксары,
к.э.н., доцент ХХХХХХХХХХ Х. Х.
Заведующий кафедрой экономики
Чебоксарского политехнического института (филиала) МГОУ,
к.э.н., доцент Зыряева Н.П.
Уляков, В.Н.
Логистика /конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии строительства» и 080507 «Менеджмент организации» – Чебоксары, ЧПИ (филиал) МГОУ, 2013. – 180 с.
© Уляков В.Н., 2013
© ЧПИ (филиал) МГОУ
Содержание
Тема 1. ЛогистикА: сущность, основные понятия, задачи и функции 6
1.1. Конкурентные преимущества и логистика 6
1.2. Логистика: сущность, объект и предмет. Основные понятия логистического менеджмента 10
1.3. Факторы и этапы развития логистики 11
1.4. Цели, задачи и функции логистики 14
1.5. Оперативные цели логистического управления 14
Тема 2. Потоковые процессы и затраты в логистике 15
2.1. Потоковые процессы как предмет логистики 15
2.2. Виды потоков в логистике 17
2.3. Затраты в логистике 20
Тема 3. Логистические системы и их элементы. Управление
цепями поставок 24
3.1. Логистические системы и их классификация 24
3.2. Классификация ЛС по сложности построения и уровню управления 26
3.3. Логистические цепи/цепи поставок 27
3.4. Процессная декомпозиция в логистике 28
3.5. Управление цепью поставок – Supply Chain Management (SCM) 31
Тема 4. сущность и Функции логистического менеджмента 33
4.1. Компетентность в логистике 33
4.2. Взаимодействие логистики с другими областями менеджмента фирмы 34
4.3. Логистический менеджмент» и его назначение в фирме 37
4.4. Логистический цикл и менеджмент заказа 39
4.5. Инструментарий логистического менеджмента 40
4.6.
Тема 5. Внутрипроизводственная логистика. Базовые
логистические концепции и системы 46
5.1. Сущность и функции производственного/операционного менеджмента 46
5.2. Логистическая технология и базовые логистические подсистемы 50
5.3. Концепция/технология Requirements/resource planning-RP и базовые логистические подсистемы/модули 52
5.4. Логистическая технология «вытягивания» 59
Тема 6. Закупочная логистика 67
6.1. Логистикаснабжения: сущность, понятия, задачи и функции 67
6.2. Стратегия закупочной деятельности 68
6.3. Управление закупочной деятельностью и закупочные процедуры 71
6.4. Технологии в закупочной деятельности 75
6.5. Исследование закупочной деятельности 80
6.6. Организация службы закупок и требования к персоналу 81
6.7. Правовые аспекты снабжения 84
Тема 7. физическое распределение и Дистрибьюция в логистике 92
7.1. Сущность, задачи и функции дистрибьюции 92
7.2. Дистрибутивные каналы и сети 93
7.3. Логистические посредники в дистрибьюции 96
7.4. Функции и классификация торговых посредников 97
7.5. Обслуживание потребителей и качество сервиса 100
Тема 8. Логистика запасов 105
8.1. Запасы: сущность, классификация и цели управления 105
8.2. Классификация запасов и затрат на содержание запасов 106
8.3. Модели управления запасами 107
8.4. Оптимальный размер заказа для формирования запаса 110
8.5. Метод ABC 112
Тема 9. Логистика складирования 114
9.1. Система складирования 114
9.2. Складское хозяйство как элемент/звено ЛС 116
9.3. Логистический процесс на складе 119
9.4. Логистический процесс грузопереработки на складе 121
9.5. Упаковка и тара в логистическом менеджменте 123
Тема 10. Транспортировка в логистике 126
10.1. Транспорт и логистика 126
10.2. Основные способы транспортировки (виды перевозок) 127
10.3. Выбор логистических посредников транспортной логистике 131
10.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание 132
Тема 11. Логистические информационне системы 136
11.1. Логистические информационные системы 136
11.2. Логистические информационно-компьютерные технологии 139
11.3. Технология электронного документооборота EDI 143
11.4. Информационные технологии в бизнесе 145
11.5. Кодирование и сканирования штриховых кодов в логистике 147
Тема 12. Логистическое администрирование 150
12.1. Логистическое администрирование: сущность и задачи 150
12.2. Логистические стратегии 151
12.3. Контроллинг в логистических системах 153
12.4. Сбалансированная система показателей логистики 154
12.5. Бенчмаркинг в логистике 159
12.6. Аудит логистики 161
12.7. Бережливое производство и шесть сигм в управлении качеством в логистике164
12.8. Аутсорсинг в логистическом менеджменте и логистические провайдеры 170
Рекомендуемая литература 173
Глоссарий
Тема 1. ЛогистикА: сущность, основные понятия, задачи и функции
1.1. Конкурентные преимущества и логистика
В бизнесе существует простое правило: то, что вчера было уникальным явлением, завтра будет нормой. Если вы стоите на месте, то вы фактически движетесь назад, поскольку товар или услуга при этом вырождается в предмет потребления. [Кверк, Создавая связи. Стр. 295].
В условиях быстрой изменчивости рынка традиционные методы конкурентной борьбы уже не обеспечивают преимуществ фирмы в течение долгого периода, так как ценность этих традиционных сильных сторон, которые вызывают у них гордость, могут исчезнуть.
С учетом многообразия и многоаспектности данного понятия ценность – нечто особенное, чем субъект или объект управления владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем [Фатхутдинов. Упр.конкурентоспособностью орг.192 с.].
Ценности могут быть превращены в какой-либо вид эффекта: технический, социальный, экономический или политический. Ценности могут превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конкурентные преимущества, реализуемые вне или внутри биологической, социальной или производственной системы в глобальном, локальном или индивидуальном масштабе. Из всех вновь приобретаемых ценностей наиболее эффективными для системы являются базисные стратегические ценности.
На основе различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам [Фатхутдинов. 205 с.] :
1) отношению к системе;
2) сферам возникновения преимущества;
3) содержанию фактора преимущества;
4) времени реализации преимущества;
5) месту реализации преимущества;
6) виду получаемого конечного результата.
Задачи специалиста по стратегическому управлению и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:
1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
3) формирование цели функционирования и развития объекта;
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазерный луч»;
5) «направление лазерного луча» на цель.
Реализация конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления масштаба распространения и других условий.
Конкурентное преимущество системы – некая эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами [Фатхутдинов. 200 с.].
Каким же образом происходит процесс формирования ценности, обеспечивающей конкурентные преимущества и как с течением времени определение ценности изменяется?
Если в 50-70-е гг. XX в. основной продукт или услуга были для организации главным приоритетом, то по мере того, как конкуренция становилась все более жесткой, а товары - массовыми, росла убежденность в том, что для построения основного продукта требуется большее.
В результате глобальных изменений, происходящих в мире в 80-е, удовлетворенных клиентов найти становится все сложнее. Клиенты были больше заинтересованы в том, что они могли бы получить, применив продукт для решения своих проблем, а не в деталях самого продукта. В условиях увеличение притязательности потребителей крупнейшие мировые корпорации в качестве оружия конкурентной борьбы все больше используют технологии, которые увеличивают степень понимания индивидуальных потребителей и предлагают лучший способ доступа к ним.
Эти тенденции подтверждается идеей «расширенного товара» Теодора Левита, суть которой заключается в том, что для концентрации маркетингового усилия недостаточно одних лишь осязаемых свойств товара.
Упрощенно идею «расширенного» товара можно представить в виде набора страт четырех уровней, базовым из которых является непосредственно продукт, несущий ключевые функции и свойства (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Концепция совокупного продукта
Как следует из приведенной модели совокупный продукт включает четыре уровня [] :
- базовый продукт - универсальные потребности покупателя, которые должны быть удовлетворены;
- ожидаемый продукт - минимальный набор ожиданий клиента;
- расширенный продукт - предложение продавца значительно превосходит ожидания клиента или то, к чему он привык;
- потенциальный продукт - все, что потенциально может быть сделано с этим товаром и принесет пользу покупателю.
Как видно из приведенной схемы, клиенты со временем стали смещать ценность на добавленные элементы, изменяя баланс между «центром» и добавленными элементами предложения, изменяя тем самым сущность ценности. Таким образом, добавленная ценность была меньше связана с «центром» - будь то продукт или услуга - и больше со способами применения товаров.
Это привело к изменению традиционных различий между сервисными и производственными компаниями. Организации вынуждены были стать такими же профессионалами в обеспечении новых добавленных услуг и решений, как и в производстве своего основного продукта.
Для полноты описания сущности ценности и процесса ее формирования данную концепцию следует дополнить знаменитой цепочкой создания стоимости М.Портера, одного из ведущих мировых специалистов в области конкуренции, обосновавшего в 80-е г. теорию конкурентных преимуществ, – основной инструмент конкурентного преимущества. Согласно этой модели в создании стоимости участвуют основные и вспомогательные виды деятельности видов деятельности, при этом к первому относятся внутренняя и внешняя логистика, производственный процесс, маркетинг и продажи, обслуживание, а ко второму – материально-техническое обеспечение, технологическое развитие, управление персоналом и инфраструктура компании. Стоимость – это то, что покупатели готовы оплачивать: высокая стоимость обуславливается либо низким уровнем цены по сравнению с ценой конкурентов на аналогичный продукт, либо предоставлением уникальных выгод, оправдывающих более высокую цену [Портер.С.27].
Анализ этих моделей позволяет сделать вывод, что со временем основная задача бизнес-организации сместилась в сторону определения уникальных способов предоставления дополнительной ценности, которые конкурентам будет сложно имитировать, создавая, таким образом, основу для устойчивого конкурентного преимущества. И как раз логистика, основанная на системном подходе, – уникальный инструмент удовлетворения потребностей конечного потребителя путем предоставления того товара, который ему нужен, в нужной ему форме, в нужное для него время и по конкурентоспособной цене. Главное преимущество, которое дает логистика - это наличие товара на рынке по цене, привлекательной для потребителя и качеству сервиса.
На рисунке 1.2 приведены некоторые способы увеличения ценности для потребителя через совершенствование процессов логистики, а также снижения издержек на ее создание.
Рис. 1.2. Логистика и ценность для клиента
Следовательно, ценность для клиента создается, когда восприятие преимуществ, полученных в результате сделки, превышает общие эксплуатационные издержки (затраты на содержание товарно-материальных запасов, расходы на техническое обслуживание, эксплуатационные расходы, затраты на утилизацию и т.д.).
Таким образом, преимущества логистики проявляются в виде таких показателей конкурентоспособности, как самый высокий уровень имеющихся в наличии товаров на рынке и низкая степень морального устаревания товаров. Преимущества логистики создаются в основном тремя способами - на основе качества, времени и затрат. Есть еще и четвертый путь, контролирующий изменчивость процессов логистики. Это преимущество в надежности.
Переводя сказанное о конкурентных преимуществах на логистику, следует исходить из ее общего предназначения – обеспечить «наличие», т.е. выполнение правила «7R». Помимо снижения издержек и повышения вероятности наличия (требуемых элементов) управление логистикой также стремится:
1) к снижению степени конфликтности между подсистемами, занимающимися потоками материалов и информации, стимулированию сотрудничества и координации;
2) сокращению времени, затрачиваемого в каждом звене цепи начиная со снабжения и кончая доставкой потребителю, т.е. времени выполнения цикла заказа;
3) достижению максимально возможного уровня обслуживания потребителей и удовлетворения их запросов, добиваясь необходимой комбинации наличия продукции и ее надежности;
4) контролю и там, где это возможно, сокращению запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции, чтобы добиться оптимального уровня запасов;
5) поощрению желания повышать качество таким образом, чтобы и закупаемые материалы, и продукты, где они используются, были именно теми, которые необходимы, и чтобы это достигалось все время с первого раза.
Таким образом, логистика в современных условиях является мощнейшим инструментом получения стратегических конкурентных преимуществ, так как может влиять как на общие эксплуатационные издержки, так и на воспринимаемые клиентами преимущества.
1.2. Логистика: сущность, объект и предмет. Основные понятия логистического менеджмента
Логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как основную точку зрения (руководящую идею) на логистику как на платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении товарно-материальными потоками, связанной с информацией и сервисом
Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им информационных и финансовых потоков фирмы в определенной микро- и макроэкономической среде для достижения поставленных перед ней целей.
Интерес менеджмента в промышленно развитых странах во второй половине 20в. к логистике связан:
1) со сменой приоритетов хозяйственной практики от управления производством к управлению потоковыми процессами;
2) с необходимостью комплексного подхода к решению проблем движения материальных ценностей в процессе воспроизводства, который предполагает согласование во времени и в пространстве процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом;
3) с внедрением в хозяйственную практику теории компромиссов.
В литературе дается ряд определений логистики, из которых следует выделить определение, данное Советом логистического менеджмента США (CLM) в 1985 г.:
«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требовании потребителей».
В соответствии с получившей известность в конце 90-х гг. концепцией «Supply Chain Management, SCM» – «Управление цепями поставок» этот же Советдал новое определение логистики: «Логистика является частью процесса управления цепями поставок и представляет собой планирование, реализацию и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».
Французские специалисты считают, что: «логистика - это способ организации, позволяющий объединить различные производственные и сервисные единицы с целью оптимизации материальных, финансовых и людских ресурсов, используемых для достижения целей компании (или всей цепочки «производство-распределение-потребление»).
Несмотря на множество определений, большинство исследователей склоняются к определению логистики как бизнес-концепцию, позволяющую оптимизировать ресурсы фирмы, связанные с управлением материальными, сервисными и сопутствующими им потоками: «логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств».
Резюмируя множество существующих в западной литературе определений «логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной экономической системе для достижения поставленных перед ней целей».
Здесь с сожалением следует отметить, что общепринятого определения логистики в России пока не существует и приходится использовать определения, выработанные на более ранних этапах представителями европейских стран и США. На взгляд автора это связано со стадией становления и недостаточным уровнем развития теории логистики в нашей стране.
Исходя из приведенных определений объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки или их сочетания, т.е. потоковые процессы хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении, организуемые в потоки. Определение и сущность потоков и потоковых процессов подробно будут рассмотрены в следующей теме.
Предметом изучения, исследований и изысканий логистики является оптимизация потоковых процессов, т.е. аспекты организационно-экономического совершенствования (оптимизации) потоковых процессов потоков различной природы.
Как следует из определения предмета логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками в ЛС.
Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие значения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:
1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.
2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.
Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в Л С).
1.3. Факторы и этапы развития логистики
Логистика как практическая деятельность сопровождает человечество на всем протяжении его существования, хотя наиболее часто в источниках, как правило, связывают это с военными действиями. Если вспомнить историю, то строительство пирамид в пустыне, «шелковый путь», «путь варяг в греки», указывает на использование логистики в практической деятельность. Касательно России, в частности торговля с Константинополем, строительство белокаменной (Москвы) в глуши на берегу реки Москвы, выход на Балтику Петра 1, освоение Урала и Сибири в тоже время также было бы невозможно без соответствующей логистики. И таких примеров в истории человечества огромное множество. Тем не менее, исследователи, как зарубежные, так и отечественные, связывают рождение логистики с прошлым 20 в. Скорее всего они исходят из особого внимания компаний в указанный период к логистическим процессам в коммерческих целях, что будет изложена ниже.
Этапы развития логистики. В ряде работ Сергеева В.И. дается примерная этапность развития логистики и их следующие характеристики:
Первый этап (1920-1950гг.) – период фрагментаризации. На этом этапе были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:
- возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;
- рост транспортных тарифов;
- появление и быстрое распространение концепции маркетинга;
- развитие теории и практики военной логистики.
В этот период основное внимание уделялось системе физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров.
Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.
Второй этап (середина 1950 -1970 гг.) – период становления («концептуализация» логистики). Характеризуется бурным развитием теории и практики логистики.
В 60-е гг. сформировались функциональные подсистемы логистики: материальный менеджмент, физическое распределение, которые представляют бизнес-логистику и производственный (операционный) менеджмент, трансформировавшийся впоследствии в промышленную логистику.
К числу объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики на этом этапе следует отнести:
- изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);
- давление затрат на производство;
- прогресс в компьютерных технологиях;
- изменения в стратегиях формирования запасов;
- влияние военного опыта.
К началу 70-х гг. были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, при этом акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями.
В этот же период на международные рынки врывается Япония, которая стала теснить своих американских и европейских конкурентов на рынках, благодаря низкой себестоимости и высокому качеству производимых японскими фирмами товаров. Японцы, в лице Тойоты прежде всего, предложили миру совершенно новые подходы к организации производства и бизнеса - логистические концепции «just in time» – JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN. Важное значение для их развития имело формирование философии всеобщего управления качеством продукции – TQM (Total Quality Management) – концептуальная дисциплина развития нового интегрального подхода в логистике.
Данный период с положительной стороны для логистики характеризуется «тарно-упаковочной» революцией, соответственно произошли существенные изменения в организации и функционировании складской системы, благодаря. Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складских комплексов, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов. Значительный экономический эффект дало применение в дистрибутивных логистических системах стандартизации тары и упаковки, прежде всего внедрение стандартных типоразмерных рядов упаковок и паллетов.
С 1980-х до середины 1990-х гг. - третий этап - период «логистического ренессанса».
На данном этапе феномен интереса бизнеса к логистике вызван существенными изменениями в мировой экономике среди которых:
1) революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров;
2) глобализация рынка;
3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
4) повсеместное распространение философии TQM;
5) рост партнерства и стратегических союзов;
6) структурные изменения в организациях бизнеса.
С середины 1990-х гг. до настоящего времени - четвертый этап – характеризуется новыми тенденциями развития мировой экономики:
1) некоторый спад промышленного производства;
2) дальнейшее углубление специализации в промышленности;
3) новые отношения с торговыми партнерами, требующие новых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента;
4) дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов;
5) усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса;
6) переход от внедрения новых информационно-компьютерных технологий к их более эффективному использованию;
7) внедрение гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на производство новых видов продукции;
8) усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.
Факторы развития логистики. Подводя итог анализа эволюции логистики отметим наиболее существенные факторы, повлиявшие на формирование логистического менеджмента:
- стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением;
- усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
- создание гибких производственных систем.
- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
- ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;
- унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих в интенсивных мирохозяйственных связях.
В период усложнения производства и обострение конкуренции в 1980– 90-х гг. на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая парадигма – интегральная.
Сущность новой, интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнес а (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Интегральная парадигма логистики (в дальнейшем на переделку)
В данной модели материальный поток выступает в качестве интегратора, причем интегрирующая функция может распространяться на несколько фирм, организаций, логистических посредников, обобщенных функций, компьютерных информационных систем и финансовых институтов. Единственным необходимым условием является наличие взаимодействия указанных объектов – элементов интегрированной логистической системы – либо с управляемым материальным потоком непосредственно, либо опосредованно – через информационные или финансовые потоки. Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигме, рассматривается как единое целое – интегрированная система, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя).
Основные предпосылки интегральной парадигмы логистики:
1. Логистика воспринимается как стратегический элемент в конкурентных возможностях фирмы.
2. Существует множество перспектив интеграции между логистическими партнерами, новых организационных (структурных) отношений.
3. Развитие гибких производств и IT-технологий, радикально повлияли на процессы контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.
Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация фирмы к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на ее продукцию. При этом должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла изделия (логистического цикла): время на НИОКР, время поставки сырья и материалов, время производства, время обработки заказа, время дистрибьюции готовой продукции и т.д. Для достижения сокращения основного ведущего времени (lead time) компании часто стремятся к узкой специализации, однако, при этом возникает потребность интеграции с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.
Важность фактора времени в современной интегрированной логистике была подчеркнута возникновением специального термина «Time-based management» или «Time-based logistics», т.е. менеджмента (логистики) ведущего времени. Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации логистических систем, выражающейся в следующих основных моментах:
1. Возрастает скорость материального потока. Увеличивается интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются финансовые взаимоотношения между логистическими посредниками.
2. Сокращается число звеньев (агентов) логистической цепи. Уменьшается количество организационно - экономических отношений в логистических системах, но сложность их возрастает.
3. Уменьшается надежность логистической цепи, так как практически исчезают материальные запасы в производстве и дистрибутивных сетях.
Следствием этих тенденций является увеличение потенциальной неустойчивости логистических систем. Для повышения их устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как в самой логистической цепи, так и с динамической внешней средой.
В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».
1.4. Цели, задачи и функции логистики
Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, поскольку он является стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. С этой позиции логистическую миссию трактуют как правило «7R» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): «the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost». Что можно перевести как «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами».
В правиле «7 R» отражены существенные черты логистической миссии организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты, при этом она должна разрабатывать логистическую миссию, согласующуюся с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должна быть координация материальных и сопутствующих потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.
Организация корпоративной ЛС имеет определенную иерархическую структуру. На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы, на основе которых последовательно формулируются логистическая миссия – стратегия – технология – бизнес-процесс и т.д.
Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой деятельности, быть кредо фирмы, позиционирующим ее относительно рынка и конкурентов.
Как следует из правила «7R» л огистика – метод управления, ориентированный прежде всего на удовлетворение требований потребителя – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт.
Достижение глобальной цели логистики возможно только через решение целого комплекса задач, которые можно ранжировать в следующем порядке : глобальные, общие, частные.
Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
К общим задачам логистики относятся:
1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;
2) контроль за движением материальных потоков;
3) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
4) стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
5) прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;
6) прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;
7) распределение транспортных средств;
8) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
9) оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно - складских комплексов.
Таким образом, на основе решений общих задач создается сеть складских систем для обслуживания потребителей, распределяются функции между распределительными складскими центрами и складами потребителей, которые рационально прикрепляют их к пунктам производства.
Частные задачи в логистике более узки:
1) создание минимальных запасов;
2) максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах;
3) сокращение времени перевозок продукции и т. д.
Таким образом, основными целями коммерческой логистики являются:
- создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции;
- достижение максимальной приспособленности предприятий и фирм в изменяющейся рыночной обстановке и получение преимуществ перед конкурентами при минимизации общих логистических затрат.
Логистическая функция (активность) – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают оперативные и координационные функции.
1. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в функциональных сферах логистики.
К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья, материалов и готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям и складам.
В сфере производства функциями логистики является управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса.
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию движения потоков готовой продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К числу функций логистической координации относятся:
- выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
- анализ рынков, на которых действует предприятие;
- обработка данных, касающихся заказываемой продукции.
Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения, что отражает тесную взаимосвязь маркетинга и логистики. Таким образом, логистика отражает интеграцию двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения.
В рамках координационных функций логистики выделяется еще одно направление – оперативное планирование, основной задачей которого является стремление сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок в целом, порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
В практическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит в установлении взаимосвязи материального, финансового и информационного потоков; определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров; выявлении центров возникновения потерь времени и т. п.
Тема 2. Потоковые процессы и затраты в логистике
2.1. Потоковые процессы как предмет логистики
Экономическая деятельность – это множество взаимосвязанных и взаимозависимых процессов (в том числе различные процессы организации экономики и жизнедеятельности вообще). Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) - закономерное последовательное изменение явления, его переход в другое явление (превращение, развитие).
Потоковые процессы в логистике – пространственное перемещение заготовок, продукции, товаров и др. от одного места в пространстве к другому; процессы перманентного оформления заказов для потребителя; документооборот инфраструктурного обеспечения заказов; организованное (целевое) движение товарной продукции, финансов, информации и т. п. – т.е. все, что может быть представлено как последовательная смена состояний стадии развития (периодов цикла и т. п.). К потоковым или непотоковым процессы могут быть отнесены при конкретном рассмотрении (сравнении) и анализе.
Современное понимание логистических процессов позволяет выделить следующие основные компоненты:
- физическое продвижение материальных ценностей;
- процессы информирования и принятия решений;
- поддержание материальных запасов;
- инфраструктура логистических процессов;
- расходы на логистику.
Сущность потоковых процессов в логистике схематично можно представить в виде совокупности взаимосвязанных потоков (рис. 2.1).
Поставщик |
Посредник |
Потребитель |
ИП |
ИП |
МП (МР, НЗП, ГП) |
МП (МР, НП, ГП) |
ФП |
ФП |
Возвратные потоки |
Рис. 2.1. Потоки в логистике
При формализациипоток представляют как совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Выделяют шесть содержательных признаков и/или условий существования (или возможного наличия) потоков:
- естественно структурируемая среда (сплошная, непрерывная, или условно принимаемая за таковую);
- процесс пространственного заполнения средой – динамика, движение;
- направление, вектор движения;
- наличие границ поперечного «сечения» движения среды;
- начало и конец движения среды;
- устойчивость (непрерывность) параметров движения среды на протяжении достаточно заметного (или заданного) периода существования сферы исследования.
Оптимизация потоков всех этих потоковых процессов – задача и функция логистики и логистов. При этом потоками в рыночной экономике нельзя и не нужно управлять, а нужно лишь оптимизировать их использование и организацию путем оптимизации протекающих в них процессов во имя конечных целевых результатов.
Для описания потоков используют понятие параметры потока, характеризующие число объектов, имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент времени и измеряемых в абсолютных единицах: начальный и конечный пункты его, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Для описания потоков и работы следует их классифицировать по ряду признаков:
1. По отношению к рассматриваемой системе:
а) внутренние потоки – циркулируют внутри системы;
б) внешние потоки – поступают в систему извне и/или покидают ее пределы;
2. По степени непрерывности:
а) непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов;
б) дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;
3. По степени регулярности:
а) детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени:
б) стохастические потоки – характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности:
4. По степени стабильности:
а) стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;
б) нестабильные потоки – характеризуются флуктационным характером изменения потока;
5. По степени изменчивости:
а) стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;
б) нестационарные потоки – характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода времени;
6. По характеру перемещения элементов потока:
а) равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов также равны;
б) неравномерные потоки – характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия;
7. По степени периодичности:
а) периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период времени Т;
б) непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока:
8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному рит му:
а) ритмичные потоки;
б) неритмичные потоки.
9. По степени сложности:
а) простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида:
б) сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты:
10. По степени управляемости:
а) управляемые потоки – адекватно реагирующие на управляющее воздействие г. со стороны управляющей системы:
б) неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие.
Вышеизложенные принципы классификации потоков являются общепринятыми. Такая классификация в основном, дает возможность изучить потоки, рассматриваемые в логистике, и применить адекватный им механизм регулирования. Однако по мере роста числа потоков и их напряженности в сфере производства и обращения может возникнуть потребность подразделения потоков еще по одному признаку:
11. По степени упорядоченности элементов потока:
а) ламинарные потоки – в них взаимное перемещение составляющих элементов отсутствует либо носит целенаправленный, управляемый характер; они имеют регулярный характер и способны меняться во времени лишь при изменении внешних условий или управляющих воздействий.
Для характеристики потоков с данной точки зрения необходимо внести следующие понятия:
- вязкость – свойство потока сопротивляться перемещению одной части его элементов относительно другой под воздействием внешней среды:
- внутреннее трение – характеристика изменения скорости потока относительно разных слоев его элементов (возникает при наличии перемещения элементов потока друг относительно друга);
- текучесть – характеристика скорости перемещения одинакового слоя данного потока под влиянием сил окружающей среды; это величина, обратная вязкости:
б) турбулентные потоки – характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктационные изменения практически всех показателей потока и существенно затрудняющими процесс управления потоком.
2.2. Виды потоков в логистике
Материальный поток и его краткая характеристика. Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенная продукция (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические операции и (или) функции, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас, соответственно материальный поток, рассматриваемый в определенные моменты времени, является запасом МР, НП или ГП.
Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие не является изоморфным. То же можно сказать и о финансовых потоках, сопровождающих материальные.
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.
Для описания материальных потоков могут быть использованы такие параметры как:
- номенклатура, ассортимент и количество продукции;
- габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
- физико-химические характеристики груза;
- характеристики тары (упаковки);
- условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
- условия транспортировки и страхования;
- финансовые (стоимостные) характеристики;
- условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.
С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что зачастую во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.
Информационные потоки. Современное состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информа ционного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.
Информационный поток – поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:
1) для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т. п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
2) с позиций управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе;
3) информация увеличивает гибкость ЛС с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
Логистический менеджмент фирмы оперирует с многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами ЛС, ЛС и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему - ЛИС. Более подробно сущность информационных систем рассмотрена в теме «Информационные логистические системы».
Финансовые потоки. В современном финансовом менеджменте при определении сущности финансовых потоков ориентируются на два основных подхода к изучению данной проблемы:
1) под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде;
2) под финансовым потоком понимается движение финансовых средств обслуживающих движение только материальных потоков.
Как показала практика, наибольшая эффективность движения финансовых потоков достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистические финансовые потоки, которые создаются и используются для обеспечения эффективного прохождения товарными потоками от момента возникновения до момента прекращения существования их в виде потока.
Финансовый поток в логистике – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в ЛС, а также между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что:
1) логистический финансовый поток – это не просто движение, а направленное движение финансовых ресурсов;
2) направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;
3) движение финансовых ресурсов осуществляется либо в ЛС, либо между нею и внешней средой.
Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки: отношение к ЛС, объем, направление движения, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.
В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:
- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств (национальной и иностранной валюты);
- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств (формы расчетов, регламентированные Гражданским кодексом РФ: платежные поручения, платежные требования, инкассовыми поручениями, документарные аккредитивы и расчетные чеки).
Основной задачей управления в финансовом обслуживании логистической деятельности является преодоление временного разрыва между приходом и расходом денежных средств. В основе управления финансовыми потоками ЛС лежит разработка бюджета логистики, включающего доходную и расходную части, а также планирование динамики финансовых потоков, связанных с логистической деятельностью, и оценка их влияния на баланс компании.
Логистический бюджет – комплексная система финансовых составляющих, разрабатываемая в рамках одного года, отражающая объемы и сроки обеспечения развития организации необходимыми материально-финансовыми ресурсами на всех участках логистической цепи.
Бюджетирование логистики – процесс разработкисовокупности плановых (нормативных) показателей по обеспечению ЛС необходимыми материально-финансовыми ресурсами, координации и контроля за ходом реализации планов и повышения эффективности логистической деятельности в будущем периоде. Система логистического бюджетирования позволяет установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по всей цепи поставок и по отдельным структурным подразделениям ЛС.
К инструментам управления финансовыми потоками, направленным на внутреннюю среду фирмы относятся инвестиционное обеспечение, составление смет расходов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, страхование рисков. При наличии иных факторов в качестве инструментов и методов управления могут использоваться прогнозирование, финансовое планирование, сетевое планирование, создание центров финансовой ответственности и т.д.
Сервисные потоки. Логистический подход оказался эффективным и для предприятий, оказывающих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.). Например, «Supply Chain Management» (SCM-подход) – «менеджмент в цепи поставок» оказался чрезвычайно продуктивным для организаций сервиса в задачах определения сетевых мощностей по услугам.
В связи с вышеизложенным на Западе используется понятие «Service Response Logistics» – SRL (логистика сервисного отклика), которое определяется как процесс координации нематериальных активностей, необходимых для выполнения сервиса наиболее эффективным с точки зрения затрат и удовлетворения потребителей способом.
Критическими элементами SRL являются прием заказов на сервис и мониторинг выполнения услуг. Как и материальные потоки, потоки сервиса распространяются в определенной среде доставки (для ГП – в дистрибутивной сети), в которой существуют свои ЗЛС, каналы, цепи и т. д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять требования потребителей к сервису. Примерами подобных сетей являются сети станций технического обслуживания и пунктов автосервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары и т. п.
Сопоставление некоторых логистических действий в обычной логистической цепи управления материальными потоками и действия в логистической сервисной системе (SRL) позволяет логистическому менеджменту фирмы, производящей услуги, использовать те же принципы и методические подходы при управлении сервисными потоками, что и для материальных потоков. Однако необходимо учитывать, что процедуры заказа и мониторинга сервиса обычно более комплексны, чем для материального логистического менеджмента.
Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями являются:
1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также объясняется трудностями со стороны покупателя его оценить.
2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
3. Услуги потребляются в больших размерах в то же время, в которое они производятся, т. е. услуги не могут складироваться и транспортироваться.
4. Покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.
5. Сервис – это деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает эти услуги. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).
Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе.
Более подробные описания и характеристика потоков даны в ряде работ Сергеева В.И. и Семененко.
2.3. Затраты в логистике
Сущность логистических затрат. Затраты – важный фактор для всех процессов логистической цепочки. Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат (рис. 2.1), которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина.
Рис.2.1. Формирование логистических затрат в логистической системе
Осознание необходимости оптимизации затрат связано с тем, что они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели. Это совершенно очевидно: низкие затраты гарантируют превосходство на рынке, проявляясь в низких ценах или в высокой торговой надбавке либо в сочетании обоих факторов.
Заметный спад экономического роста к середине 60-х годов, изменение рыночной ситуации, рост олигополистической конкуренции усилили давление фактора затрат на производителей продукции, заставили менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Кроме того менеджеры начали осознавать, что логистические затраты могут достигать весьма больших размеров.
Анализ логистических затрат, проведенный в середине 1960-х годов в США показал, что они составили примерно 15% от ВНП, а при исключении из нее сервисных услуг, их сумма доходила до 23%. Из всего объема затрат примерно две трети составляли транспортные издержки, а одну треть - издержки на создание и поддержание запасов. Было также установлено, что около 19% от ВНП США было инвестировано в логистические активности, а в целом они составили 13% от мирового уровня.
В Великобритании логистические затраты на физическое распределение в тот же период составляли около 16% от общего объема продаж, из них 5,5% - на транспортировку. В Японии затраты на физическое распределение составили примерно 26,5% от объема продаж, из них на транспортировку - 13,5%. В странах ЕС логистические затраты были в среднем около 21% от величины добавленной стоимости, причем из них на транспортировку продукции - 8,6%, создание и поддержание запасов - 9,2% и 3,2% на логистическое администрирование.
И новые логистические концепции, появившиеся в последние десятилетия 20 в., предоставили возможность оптимизация затратпутем рационализации привлечения и распределения ресурсов. При этом сдерживающим элементом сокращения затрат стал возможный ущерб для качества продукции, что в условиях жесткой конкуренции приводит к потере полученных конкурентных преимуществ.
В общем случае логистические затраты представляют собой денежное выражение использования рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, изделий, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержания запасов. Совершенно очевидно, что эти ресурсы, необходимые для планирования и осуществления логистических процессов