Уляков, В.Н

В.Н. Уляков

ЛОГИСТИКА

Конспект лекций

для студентов обучающихся по специальности

080502-с «Экономика и управление на предприятии строительства»,

080507 «Менеджмент организации»

ЧЕБОКСАРЫ – 2013

Рецензенты:

Заведующий кафедрой «Экономическая теория»

Волжского института (филиала) МАДИ, г. Чебоксары,

к.э.н., доцент ХХХХХХХХХХ Х. Х.

Заведующий кафедрой экономики

Чебоксарского политехнического института (филиала) МГОУ,

к.э.н., доцент Зыряева Н.П.

Уляков, В.Н.

Логистика /конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии строительства» и 080507 «Менеджмент организации» – Чебоксары, ЧПИ (филиал) МГОУ, 2013. – 180 с.

© Уляков В.Н., 2013

© ЧПИ (филиал) МГОУ

Содержание

Тема 1. ЛогистикА: сущность, основные понятия, задачи и функции 6

1.1. Конку­рентные преимущества и логистика 6

1.2. Логистика: сущность, объект и предмет. Основные понятия логистического менеджмента 10

1.3. Факторы и этапы развития логистики 11

1.4. Цели, задачи и функции логистики 14

1.5. Оперативные цели логистического управления 14

Тема 2. Потоковые процессы и затраты в логистике 15

2.1. Потоковые процессы как предмет логистики 15

2.2. Виды потоков в логистике 17

2.3. Затраты в логистике 20

Тема 3. Логистические системы и их элементы. Управление

цепями поставок 24

3.1. Логистические системы и их классификация 24

3.2. Классификация ЛС по сложности построения и уровню управления 26

3.3. Логистические цепи/цепи поставок 27

3.4. Процессная декомпозиция в логистике 28

3.5. Управление цепью по­ставок – Supply Chain Management (SCM) 31

Тема 4. сущность и Функции логистического менеджмента 33

4.1. Компетентность в логистике 33

4.2. Взаимодействие логистики с другими областями менеджмента фирмы 34

4.3. Логистический менеджмент» и его назначение в фирме 37

4.4. Логистический цикл и менеджмент заказа 39

4.5. Инструментарий логистического менеджмента 40

4.6.

Тема 5. Внутрипроизводственная логистика. Базовые

логистические концепции и системы 46

5.1. Сущность и функции производственного/операционного менеджмента 46

5.2. Логистическая технология и базовые логистические подсистемы 50

5.3. Концепция/технология Requirements/resource planning-RP и базовые логистические подсистемы/модули 52

5.4. Логистическая технология «вытягивания» 59

Тема 6. Закупочная логистика 67

6.1. Логистикаснабжения: сущность, понятия, задачи и функции 67

6.2. Стратегия закупочной деятельности 68

6.3. Управление закупочной деятельностью и закупочные процедуры 71

6.4. Технологии в закупочной деятельности 75

6.5. Исследование закупочной деятельности 80

6.6. Организация службы закупок и требования к персоналу 81

6.7. Правовые аспекты снабжения 84

Тема 7. физическое распределение и Дистрибьюция в логистике 92

7.1. Сущность, задачи и функции дистрибьюции 92

7.2. Дистрибутивные каналы и сети 93

7.3. Логистические посредники в дистрибьюции 96

7.4. Функции и классификация торговых посредников 97

7.5. Обслуживание потребителей и качество сервиса 100

Тема 8. Логистика запасов 105

8.1. Запасы: сущность, классификация и цели управления 105

8.2. Классификация запасов и затрат на содержание запасов 106

8.3. Модели управления запасами 107

8.4. Оптимальный размер заказа для формирования запаса 110

8.5. Метод ABC 112

Тема 9. Логистика складирования 114

9.1. Система складирования 114

9.2. Складское хозяйство как элемент/звено ЛС 116

9.3. Логистический процесс на складе 119

9.4. Логистический процесс грузопереработки на складе 121

9.5. Упаковка и тара в логистическом менеджменте 123

Тема 10. Транспортировка в логистике 126

10.1. Транспорт и логистика 126

10.2. Основные способы транспортировки (виды перевозок) 127

10.3. Выбор логистических посредников транспортной логистике 131

10.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание 132

Тема 11. Логистические информационне системы 136

11.1. Логистические информационные системы 136

11.2. Логистические информационно-компьютерные технологии 139

11.3. Технология электронного документооборота EDI 143

11.4. Информационные технологии в бизнесе 145

11.5. Кодирование и сканирования штриховых кодов в логистике 147

Тема 12. Логистическое администрирование 150

12.1. Логистическое администрирование: сущность и задачи 150

12.2. Логистические стратегии 151

12.3. Контроллинг в логистических системах 153

12.4. Сбалансированная система показателей логистики 154

12.5. Бенчмаркинг в логистике 159

12.6. Аудит логистики 161

12.7. Бережливое производство и шесть сигм в управлении качеством в логистике164

12.8. Аутсорсинг в логистическом менеджменте и логистические провайдеры 170

Рекомендуемая литература 173

Глоссарий

Тема 1. ЛогистикА: сущность, основные понятия, задачи и функции

1.1. Конку­рентные преимущества и логистика

В бизнесе существует простое правило: то, что вчера было уникальным явлением, завтра будет нормой. Если вы стоите на месте, то вы фактически движетесь назад, поскольку товар или услуга при этом вырождается в предмет потребления. [Кверк, Создавая связи. Стр. 295].

В условиях быстрой изменчивости рынка традиционные методы конкурентной борьбы уже не обеспечивают преимуществ фирмы в течение долгого периода, так как ценность этих тради­ционных сильных сторон, которые вызывают у них гордость, могут исчезнуть.

С учетом многообразия и многоаспектности данного по­нятия ценностьнечто особенное, чем субъект или объект управле­ния владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем [Фатхутдинов. Упр.конкурентоспособностью орг.192 с.].

Ценности могут быть превращены в какой-либо вид эффекта: технический, социальный, экономический или политический. Ценности могут превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конку­рентные преимущества, реализуемые вне или внутри биологи­ческой, социальной или производственной системы в гло­бальном, локальном или индивидуальном масштабе. Из всех вновь приобретаемых ценностей наиболее эффек­тивными для системы являются базисные стратегические цен­ности.

На основе различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам [Фатхутдинов. 205 с.] :

1) отношению к системе;

2) сферам возникновения преимущества;

3) содержанию фактора преимущества;

4) времени реализации преимущества;

5) месту реализации преимущества;

6) виду получаемого конечного результата.

Задачи специалиста по стратегическому управлению и его команды в области управления конкурентными преимущества­ми и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:

1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преиму­ществ и факторов конкурентоспособности объектов;

2) развитие слабых сторон объекта и создание новых кон­курентных преимуществ;

3) формирование цели функционирования и развития объ­екта;

4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазер­ный луч»;

5) «направление лазерного луча» на цель.

Реализация конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником по­лучения преимущества (материальные, нематериальные, де­нежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее со­держания, источника происхождения, динамичности прояв­ления масштаба распространения и других условий.

Конкурентное преимущество системынекая экс­клюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами [Фатхутдинов. 200 с.].

Каким же образом происходит процесс формирования ценности, обеспечивающей конкурентные преимущества и как с течением времени определение ценности изменяется?

Если в 50-70-е гг. XX в. основной продукт или услуга были для организации главным приоритетом, то по мере того, как конкуренция становилась все более жесткой, а товары - массо­выми, росла убежденность в том, что для построения основного продукта требуется большее.

В ре­зультате глобальных изменений, происходящих в мире в 80-е, удовлетворенных клиентов найти становится все сложнее. Клиенты были больше заинтересованы в том, что они могли бы получить, применив продукт для решения своих проблем, а не в деталях самого продукта. В условиях увеличение притязательности потребителей крупнейшие мировые корпорации в качестве оружия конкурентной борьбы все больше используют техно­логии, которые увеличивают степень понимания индивидуальных потребителей и предлагают лучший способ доступа к ним.

Эти тенденции подтверждается идеей «расширенного товара» Теодора Левита, суть которой заключается в том, что для концентрации маркетингового усилия недостаточно одних лишь осязаемых свойств товара.


Упрощенно идею «расширенного» товара можно представить в виде набора страт четырех уровней, базовым из которых является непосредственно продукт, несущий ключевые функ­ции и свойства (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Концепция совокупного продукта

Как следует из приведенной модели совокупный продукт включает четыре уровня [] :

- базовый продукт - универсальные потребности покупателя, которые должны быть удовлетворены;

- ожидаемый продукт - минимальный набор ожиданий клиента;

- расширенный продукт - предложение продавца значительно превосходит ожидания клиента или то, к чему он привык;

- потенциальный продукт - все, что потенциально может быть сделано с этим товаром и принесет пользу покупателю.

Как видно из приведенной схемы, клиенты со временем стали смещать ценность на добавленные элементы, изменяя баланс между «центром» и добавленными элементами предло­жения, изменяя тем самым сущность ценности. Таким образом, добавленная ценность была меньше связана с «центром» - будь то продукт или услуга - и больше со способами применения товаров.

Это привело к изменению традиционных различий между сервисными и производственными компаниями. Организации вынуждены были стать такими же профессионалами в обеспечении новых добавленных услуг и решений, как и в произ­водстве своего основного продукта.

Для полноты описания сущности ценности и процесса ее формирования данную концепцию следует дополнить знаменитой цепочкой создания стоимости М.Портера, одного из ведущих мировых специалистов в области конкуренции, обосновавшего в 80-е г. теорию конкурентных преимуществ, – основной инструмент конкурентного преимущества. Согласно этой модели в создании стоимости участвуют основные и вспомогательные виды деятельности видов деятельности, при этом к первому относятся внутренняя и внешняя логистика, производственный процесс, маркетинг и продажи, обслуживание, а ко второму – материально-техническое обеспечение, технологическое развитие, управление персоналом и инфраструктура компании. Стоимость – это то, что покупатели готовы оплачивать: высокая стоимость обуславливается либо низким уровнем цены по сравнению с ценой конкурентов на аналогичный продукт, либо предоставлением уникальных выгод, оправдывающих более высокую цену [Портер.С.27].

Анализ этих моделей позволяет сделать вывод, что со временем основная задача бизнес-организации сместилась в сторону определения уникальных способов предоставления дополнительной ценности, которые конкурентам будет сложно имитировать, создавая, та­ким образом, основу для устойчивого конкурентного преимуще­ства. И как раз логистика, основанная на системном подходе, – уникальный инструмент удовлетворения потребностей конечного потребителя путем предоставления того товара, который ему нужен, в нужной ему форме, в нужное для него время и по конкурентоспособной цене. Главное преимущество, которое дает логистика - это наличие товара на рынке по цене, привлекательной для потребителя и качеству сервиса.

На рисунке 1.2 приведены некоторые способы увеличения ценности для потребителя через совершенствование про­цессов логистики, а также снижения издержек на ее создание.

Рис. 1.2. Логистика и ценность для клиента

Следовательно, ценность для клиента создается, когда воспри­ятие преимуществ, полученных в результате сделки, превышает общие эксплуатационные издержки (за­траты на содержание товарно-материальных запасов, расходы на техническое обслуживание, эксплуатационные расходы, за­траты на утилизацию и т.д.).

Таким образом, преимущества логистики проявляются в виде таких показателей кон­курентоспособности, как самый высокий уровень имеющихся в наличии товаров на рынке и низкая степень морального устаревания товаров. Преимущества логистики создаются в основном тремя способами - на основе качества, времени и затрат. Есть еще и четвертый путь, контролирующий изменчивость процессов логистики. Это преимущество в надежности.

Переводя сказанное о конкурентных преимуществах на логистику, следует исходить из ее общего предназначения – обеспечить «наличие», т.е. выполнение правила «7R». Помимо снижения издержек и повышения вероятности нали­чия (требуемых элементов) управление логистикой также стремится:

1) к снижению степени конфликтности между подсистемами, занимаю­щимися потоками материалов и информации, стимулированию сотруд­ничества и координации;

2) сокращению времени, затрачиваемого в каждом звене цепи начиная со снабжения и кончая доставкой потребителю, т.е. времени выполнения цикла заказа;

3) достижению максимально возможного уровня обслуживания потребителей и удовлетворения их запросов, добиваясь необходимой комбинации наличия продукции и ее надежности;

4) контролю и там, где это возможно, сокращению запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции, чтобы добиться оптимального уровня запасов;

5) поощрению желания повышать качество таким образом, чтобы и закупа­емые материалы, и продукты, где они используются, были именно теми, которые необходимы, и чтобы это достигалось все время с первого раза.

Таким образом, логистика в современных условиях является мощнейшим инструментом получения стратегических конкурентных преимуществ, так как может влиять как на общие эксплуатационные издержки, так и на воспринимаемые клиентами преимущества.

1.2. Логистика: сущность, объект и предмет. Основные понятия логистического менеджмента

Логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как основную точку зрения (руководящую идею) на логистику как на платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управле­нии товарно-материальными потоками, связанной с информацией и сервисом

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им информационных и финансовых потоков фирмы в определенной микро- и макроэкономической среде для достижения поставленных перед ней целей.

Интерес менеджмента в промышленно развитых странах во второй половине 20в. к логистике связан:

1) со сменой приоритетов хозяйственной практики от управления производством к управлению потоковыми процессами;

2) с необходимостью комплексного подхода к решению проблем движения материальных ценностей в процессе воспроизводства, который предполагает согласование во времени и в пространстве процессов, связанных с материальными и информационными потока­ми, производством, менеджментом и маркетингом;

3) с внедрением в хозяйственную практику теории компромиссов.

В литературе дается ряд определений логистики, из которых следует выделить определение, данное Советом логистического менеджмента США (CLM) в 1985 г.:

«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффектив­ного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, не­завершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информа­ции от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требовании по­требителей».

В соответствии с получившей известность в конце 90-х гг. концепцией «Supply Chain Management, SCM» – «Управление цепями поставок» этот же Советдал новое определение логистики: «Логистика является частью процесса управле­ния цепями поставок и представляет собой планирование, реализацию и конт­роль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной инфор­мации от точки его зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».

Французские специалисты считают, что: «логистика - это способ организации, позволяющий объединить различные производственные и сервисные единицы с целью оптимизации материальных, финансовых и людских ресурсов, используемых для достижения целей компании (или всей цепочки «производство-распределение-потребление»).

Несмотря на множество определений, большинство исследователей склоняются к определению логистики как бизнес-концепцию, позволя­ющую оптимизировать ресурсы фирмы, связанные с управлением матери­альными, сервисными и сопутствующими им потоками: «логистика – это интегральный инстру­мент менеджмента, способствующий достижению стратегичес­ких, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удов­летворения требований конечных потребителей к качеству продук­тов и услуг управления материальными и (или) сервисными потока­ми, а также сопутствующими им потоками информации и финан­совых средств».

Резюмируя множество существующих в западной литературе определе­ний «логистика – это наука об управлении и оптимизации мате­риальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информацион­ных и финансовых потоков в определенной ­экономической системе для достижения поставленных перед ней целей».

Здесь с сожалением следует отметить, что общепринятого определения логистики в России пока не существует и приходится использовать определения, выработанные на более ранних этапах представителями европейских стран и США. На взгляд автора это связано со стадией становления и недостаточным уровнем развития теории логистики в нашей стране.

Исходя из приведенных определений объектом изучения логистики являются мате­риальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки или их сочетания, т.е. потоковые процессы хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обраще­нии, организуемые в потоки. Определение и сущность потоков и потоковых процессов подробно будут рассмотрены в следующей теме.

Предметом изучения, исследований и изысканий логистики является оптимизация потоковых процессов, т.е. аспекты органи­зационно-экономического совершенствования (оптимизации) потоковых процессов потоков различной природы.

Как следует из определения предмета логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствую­щими потоками в ЛС.

Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобаль­ного максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие зна­чения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оп­тимального) варианта из множества возможных.

У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегичес­ких, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оп­тимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:

1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума вектор­ной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.

2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.

Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вари­антов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффектив­ность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптими­зации (вариантов решений при управлении потоками в Л С).

1.3. Факторы и этапы развития логистики

Логистика как практическая деятельность сопровождает человечество на всем протяжении его существования, хотя наиболее часто в источниках, как правило, связывают это с военными действиями. Если вспомнить историю, то строительство пирамид в пустыне, «шелковый путь», «путь варяг в греки», указывает на использование логистики в практической деятельность. Касательно России, в частности торговля с Константинополем, строительство белокаменной (Москвы) в глуши на берегу реки Москвы, выход на Балтику Петра 1, освоение Урала и Сибири в тоже время также было бы невозможно без соответствующей логистики. И таких примеров в истории человечества огромное множество. Тем не менее, исследователи, как зарубежные, так и отечественные, связывают рождение логистики с прошлым 20 в. Скорее всего они исходят из особого внимания компаний в указанный период к логистическим процессам в коммерческих целях, что будет изложена ниже.

Этапы развития логистики. В ряде работ Сергеева В.И. дается примерная этапность развития логистики и их следующие характеристики:

Первый этап (1920-1950гг.) – период фрагментаризации. На этом этапе были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:

- возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

- рост транспортных тарифов;

- появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

- развитие теории и практики военной логистики.

В этот период основное внимание уделялось системе физического распределения как со­ставной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров.

Становление концепции маркетинга, как следствие постепен­ного перехода мировой экономики от рынка производителя к рын­ку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появ­ление логистики в бизнесе.

Второй этап (середина 1950 -1970 гг.) – период становления («концептуализация» логистики). Характеризуется бурным развитием теории и практики логистики.

В 60-е гг. сформировались функциональные подсистемы логистики: материальный менеджмент, физическое распределение, которые представляют бизнес-логистику и производственный (операционный) менеджмент, трансформировавшийся впоследствии в промышленную логистику.

К числу объективных экономичес­ких и технологических факторов, объясняющих ускоренное разви­тие логистики на этом этапе следует отнести:

- изменения в моделях и отношениях потребительского спро­са (развитие олигополистических рынков);

- давление затрат на производство;

- прогресс в компьютерных технологиях;

- изменения в стратегиях формирования запасов;

- влияние военного опыта.

К началу 70-х гг. были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, при этом акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и уп­равления производством, внедрение и развитие АСУ технологи­ческими процессами и производственными подразделениями.

В этот же период на международные рынки врывается Япония, которая стала теснить своих американских и европейских конкурентов на рынках, благодаря низкой себесто­имости и высокому качеству производимых японскими фирмами товаров. Японцы, в лице Тойоты прежде всего, предложили миру совершенно новые подходы к организации производства и бизнеса - ло­гистические концепции «just in time»JIT (точно в срок) и внут­рипроизводственную систему KANBAN. Важное значение для их развития имело формирование философии всеобщего управления качеством продукции – TQM (Total Quality Management) – концептуальная дисциплина раз­вития нового интегрального подхода в логистике.

Данный период с положительной стороны для логистики характеризуется «тарно-упаковочной» революцией, соответственно произошли существенные изменения в организации и функционировании складской системы, благодаря. Боль­шое развитие получило производство транспортно-складского обо­рудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складских комплексов, активно начала внедряться кон­тейнеризация перевозок грузов. Значительный экономический эф­фект дало применение в дистрибутивных логистических системах стандартизации тары и упаковки, прежде всего внедрение стандар­тных типоразмерных рядов упаковок и паллетов.

С 1980-х до середины 1990-х гг. - третий этап - период «логи­стического ренессанса».

На данном этапе феномен интереса бизнеса к логистике вызван существенными изменениями в мировой экономике среди которых:

1) революция в информационных технологиях и внедрение пер­сональных компьютеров;

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном регулировании инфраструк­туры экономики;

4) повсеместное распространение философии TQM;

5) рост партнерства и стратегических союзов;

6) структурные изменения в организациях бизнеса.

С середины 1990-х гг. до настоящего времени - четвертый этап – характеризуется новыми тенденциями развития мировой экономики:

1) некоторый спад промышленного производства;

2) дальнейшее углубление специализации в промышленности;

3) новые отношения с торговыми партнерами, требующие но­вых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента;

4) дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов;

5) усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса;

6) переход от внедрения новых информационно-компьютер­ных технологий к их более эффективному использованию;

7) внедрение гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на производство новых видов продукции;

8) усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сер­виса.

Факторы развития логистики. Подводя итог анализа эволюции логистики отметим наиболее существенные факторы, повлиявшие на формирование логистического менеджмента:

- стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товаро­движением;

- усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распреде­ления;

- создание гибких производственных систем.

- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

- ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поко­лений, используемых в сфере товародвижения;

- унификацию правил и норм по поставке товаров во внешне­экономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих в интенсивных мирохозяйственных связях.

В период усложнения производства и обострение конкуренции в 1980– 90-х гг. на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая парадигмаинтегральная.

Сущность новой, интегральной парадигмы заключается в рас­смотрении логистики как некоего синтетического инструмента ме­неджмента, интегрированного материальным потоком для дости­жения целей бизнес а (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Интегральная парадигма логистики (в дальнейшем на переделку)

В данной модели материальный поток выступает в качестве интегратора, причем интегри­рующая функция может распространяться на несколько фирм, орга­низаций, логистических посредников, обобщенных функций, ком­пьютерных информационных систем и финансовых институтов. Единственным необходимым условием является наличие взаимо­действия указанных объектов – элементов интегрированной логи­стической системы – либо с управляемым материальным потоком непосредственно, либо опосредованно – через информационные или финансовые потоки. Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигме, рассматривается как еди­ное целое – интегрированная система, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя).

Основные предпосылки интегральной парадигмы логисти­ки:

1. Логистика воспринимается как стратегический элемент в конкурентных воз­можностях фирмы.

2. Существует множество перспектив интеграции между логистическими партнерами, новых организационных (струк­турных) отношений.

3. Развитие гиб­ких производств и IT-техно­логий, радикально повлияли на процессы контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, необходимы гиб­кость и динамичность, т.е. быстрая адаптация фирмы к изменяю­щимся условиям рыночной среды и спроса на ее продукцию. При этом должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла изделия (логистического цик­ла): время на НИОКР, время поставки сырья и материалов, время произ­водства, время обработки заказа, время дистрибьюции готовой продукции и т.д. Для достижения сокращения основного ведущего времени (lead time) компании часто стремятся к узкой специализа­ции, однако, при этом возникает потребность интеграции с логи­стическими посредниками в системах дистрибьюции.

Важность фактора времени в современной интегрированной ло­гистике была подчеркнута возникновением специального термина «Time-based management» или «Time-based logistics», т.е. менедж­мента (логистики) ведущего времени. Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации логистических сис­тем, выражающейся в следующих основных моментах:

1. Возрастает скорость материального потока. Увеличивается интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются финансовые взаимоотношения между логистическими посредниками.

2. Сокращается число звеньев (агентов) логистической цепи. Уменьшается количество организационно - экономических от­ношений в логистических системах, но сложность их возра­стает.

3. Уменьшается надежность логистической цепи, так как прак­тически исчезают материальные запасы в производстве и дистрибутивных сетях.

Следствием этих тенденций является увеличение потенциаль­ной неустойчивости логистических систем. Для повышения их ус­тойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как в самой логисти­ческой цепи, так и с динамической внешней средой.

В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, опера­ционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».

1.4. Цели, задачи и функции логистики

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, поскольку он является стратегическим фактором в услови­ях усиления конкуренции. С этой позиции логистическую миссию трактуют как правило «7R» или логистический микс (по аналогии с марке­тинговым миксом): «the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost». Что можно перевести как «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и за­данного качества в нужном месте в установленное время для конкретного по­требителя с наилучшими затратами».

В правиле «7 R» отражены существенные черты логистической миссии орга­низации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты, при этом она должна разрабатывать логистическую миссию, согласующуюся с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фир­ме должна быть координация материальных и сопутствующих потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.

Организация корпоративной ЛС имеет определенную иерархическую структуру. На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы, на основе которых последовательно формулируются ло­гистическая миссиястратегиятехнологиябизнес-процесс и т.д.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высо­кого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой деятельности, быть кре­до фирмы, позиционирующим ее относительно рынка и конкурентов.

Как следует из правила «7R» л огистика – метод управления, ориентированный прежде всего на удовлетворение требований потребителя – доставка продукции точно в срок при минималь­ных затратах на снабжение, хранение, производство, упа­ковку, сбыт, транспорт.

Достижение глобальной цели логистики возможно только через решение целого комплекса задач, которые можно ранжировать в следующем порядке : глобальные, общие, частные.

Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логис­тических систем и условий их надежного функциониро­вания.

К общим задачам логистики относятся:

1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) контроль за движением материальных потоков;

3) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

4) стандартизация полуфабрикатов и упаковки;

5) прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;

6) прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;

7) распределение транспортных средств;

8) организация предпродажного и послепродажного об­служивания потребителей;

9) оптимизация технической и технологической струк­тур автоматизированных транспортно - складских комп­лексов.

Таким образом, на основе решений общих задач созда­ется сеть складских систем для обслуживания потреби­телей, распределяются функции между распределитель­ными складскими центрами и складами потребителей, которые рационально прикрепляют их к пунктам произ­водства.

Частные задачи в логистике более узки:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения про­дукции в запасах;

3) сокращение времени перевозок продукции и т. д.

Таким образом, основными целями коммерческой ло­гистики являются:

- создание интегрированной эффектив­ной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое ка­чество поставки продукции;

- достижение максимальной приспособленности предприятий и фирм в изменяющейся рыночной обстановке и получение преимуществ перед конкурентами при минимизации общих логистических затрат.

Логистическая функция (активность) – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В соответствии с рассмотренными задачами логис­тики различают оперативные и координационные функ­ции.

1. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в функциональных сферах логистики.

К функциям в сфере снабжения относится управле­ние движением сырья, материалов и готовой продук­ции от поставщика к производственным предприяти­ям и складам.

В сфере производства функциями логистики являет­ся управление запасами, включающее контроль дви­жения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса.

Функции управления распределением продукции ох­ватывают оперативную организацию движения потоков готовой продукции от предприятия-производите­ля к потребителям.

К числу функций логистической координации от­носятся:

- выявление и анализ потребностей в материаль­ных ресурсах различных фаз и частей производства;

- ана­лиз рынков, на которых действует предприятие;

- обработ­ка данных, касающихся заказываемой продукции.

Пере­численные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения, что отражает тесную взаимосвязь маркетинга и логистики. Таким образом, логистика отражает интеграцию двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения.

В рамках координационных функций логистики выде­ляется еще одно направление – оперативное планирова­ние, основной задачей которого является стремление со­кратить запасы, не снижая эффективности производствен­ной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются гра­фики перевозок в целом, порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет плани­рование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

В практическом плане на современном этапе разви­тия логистический подход состоит в установлении взаи­мосвязи материального, финансового и информационного потоков; определении технологии оптимального переме­щения ресурсов и товаров; выявлении центров возникно­вения потерь времени и т. п.

Тема 2. Потоковые процессы и затраты в логистике

2.1. Потоковые процессы как предмет логистики

Экономическая деятельность – это множество взаимосвязанных и взаимозависимых процес­сов (в том числе различные процессы организации экономики и жиз­недеятельности вообще). Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) - закономерное последовательное изменение явления, его пере­ход в другое явление (превращение, развитие).

Потоковые процессы в логистикепространственное перемещение заготовок, продукции, товаров и др. от одного места в пространстве к другому; процессы перманентного оформления заказов для потребителя; документооборот инфраструктурного обеспечения заказов; организованное (целевое) движение товарной продукции, финансов, информации и т. п. – т.е. все, что может быть представлено как последовательная смена состо­яний стадии развития (периодов цикла и т. п.). К потоковым или непотоковым процессы могут быть отнесены при конкретном рассмотрении (сравнении) и анализе.

Современное понимание логистических процессов позволяет выделить следующие основ­ные компоненты:

- физическое продвижение материальных ценностей;

- процессы информирования и принятия решений;

- поддержание материальных запасов;

- инфраструктура логистических процессов;

- расходы на логистику.

Сущность потоковых процессов в логистике схематично можно представить в виде совокупности взаимосвязанных потоков (рис. 2.1).

  Поставщик
  Посредник
  Потребитель
ИП
ИП
МП (МР, НЗП, ГП)
МП (МР, НП, ГП)
ФП
ФП
Возвратные потоки

Рис. 2.1. Потоки в логистике

При формализациипоток представляют как совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Выделяют шесть содержательных признаков и/или условий существования (или возможного наличия) потоков:

- естественно структурируемая среда (сплошная, непрерывная, или условно принимаемая за таковую);

- процесс пространственного заполнения средой – динамика, движение;

- направление, вектор движения;

- наличие границ поперечного «сечения» движения среды;

- начало и конец движения среды;

- устойчивость (непрерывность) параметров движения среды на протяжении достаточно заметного (или заданного) периода существо­вания сферы исследования.

Оптимизация по­токов всех этих потоковых процессов – задача и функция логистики и логистов. При этом потоками в рыночной экономике нельзя и не нужно управлять, а нужно лишь оптимизировать их использование и организацию путем оптимизации протекающих в них процессов во имя конечных целевых результатов.

Для описания потоков используют понятие параметры потока, характеризующие чис­ло объектов, имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент времени и измеряемых в абсолютных единицах: начальный и конечный пункты его, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и вре­мя движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Для описания потоков и работы следует их классифицировать по ряду признаков:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки – циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки – поступают в систему извне и/или по­кидают ее пределы;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки – образуются объектами, перемеща­емыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки – характеризуются опреде­ленностью параметров на каждый момент времени:

б) стохастические потоки – характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью ве­роятности:

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки – характеризуются флуктационным характером изменения потока;

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки – характерны для установившего­ся процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки – характерны для неустановив­шегося процесса, их интенсивность меняется в течение опре­деленного периода времени;

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь; интервалы на­чала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки – характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедле­ния, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия;

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период времени Т;

б) непериодические потоки – характеризуются отсутстви­ем закономерности изменения параметров потока:

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному рит му:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида:

б) сложные (интегрированные) потоки – объединяют раз­нородные объекты:

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки – адекватно реагирующие на уп­равляющее воздействие г. со стороны управляющей системы:

б) неуправляемые потоки – не реагирующие на управля­ющее воздействие.

Вышеизложенные принципы классификации потоков яв­ляются общепринятыми. Такая классификация в основном, дает возможность изучить потоки, рассматриваемые в логи­стике, и применить адекватный им механизм регулирования. Однако по мере роста числа потоков и их напряженности в сфере производства и обращения может возникнуть потреб­ность подразделения потоков еще по одному признаку:

11. По степени упорядоченности элементов потока:

а) ламинарные потоки – в них взаимное перемещение со­ставляющих элементов отсутствует либо носит целенаправлен­ный, управляемый характер; они имеют регулярный харак­тер и способны меняться во времени лишь при изменении вне­шних условий или управляющих воздействий.

Для характеристики потоков с данной точки зрения необ­ходимо внести следующие понятия:

- вязкость – свойство потока сопротивляться переме­щению одной части его элементов относительно другой под воз­действием внешней среды:

- внутреннее трение – характеристика изменения ско­рости потока относительно разных слоев его элементов (воз­никает при наличии перемещения элементов потока друг от­носительно друга);

- текучесть – характеристика скорости перемещения одинакового слоя данного потока под влиянием сил окружа­ющей среды; это величина, обратная вязкости:

б) турбулентные потоки – характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающи­ми флуктационные изменения практически всех показате­лей потока и существенно затрудняющими процесс управле­ния потоком.

2.2. Виды потоков в логистике

Материальный поток и его краткая характеристика. Материальный поток – это находящиеся в состоянии дви­жения материальные ресурсы (МР), незавершенная продук­ция (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические операции и (или) функции, связанные с физи­ческим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукруп­нение и т.п.

Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас, соответственно материальный поток, рас­сматриваемый в определенные моменты времени, является запасом МР, НП или ГП.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие не является изо­морфным. То же можно сказать и о финансовых потоках, со­провождающих материальные.

Материальный поток характеризуется определенным набо­ром параметров и может быть классифицирован по несколь­ким признакам.

Для описания материальных потоков могут быть использованы такие параметры как:

- номенклатура, ассортимент и количество продукции;

- габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

- физико-химические характеристики груза;

- характеристики тары (упаковки);

- условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

- условия транспортировки и страхования;

- финансовые (стоимостные) характеристики;

- условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Одна­ко следует иметь в виду, что зачастую во временном и про­странственном аспектах информационные и финансовые по­токи могут не совпадать с материальными.

Информационные потоки. Современное состо­яние логистики во многом сформировалось благодаря бурно­му развитию и внедрению во все сферы бизнеса информаци­онно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и ин­формационно-программного обеспечения. Значение информа ционного обеспечения логистического процесса настолько важ­но, что многие специалисты выделяют особую информацион­ную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизне­се и управлении информационными потоками и ресурсами.

Информационный потокпоток сообщений в ре­чевой, документной (бумажной и электронной) и другой фор­ме, генерируемый исходным материальным потоком в рас­сматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.

Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:

1) для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т. п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;

2) с позиций управления за­пасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и тру­довых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спро­се;

3) информация увеличивает гибкость ЛС с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Логистический менеджмент фирмы оперирует с многочис­ленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами дан­ных, документами, массивами; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропуск­ной способностью информационных каналов, защитой от несанк­ционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами ЛС, ЛС и внешней средой, обра­зуют своеобразную логистическую информационную систему - ЛИС. Более подробно сущность информационных систем рассмотрена в теме «Информационные логистические системы».

Финансовые потоки. В современном финансовом менеджменте при определении сущности финансовых потоков ориентируются на два основ­ных подхода к изучению данной проблемы:

1) под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэконо­мической среде;

2) под финансовым потоком понимается движе­ние финансовых средств обслуживающих движение только материальных потоков.

Как показала практика, наибольшая эффективность движе­ния финансовых потоков достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистиче­ские финансовые потоки, которые создаются и используются для обес­печения эффективного прохождения товарными потоками от момента возникновения до момента прекращения существования их в виде потока.

Финансовый поток в логистикенаправленное движение финансовых средств, циркулирующих в ЛС, а также между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения опре­деленного товарного потока. Из этого определения следует, что:

1) логистический финансовый поток – это не просто движение, а направленное движение финансовых ре­сурсов;

2) направленность движения финансовых ресур­сов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;

3) движение финансовых ресурсов осуществля­ется либо в ЛС, либо между нею и внешней средой.

Логистические финансовые потоки неоднородны по свое­му составу, направлениям движения, назначению и ряду дру­гих признаков. Потребность в определении наиболее эффек­тивных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость проведения их подроб­ной классификации. Для классификации финансовых пото­ков в логистике используются следующие основные призна­ки: отношение к ЛС, объем, направление движения, назначение, спо­соб переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.

В зависимости от применяемых форм расчетов все финан­совые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

- денежные финансовые потоки, характеризующие дви­жение наличных финансовых средств (национальной и иностранной валюты);

- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств (формы расчетов, регламентированные Гражданским кодексом РФ: платежные поручения, платежные требо­вания, инкассовыми поручениями, документарные акк­редитивы и расчетные чеки).

Основной задачей управления в финансовом обслуживании логистической деятельности является преодоление временного разрыва между приходом и расходом денежных средств. В основе управления финансовыми потоками ЛС лежит разработка бюджета логистики, включающего доходную и расходную части, а также планирование динамики финансовых потоков, связанных с логистической деятельностью, и оценка их влияния на баланс компании.

Логистический бюджет – комплексная система финансовых составляющих, разрабатываемая в рамках одного года, отражающая объемы и сроки обеспечения развития организации необходимыми материально-финансовыми ресурсами на всех участках логистической цепи.

Бюджетирование логистики – процесс разработкисовокупности плановых (нормативных) показателей по обеспечению ЛС необходимыми материально-финансовыми ресурсами, координации и контроля за ходом реализации планов и повышения эффективности логистической деятельности в будущем периоде. Система логистического бюджетирования позволяет установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по всей цепи поставок и по отдельным структурным подразделениям ЛС.

К инструментам управления финансовыми потоками, направленным на внутреннюю среду фирмы относятся инвестиционное обеспечение, составление смет расходов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, страхование рисков. При наличии иных факторов в качестве инструментов и методов управления могут использоваться прогнозирование, финансовое планирование, сетевое планирование, создание центров финансовой ответственности и т.д.

Сервисные потоки. Логистический подход оказался эффективным и для предприятий, оказывающих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.). Например, «Supply Chain Management» (SCM-подход) – «менеджмент в цепи поставок» оказался чрез­вычайно продуктивным для организаций сервиса в задачах оп­ределения сетевых мощностей по услугам.

В связи с вышеизложенным на Западе используется поня­тие «Service Response Logistics» – SRL (логистика сервисно­го отклика), которое определяется как процесс координации нематериальных активностей, необходимых для выполнения сервиса наиболее эффективным с точки зрения затрат и удов­летворения потребителей способом.

Критическими элементами SRL являются при­ем заказов на сервис и мониторинг выполнения услуг. Как и материальные потоки, потоки сервиса распространяются в определенной среде доставки (для ГП – в дистрибутивной сети), в которой существуют свои ЗЛС, каналы, цепи и т. д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять требования потребителей к сервису. Примерами подобных сетей являются сети станций технического обслуживания и пунктов автосервиса автомоби­лестроительных фирм, сети предпродажного и послепродаж­ного сервиса большинства фирм, производящих промышлен­ные электробытовые товары и т. п.

Сопоставление некоторых логистиче­ских действий в обычной логистической цепи управления ма­териальными потоками и действия в логи­стической сервисной системе (SRL) позволяет логистическо­му менеджменту фирмы, производящей услуги, использовать те же принципы и методические подходы при управлении сер­висными потоками, что и для материальных потоков. Однако необходимо учитывать, что процедуры заказа и мониторинга сервиса обычно более комплексны, чем для материального логистического менеджмента.

Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эф­фективные способы оценки его качества, что объясняется ря­дом особенностей сервиса в сравнении с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также объясняется трудностями со стороны покупателя его оценить.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в про­изводстве услуг.

3. Услуги потребляются в больших размерах в то же время, в которое они производятся, т. е. услуги не могут складиро­ваться и транспортироваться.

4. Покупатель никогда не становится собственником, по­купая услуги.

5. Сервис – это деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсер­висных) действий, причем покупатель оценивает эти услуги. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе.

Более подробные описания и характеристика потоков даны в ряде работ Сергеева В.И. и Семененко.

2.3. Затраты в логистике

Сущность логистических затрат. Затраты – важный фактор для всех процессов логистической цепочки. Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансо­вых процессов, приводят к возникновению определенных затрат (рис. 2.1), которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина.


Рис.2.1. Формирование логистических затрат в логистической системе

Осознание необходимости оптимизации затрат связано с тем, что они ока­зывают воздействие на общие результаты деятельности предпри­ятия, поскольку влияют на его финансовые показатели. Это совершен­но очевидно: низкие затраты гарантируют превосходство на рынке, проявляясь в низ­ких ценах или в высокой торговой надбавке либо в сочетании обоих факторов.

Заметный спад экономического роста к середине 60-х годов, изменение рыночной ситуации, рост олигополистической конкуренции уси­лили давление фактора затрат на производителей продукции, зас­тавили менеджеров искать новые пути повышения производитель­ности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Кроме того менеджеры начали осознавать, что логистичес­кие затраты могут достигать весьма больших размеров.

Анализ логистических затрат, проведенный в середине 1960-х годов в США показал, что они составили примерно 15% от ВНП, а при исключении из нее сервисных услуг, их сумма доходила до 23%. Из всего объема затрат примерно две трети составляли транспортные издержки, а одну треть - издержки на создание и поддержа­ние запасов. Было также установлено, что около 19% от ВНП США было инвестировано в логистические активности, а в целом они составили 13% от мирового уровня.

В Великобритании логистические затраты на физическое рас­пределение в тот же период составляли около 16% от общего объе­ма продаж, из них 5,5% - на транспортировку. В Японии затраты на физическое распределение составили примерно 26,5% от объема продаж, из них на транспортировку - 13,5%. В странах ЕС логисти­ческие затраты были в среднем около 21% от величины добавлен­ной стоимости, причем из них на транспортировку продукции - 8,6%, создание и поддержание запасов - 9,2% и 3,2% на логисти­ческое администрирование.

И новые логистические концепции, появившиеся в последние десятилетия 20 в., предоставили возмож­ность оптимизация затратпутем рационализации привлечения и распределения ре­сурсов. При этом сдерживающим элементом сокращения затрат стал возможный ущерб для качества продукции, что в условиях жесткой конкуренции приводит к потере полученных конкурентных преимуществ.

В общем случае логистические затраты представляют собой денежное выражение использования рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-ма­жорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, изделий, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержания запасов. Совершенно очевид­но, что эти ресурсы, необходимые для планирования и осуществления логистических процессов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow