Бюджетная политика

Бюджетная политика - единство формирования и использования средств государственного бюджета. Базируется на разграничении коммерческих и некоммерческих направлений бюджетных расходов. Коммерческие направления - расходы на новое строительство промышленных предприятий, на производство продукции оборонного назначения, целевые дотации сельского хозяйства, часть расходов на науку и научное обслуживание, расходы на жилищное строительство. Некоммерческие расходы - на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение, оборону.

В классификации государственных расходов выделяют трансформационные – т. е. финансовые средства трансформируются в другие блага. К ним относятся государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплаты зарплат и жалований из бюджета. Трансферты - к ним относят субсидии, пособия домохозяйствам и социальное обеспечение. Масштаб расходования государственных средств определяется государственной квотой - сумма бюджетных расходов в процентах к ВНП. В рыночной экономике в отличие от плановой бюджет не выполняет функцию организации производства, но государство как один из хозяйствующих субъектов рынка может воздействовать на рынок через продажу-покупку ценных бумаг.

Бюджетный процесс - балансирование доходов и расходов. Следствием несбалансированности государственных финансов, когда расходы превышают доходы является бюджетный дефицит. На практике в развитых странах существует дефицит государственного бюджета, это связано с увеличением государственных расходов, численности государственного аппарата, возрастания роли государства в выполнении экономической и социальной функций государства. Бюджетный дефицит обуславливает рост государственного долга. Условием покрытия является государственный кредит. Государство может выступать как заемщик, так и как кредитор. Государственный кредит не связан с производственной деятельностью и погашается за счет налоговых поступлений. Представители кейнсианства считают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, так как позволяет увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. Бюджетный дефицит может быть порожден спадом экономической активности и быть следствием финансовой политики государства.

Соответственно выделяют два типа:

1. Структурный дефицит - возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов, при снижении налогов в целях улучшения условий для увеличения инвестиций.

2. Циклический бюджетный дефицит - вызывается сокращением государственных расходов в результате циклического падения экономической активности.

Внешний государственный долг – это задолженность государства иностранным государствам, образуется за счет заимствования средств на национальных рынках ссудного капитала (межправительственные соглашения в любой валюте).

Внутренний государственный долг – это долг государства населению, может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг и других долговых обязательств. Он гарантируется правительством.

Государство создает систему управления государственным долгом, это действие государства связано с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов, выработкой условий выпуска и выплаты процентов по ранее выпущенным займам, проведение конверсий и консолидация займов, определение ставок, процентов по государственному кредиту, погашение выпущенных займов, срок которых истек.

Среди возможных действий государства по управлению государственным долгом можно выделить:

· рефинансирование;

· конверсия;

· консолидация.

Выкуп государственного долга - сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам ценных бумаг с наступлением срока погашения.

Рефинансирование государственного долга - выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступлением срока погашения. Деньги получают от продажи новых ценных бумаг либо рефинансирование проводят через обмен погашенных ценных бумаг на новые. Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменения этих условий, касающихся доходности, называются конверсией. Изменение условий займа, касающихся сроков - государственный долг (превращение краткосрочных облигаций в долгосрочные или в среднесрочные). Государство может размещать средства не только в частном секторе, но и в ЦентроБанке. Это приводит к выпуску денег, не обеспеченных товаром. Происходит монетизация государственного долга, которая становится условием подрыва устойчивости денежного обращения.

Вопросы для самоконтроля и дискуссий:

  1. Какие институты занимаются разработкой и реализацией государственного бюджета?
  2. Как бюджет государства влияет на устойчивость экономического роста?
  3. Какой вид бюджетного дефицита напрямую зависит от деятельности правительства в фискальной области: структурный дефицит или циклический дефицит?
  4. Какая концепция бюджетной политики, на ваш взгляд, предпочтительной для современной экономики России и почему?
  5. Почему государственный долг является одновременно и государственным кредитом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов:

А) дотация;

Б) субвенция;

В) субсидия.

2. У фискальной политики основной причиной запаздывания является

А) лаг наблюдения;

Б) лаг принятия решения;

В) лаг воздействия.

3. Встроенные (автоматические) стабилизаторы:

А) снижают величину мультипликатора автономных расходов;

Б) увеличивают величину мультипликатора автономных расходов;

В) не меняют величину мультипликатора автономных расходов.

4. Система встроенных стабилизаторов относится к

А) программе дискреционных фискальных мероприятий;

Б) программе недискреционных фискальных мероприятий;

В) программе кредитно-денежных мероприятий.

5. Какая налоговая ставка в большей степени способствует реализации фискальной функции налогов и регулирует рост?

А) пропорциональная;

Б) прогрессивная;

В) твердая;

Г) регрессивная.

6. К основным функциям бюджета как метода государственного регулирования социально-экономического развития не относится:

А) аккумуляция и централизация финансовых ресурсов на нужды государства и общества;

Б) регулирование социально-экономических процессов;

В) проведение валютных интервенций;

Г) регионально-отраслевое перераспределение финансовых ресурсов.

7. Какая функция налогов превалирует в современной трактовке налога как обязательного безвозмездного платежа в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований и наиболее полного выполнения ими своих функций?

А) фискальная

Б) регулирующая

В) стимулирующая

Г) воспроизводственная

8. Главное условие наполнения доходной части бюджета:

А) экономический рост;

Б) повышение налогового бремени;

В) уменьшение теневой деятельности;

Г) повышение таможенных пошлин и тарифов.

9. Какая из операций Центрального банка увеличивает количество денег в обращении?

А) Центральный банк повышает обязательную норму резервов.

В) Центральный банк продает государственные облигации населению и банкам.

В) Центральный банк повышает учетную ставку процента, под который он выдает ссуды банкам.

Г) Центральный банк покупает государственные облигации на открытом рынке.

10. Предложение денег в стране увеличивается, если

А) Растут государственные закупки товаров и услуг.

Б) Центральный банк покупает государственные облигации у населения.

В) Население покупает облигации частных компаний.

Г) Корпорация продает свои акции населению и использует полученные средства для строительства нового завода.

11. Увеличение ставок налогов является действием...

А) Фискальной политики.

Б) Кредитно-денежной политики.

В) Монетарной политики.

Г) Политики, стимулирующей экономический рост.

12. Когда федеральное правительство увеличивает подоходный налог с населения:

А) Падают государственные трансферты.

Б) Снижаются и потребление, и сбережения.

В) Потребление снижается, а сбережения растут.

Г) Потребление не изменяется.

13. Стимулирующая фискальная политика требует:

А) Увеличения государственных расходов, увеличения налогов или одновременного осуществления этих мер;

Б) Снижения государственных расходов, снижения налогов или одновременного осуществления этих мер.

В) Увеличения предложения денег и повышения процентных ставок.

Г) Увеличения государственных расходов, снижения налогов, или одновременного осуществления этих мер.

14. Правительство может быстро усилить инфляцию в том случае, когда оно:

А) Увеличивает налоги.

Б) Увеличивает государственные расходы, финансируя их путем займов у населения.

В) Использует денежно-кредитную политику для снижения расходов в частном секторе.

Г) Увеличивает государственные расходы, финансируя их путем займов у Центрального банка.

15. Отрицательным последствием финансирования бюджетного дефицита путем займа у населения является:

А) Возникновение эффекта вытеснения.

Б) Увеличение темпа роста денежной массы.

В) Увеличение процентных ставок по государственным облигациям.

Г) Увеличение налогового бремени.

16. Отрицательным последствием финансирования бюджетного дефицита путем займа у Центрального банка является:

А) Возникновение эффекта вытеснения.

Б) Увеличение темпа роста денежной массы.

В) Увеличение процентных ставок по государственным облигациям.

Г) Увеличение налогового бремени.

17. "Автоматические стабилизаторы":

А) Приводят к такой корректировке налоговых ставок, которая позволяет поддерживать сбалансированным бюджет при полной занятости ресурсов.

Б) Приводят к такой корректировке налоговых ставок, которая позволяет поддерживать сбалансированным фактический государственный бюджет.

В) Снижают амплитуду колебаний совокупного выпуска.

Г) Позволяют поддерживать ежегодный темп роста денежной массы на уровне 4-6 процентов.

Ответьте верно/неверно:

1. При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину приводит к росту совокупного выпуска

2. Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

3. Размеры государственного долга можно определить путем суммирования стоимости всех государственных облигаций, имеющихся у экономических агентов.

4. Введение прогрессивного налогообложения доходов домашних хозяйств вместо пропорционального не отразится на величине мультипликатора государственных расходов.

5. У фискальной политики основной причиной запаздывания является лаг воздействия.

6. Система встроенных стабилизаторов увеличивает величину мультипликатора автономных расходов.

7. Встроенные стабилизаторы могут полностью устранить циклические колебания объема выпуска и совокупного дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: