Тема 3. История изучения Древнего Востока (востоковедение и ориенталистика)

Изучение Древнего Востока в древности. Интерес к Востоку возник еще в древности. При дворах правителей создавались библиотеки, действовал штат писцов, составлявших погодных записей событий. В Месопотамии велись списки царей, в Ассирии – правителей лимму. Имелись описания отдельных периодов истории или событий. Так по истории Передней Азии сохранились «Синхронистическая история», параллельно излагающая историю Ассирии и Вавилонии с XVI по IX вв. до н.э.; «Хроника о падении Ниневии», рассказывающая о гибели ассирийской державы; «Вавилонская хроника», повествующая о взятии Вавилона персидскими войсками Кира II в 539 г. до н.э. и др. Особое место в ранней истории изучения древнего Египта занимает труд египетского жреца Манефона, который расчленил историю страны на 30 периодов, династий, сгруппировав их, в свою очередь, в 3 более крупных отрезка времени: Древнее, Среднее и Новое царства в Египте. Кроме того, сохранились труды греческих ученых, путешествующих по Востоку; среди них особое место занимает «История» Геродота. Все эти труды имею полумифический, отрывочный характер, что существенно обедняет их.

Средневековье и история. Особенностью средневековья является господство религиозного мировоззрения. Наука, в том числе и историческая, рассматривалась как служанка богословия. Ее основной задачей считалось не исследование подлинного хода исторического процесса, а поставка аргументов для подтверждения Священного писания, сочинений отцов церкви. Для средневековых историков история человечества начиналась с сотворения богом мира и человека и рассматривалась как процесс постепенного искупления первородного греха сначала группой избранников, круг которых постепенно расширялся и, наконец, достиг своего завершения в мировой религии христианства. На этом фоне излагались наиболее крупные исторические события. Евсевий Кесарийский (260– 340 гг.) и епископ гиппонский Аврелий Августин (554– 430 гг. до н.э.) разработали основные положения схемы исторического развития, которую средневековые хронисты лишь дополняли. Процесс исторического развития был расчленен на четыре великие монархии, которые сменяли друг друга египетскую, ассиро– вавилонскую, мидо– персидскую и греко– римскую. При этом излагались главным образом войны и действия отдельных царей по отношению к религиозным установлениям. Сильнейшее влияние на технику исторического исследования оказывала Библия с ее неопределенным повествованием и морализированием Интерес к точной констатации фактов был минимальным, о проверке фактического материала не заботились. Для подтверждения тех или иных положений подбирали все факты, включая фантастические, а противоположные факты отбрасывались. Своего рода приемом работы были фальсификация и вымысел исторических фактов, прибегали и к произвольным вставкам в древние тексты.

Изучение Древнего Востока в XIII – XIX вв. К серьезному изучению стран Востока приступили в эпоху Просвещения – в XVIII в. Это была эпоха накопления источниковой базы: были обнаружены афоризмы Конфуция, Авеста – собрание религиозных текстов древнего Ирана, священные книги Индии на санскрите. Во время Египетского похода Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв. прикомандированные к армии художники копиро­вали изображения и иероглифические надписи. Из стран Ближнего Востока путешествен­ники привозили образцы клинообразных надписей. В начале XIX в. стали проводить археоло­гические раскопки. Однако подлинное изучение востока не могло начаться без расшифровки памятников письменности. Если языки и письменность индии и Китая оставались живыми и были довольно легко читаемыми, то египетские и шумеро–вавилонские тексты были на писаны на ныне мертвых языках непонятными знаками.

В 1822 г. француз Жан–Франсуа Шампольон (1790-1832 гг.) дешифровал египетскую письменности с помощью изучения двуязычной греко-египетской надписи, высеченной на Розеттском камне эпохи Птолемеев. А в 30-40-е гг. XIX в. английский дипломат и востоковед Ген­ри Роулинсон (1810-1895 гг.) прочитал клинообраз­ную надпись на трех языках, высеченную в конце VI в. до н. э. по приказу пер­сидского царя Дария I на Бехистунской скале. Изучение Бехистунской надписи дало богатейший материал для окончательной дешифровки клинопи­си (персидской, аккадской и ассиро– вавилонской). При этом продолжалось накопление материалов. Сенсационные результаты принесли раскопки дворцов асси­рийских царей в Ниневии и Хорсабаде (VIII-VII вв. до н. э.); в Вавилоне (VII-VI вв. до н.э). Замечательная коллекция папирусов и образцов египетского искусства была собрана В. С. Голенищевым (1856-1947 гг.).

Изучение Древнего Востока в XX в. Современное состояние науки. В начале XX в. была открыта забытая еще в древности циви­лизация хеттов, создавших в середине II тысячелетия до н. э. ве­ликую державу на территории современной Турции. Тогда же французская археологическая экспедиция при раскопках г. Сузы, столицы Элама (в Юго–Западном Иране), об­наружила черный базальтовый столб, на котором высечены за­коны вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII в. до н. э. – самый совершенный юридический документ Древнего Востока и наиболее древний из них.

После Первой мировой войны последовало сразу несколько сенсационных археологических открытий. Г.Картер (1873-1939 гг.) нашел в Долине царей гробницу египетского фараона Тутанхамона, наследника Эхнатона.

История Древнего Востока (и одновременно всего человече­ства) постепенно оказывалась все более древней. Л. Вулли (1880-1960 гг.) обнаружил ведя раскопки в Месопотамии откры­л культуру шумеров, о которой греки не помнили уже во време­на Гомера и Геродота.

В Северо–Западной Индии были найденыостатки крупных городов Хараппа и Мохенджо–Даро, которые почти не уступали по древности гробницам Ура и пирамидам Египта. Особенно по­разил археологов уровень благоустройства домов, выстроенных из обожженного кирпича, и технически совершенная городская канализация.

Раскопки возле г. Аньяна в Северном Китае и прочтение най­денных там иероглифических надписей на «гадательных кос­тях» подтвердили информацию, содержащуюся в древних ки­тайских хрониках. История этой страны началась значительно раньше времени Конфуция (551-479 гг. до н. э.): уже во второй половине II тысячелетия до н. э. в среднем течении р. Хуанхэ су­ществовало государство Шан–Инь.

После Второй мировой войны удалось не только основатель­нее изучить уже найденные источники – письменные и археоло­гические. Существенно расширилась та зона, где были обнару­жены следы древних цивилизаций: в Закавказье и Центральной Азии, в Южной Аравии и Восточном Средиземноморье, в странах Юго–Восточной Азии. Археологи открывали все более глубокие слои, многие земледельческие культуры на сегодняшний день датируются X тыс. до н.э. Снова остро встал вопрос о границах древнего Востока – хронологических и территориальных.

Сегодня изучение затруднено тем, что некоторые территории оказались в зоне военных действий. Так, например, разграблен музей в Багдаде. Некоторые страны, например Египет, ввели запрет на раскопки на территории страны и закрыли музеи и архивы для иностранных исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: