Предисловие. Курс лекций по учебной дисциплине

Курс лекций по учебной дисциплине

_____________ Б 3.В 16. История Древнего Мира ______________

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки, специальность _ 44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование.

Профиль, специализация ________ Хакасский язык и литература, История _________

Курс_________ 1 _______________

Форма обучения __________ ОФО __________________

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО:______ 288 ________ часов

________ 4 ______ зачетных единиц

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………….…………………………………………………………..7

БЛОК 1. ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА……………..9

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…......……….9

Тема 1. Понятие «древний восток», географические и хронологические рамки, периодизация, природные условия…………………………………..…9

Тема 2. Источники по истории Древнего мира. Проблемы хронологии…….10

Тема 3. История изучения Древнего Востока (востоковедение и ориенталистика)…………………………………………………………………12

Тема 4. Основные теоретические проблемы изучения Древнего Востока….14

Тема 5. Основные этапы полито– и социогенеза на Древнем Востоке……..17

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ……………………………………………….19

Тема 1. Раннее и Древнее царства в Вгипте, первый переходный период и образование Среднего царства в Египте: политическая история…………….19

Тема 2. Второй переходный период и образование Нового царства. Египет

в период Позднего царства: политическая история…………………………...21

Тема 3. Этапы социально–экономического развития Древнего ЕгиптаОбщественные отношения, проблема рабства………………………...24

Тема 4. Эволюция государственного строя, военной организации и права

в Древнем Египте………………………………………………………………...26

Тема 5. Культура Древнего Египта…………………………………………….29

РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ………………………………32

Тема 1. Географическое положение и природа Древнего Двуречья. Политическая история Шумера и Аккада……………………………………...32

Тема 2. Ранние династии в Месопотамии (саргон аккадский и его

династия, III династия ура): политическое развитие…………………………32

Тема 3. Старовавилонский период в истории Месопотамии (XX–XVI вв.

до н.э.): политическая история. Касситский период в истории Вавилонии

(XVI – XII вв. до н.э.)……………………………………………………………33

Тема 4. Эволюция государственности в Древней Месопотамии. Развитие права. Социально–экономическое развитие…………………………………...34

Тема 5. Культура Месопотамии………………………………………………..40

РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ АЗИИ………………..41

Тема 1. Вавилония в Нововавилонский период (VII – VI вв. до н.э.)……….41

Тема 2. Государства в среднем течении р. Тигр. Ассирия: этапы политического развития и социально-экономический строй.

Особенности ассирийской государственности. Ассирийское общество по данным среднеассирийских законов…………………………………………..43

Тема 3. Армянское нагорье в I тыс. но н. э……………………………………46

Тема 4. Малая Азия в древности: Хеттское государство, Митанни, Фригия

и Лидия…………………………………………………………………………..48

Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности: древняя Сирия и

Финикия; Палестина в древности; Израильско-Иудейское царство………...53

РАЗДЕЛ 5. СРЕДНИЙ ВОСТОК В ДРЕВНОСТИ …………………………..58

Тема 1. Природа и население Древнего Ирана. Элам. Мидийское царство..58

Тема 2. Образование Персидской державы, ее внутренняя и внешняя политика………………………………………………………………………….61

Тема 3. Реформы Дария I: социальная структура и военно-

административная организация Персидской Державы……………………….62

Тема 4. Греко-Персидские войны и гибель империи Ахеменидов…………..68

Тема 5. Культура и религия древних иранцев (зороастризм)………………..70

РАЗДЕЛ 6. ЮЖНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ…………………………………70

Тема 1. Природа и население Древней Индии. Первые государства в

Индии. Появление и утверждение индоариев в Индии (середина V тыс.

до н.э. – середина I тыс. до н.э.)……………………………………………....70

Тема 2. Индия во второй половине I тыс. до н.э. Появление централизованных государств. Буддизм и держава Мауриев……………….73

Тема 3. Индия в первой половине I тыс. н.э. Кушанское царство,

держава Гуптов………………………………………………………………….75

Тема 4. Варново–кастовая социальная иерархия. Правовой строй и

принципы государственного правления………………………………………76

Тема 5. Культура Древней Индии……………………………………………..79

Раздел 7. Восточная Азия в Древности…………………………...80

Тема 1. Возникновение китайской цивилизации. Период Шан–Инь……….80

Тема 2. Китай в период Западного Чжоу. Китай в VIII-V вв. до н. э………..83

Тема 3. Китай в правление династии Цинь. Организация власти и

Управления………………………………………………………………………85

Тема 4. Китай в правление династии Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.)………..86

Тема 5. Культура Древнего Китая……………………………………………..88

Блок 2. Цивилизации Древней Греции……………………………93

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………93

Тема 1. Предмет, географические рамки, периодизация, природные

условия, этногенез Древней Греции………………………………………….93

Тема 2. Источники по истории Древней Греции…………………………….96

Тема 3. История изучения Древней Греции………………………………….97

Раздел 2. Первые общества и государства Эгеиды…………99

Тема 1. Протоцивилизации в Эгейском бассейне. Крито–Микенская цивилизация: открытие, географические рамки, характерные черты………99

Тема 2. Специфика «дворцового» государства: устройство дворца,

дворцовое хозяйство, устройство общества………………………………….103

Тема 3. Основные этапы социально– экономического и политического развития Минойской, Микенской и Кикладской цивилизаций…………….104

Тема 4. Троянская война……………………………………………………….110

Тема 5. Проблема гибели цивилизации бронзового века. Роль Микенского наследия…………………………………………………………………………112

Раздел 3. ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГРЕЦИИ……………...115

Тема 1. «Темные века» греческой истории. Гомеровский вопрос………….115

Тема 2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник………………..118

Тема 3. Социально-экономическое развитие в Гомеровской Греции………119

Тема 4. Организация государственного управления в Гомеровский

период…………………………………………………………………………...123

Тема 5. Предпосылки возникновения полисной организации. Вопрос о протополисе…………………………………………………………………….124

РАЗДЕЛ 4. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…130

Тема 1. Архаическая революция VIII–VI вв. до н.э. Великая греческая колонизация…………………………………………………………………….130

Тема 2. Ранее греческое законодательство…………………………………...133

Тема 3. Проблема древнегреческой тирании…………………………………134

Тема 4. Складывание «общины равных» в Спарте…………………………..138

Тема 5. Становление полисного строя в Афинах…………………………….141

РАЗДЕЛ 5. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ……….145

Тема 1. Генезис греческого полиса. Понятие «полис» в современной историографии………………………………………………………………….145

Тема 2. Государственное устройство Афинской демократической республики. Олигархическая республика в Спарте…………………………151

Тема 3. Социально-экономический строй Греции в V-IV вв. до н.э. Классическое рабство в Греции……………………………………………….153

Тема 4. Пелопоннесская война; последствия для Афин и Спарты………….159

Тема 5. Политическая раздробленность в Греции. Кризис полиса и

проекты его преодоления………………………………………………………162

Блок 3. Эллинистические цивилизации…………………………170

РАЗДЕЛ 1. ЭЛЛИНИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………170

Тема 1. Предэллинизм на Востоке и Западе………………………………….170

Тема 2. Предпосылки возникновения эллинизма: македонская гегемония

в Греции………………………………………………………………………...170

Тема 3. Эллинизм: оценка в исторической науке……………………………173

Тема 4. Понятие «эллинизм», географические, хронологические рамки, периодизация, типы синтеза…………………………………………………..173

Тема 5. Эллинистическое общество и государство………………………….175

РАЗДЕЛ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ДЕРЖАВЫ

А. МАКЕДОНСКОГО. СИСТЕМА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ

ГОСУДАРСТВ………………………………………………………………….181

Тема 1. Личность и деятельность Александра Македонского………………181

Тема 2. Подготовка и осуществление восточных походов………………….184

Тема 3. Держава А. Македонского и ее распад………………………………186

Тема 4. Крупнейшие эллинистические государства…………………………191

Тема 5. Падение системы эллинистических государств. Историческое значение Эллинизма……………………………………………………………204

Блок 4. Цивилизации Древнего Рима……………………………...213

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО РИМА………………..213

Тема 1. Сущность, географические рамки, этногенез, периодизация

истории Древнего Рима………………………………………………………..213

Тема 2. Источники по истории Древнего Рима………………………………215

Тема 3. Историография истории Древнего Рима…………………………….226

РАЗДЕЛ 2. ДОРИМСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АПЕННИНСКОГО ПОЛУОСТРОВА. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД РИМА……………………………..228

Тема 1. Доримская история Апеннинского полуострова. Этрусская цивилизация……………………………………………………………………228

Тема 2. Основание Рима по данным мифологии, археологии и

исторических сочинений………………………………………………………233

Тема 3. Социальная структура и общественные отношения в Древнейшем Риме: патронат и клиентела……………………………………………………235

Тема 4. Система государственного устройства Древнейшего Рима.

Сущность верховной власти…………………………………………………...238

Тема 5. Реформы Сервия Туллия и их историческое значение……………..239

РАЗДЕЛ 3. ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ………………………………242

Тема 1. Падение царской власти и учреждение республики в Риме.

Римское общество по данным законов «XII таблиц»………………………..242

Тема 2. Генезис римской цивитас. Государственный строй Римской республики ……………………………………………………………………..245

Тема 3. Внешняя политика Рима в период Республики……………………..250

Тема 4. Социально–экономическое положение Рима во II–I вв. до н.э. Особенности перехода к классическому рабству в Риме……………………253

Тема 5. Кризис Римской республики и гражданской общины. Переход от республики к империи…………………………………………………………255

РАЗДЕЛ 4. ПЕРИОД ИМПЕРИИ В РИМЕ………………………………….259

Тема 1. Эволюция государственного строя Римской империи: принципат, доминат, провинциальная организация империи……………………………259

Тема 2. Ранняя Римская империя……………………………………………..267

Тема 3. Кризис третьего века в ранней Римской империи………………….269

Тема 4. Поздняя Римская империя……………………………………………279

Тема 5. Структурный кризис Западной Римской империи в V в. Падение Западной Римской империи……………………………………………………288

Библиографический список……………………………………………………295

ПРЕДИСЛОВИЕ

Философия преподавания наук о Древнем мире в высшей школе должна исходить из общей концепции философии образования XXI века. Суть нового подхода к обучению в вузе сводится к тому, что основой образования наступившего столетия должна стать конструктивная аксиологическая философия1. Конструктивность процесса образования заключается в следующих базовых принципах: изложение материала на современном научном уровне, развитие творческого мышления, формирование рационально-критического взгляда на объект исследования. Кроме того, предполагается и ценностнополагающий характер образования: глубокое изучение культурного наследия, выработавшего гуманистические, правовые и этические принципы. При этом нужно учитывать, что реализация названных установок решается разным набором методических средств обучения. Различными будут и его цели: если через рационалистическую установку достигается приобретение учебно-логических навыков, то через ценностнополагающую – приобретение знаний.

Поскольку История Древнего мира - основной курс, закладывающий фундамент именно специальной подготовки историка, в качестве методологической основы лекционного курса избрана конструктивная установка образования.

Учитывая, что в большинстве российских вузов преподавание истории Древнего мира ведется специалистами иного профиля, единственным условием реализации высокого уровня освоения дисциплины становится установка на формирование у студентов навыков самостоятельного приобретения нового знания, обучения методу гуманитарных наук, а не быстро устаревающим конкретным результатам его применения.

Настоящий учебно-методический комплекс призван систематизировать весь накопленный опыт преподавания Истории Древнего мира на кафедре всеобщей истории Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, обновить методологическую основу подхода к отбору содержания материала дисциплины, внести новейшие достижения мировой и отечественной исторической науки, создать базу для перехода на новую систему методов обучения, ориентированных на развитие навыков самостоятельной работы и рациональное использование времени, отведенного на аудиторные занятия. В этой связи, основной задачей становится, во-первых, четкое определение основных содержательных компонентов материала и необходимого минимума умений и навыков; во-вторых, рациональное распределение нагрузки на аудиторные занятия и самостоятельную работу, и как следствие - необходимость четко определить формы проверки результатов самостоятельной работы студентов, а так же формы контроля уровня усвоения студентом содержания аудиторных занятий.

Данная часть комплекса содержит материалы необходимые как для самостоятельной работы, так и для расширения знаний, полученных в ходе аудиторной работы, то есть содержательные теоретические компоненты. В структурном отношении глава разбита на дидактические единицы (разделы), по каждой из которых раскрыто основное содержание тем лекций.

Курс лекций содержит всю необходимую информацию для успешного освоения студентами дисциплины и отражает авторский подход к преподаванию дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: