Курс лекций по учебной дисциплине
_____________ Б 3.В 16. История Древнего Мира ______________
(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки, специальность _ 44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование.
Профиль, специализация ________ Хакасский язык и литература, История _________
Курс_________ 1 _______________
Форма обучения __________ ОФО __________________
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО:______ 288 ________ часов
________ 4 ______ зачетных единиц
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………….…………………………………………………………..7
БЛОК 1. ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА……………..9
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…......……….9
Тема 1. Понятие «древний восток», географические и хронологические рамки, периодизация, природные условия…………………………………..…9
Тема 2. Источники по истории Древнего мира. Проблемы хронологии…….10
Тема 3. История изучения Древнего Востока (востоковедение и ориенталистика)…………………………………………………………………12
Тема 4. Основные теоретические проблемы изучения Древнего Востока….14
|
|
Тема 5. Основные этапы полито– и социогенеза на Древнем Востоке……..17
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ……………………………………………….19
Тема 1. Раннее и Древнее царства в Вгипте, первый переходный период и образование Среднего царства в Египте: политическая история…………….19
Тема 2. Второй переходный период и образование Нового царства. Египет
в период Позднего царства: политическая история…………………………...21
Тема 3. Этапы социально–экономического развития Древнего ЕгиптаОбщественные отношения, проблема рабства………………………...24
Тема 4. Эволюция государственного строя, военной организации и права
в Древнем Египте………………………………………………………………...26
Тема 5. Культура Древнего Египта…………………………………………….29
РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ………………………………32
Тема 1. Географическое положение и природа Древнего Двуречья. Политическая история Шумера и Аккада……………………………………...32
Тема 2. Ранние династии в Месопотамии (саргон аккадский и его
династия, III династия ура): политическое развитие…………………………32
Тема 3. Старовавилонский период в истории Месопотамии (XX–XVI вв.
до н.э.): политическая история. Касситский период в истории Вавилонии
(XVI – XII вв. до н.э.)……………………………………………………………33
Тема 4. Эволюция государственности в Древней Месопотамии. Развитие права. Социально–экономическое развитие…………………………………...34
Тема 5. Культура Месопотамии………………………………………………..40
РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ АЗИИ………………..41
Тема 1. Вавилония в Нововавилонский период (VII – VI вв. до н.э.)……….41
|
|
Тема 2. Государства в среднем течении р. Тигр. Ассирия: этапы политического развития и социально-экономический строй.
Особенности ассирийской государственности. Ассирийское общество по данным среднеассирийских законов…………………………………………..43
Тема 3. Армянское нагорье в I тыс. но н. э……………………………………46
Тема 4. Малая Азия в древности: Хеттское государство, Митанни, Фригия
и Лидия…………………………………………………………………………..48
Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности: древняя Сирия и
Финикия; Палестина в древности; Израильско-Иудейское царство………...53
РАЗДЕЛ 5. СРЕДНИЙ ВОСТОК В ДРЕВНОСТИ …………………………..58
Тема 1. Природа и население Древнего Ирана. Элам. Мидийское царство..58
Тема 2. Образование Персидской державы, ее внутренняя и внешняя политика………………………………………………………………………….61
Тема 3. Реформы Дария I: социальная структура и военно-
административная организация Персидской Державы……………………….62
Тема 4. Греко-Персидские войны и гибель империи Ахеменидов…………..68
Тема 5. Культура и религия древних иранцев (зороастризм)………………..70
РАЗДЕЛ 6. ЮЖНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ…………………………………70
Тема 1. Природа и население Древней Индии. Первые государства в
Индии. Появление и утверждение индоариев в Индии (середина V тыс.
до н.э. – середина I тыс. до н.э.)……………………………………………....70
Тема 2. Индия во второй половине I тыс. до н.э. Появление централизованных государств. Буддизм и держава Мауриев……………….73
Тема 3. Индия в первой половине I тыс. н.э. Кушанское царство,
держава Гуптов………………………………………………………………….75
Тема 4. Варново–кастовая социальная иерархия. Правовой строй и
принципы государственного правления………………………………………76
Тема 5. Культура Древней Индии……………………………………………..79
Раздел 7. Восточная Азия в Древности…………………………...80
Тема 1. Возникновение китайской цивилизации. Период Шан–Инь……….80
Тема 2. Китай в период Западного Чжоу. Китай в VIII-V вв. до н. э………..83
Тема 3. Китай в правление династии Цинь. Организация власти и
Управления………………………………………………………………………85
Тема 4. Китай в правление династии Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.)………..86
Тема 5. Культура Древнего Китая……………………………………………..88
Блок 2. Цивилизации Древней Греции……………………………93
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………93
Тема 1. Предмет, географические рамки, периодизация, природные
условия, этногенез Древней Греции………………………………………….93
Тема 2. Источники по истории Древней Греции…………………………….96
Тема 3. История изучения Древней Греции………………………………….97
Раздел 2. Первые общества и государства Эгеиды…………99
Тема 1. Протоцивилизации в Эгейском бассейне. Крито–Микенская цивилизация: открытие, географические рамки, характерные черты………99
Тема 2. Специфика «дворцового» государства: устройство дворца,
дворцовое хозяйство, устройство общества………………………………….103
Тема 3. Основные этапы социально– экономического и политического развития Минойской, Микенской и Кикладской цивилизаций…………….104
Тема 4. Троянская война……………………………………………………….110
Тема 5. Проблема гибели цивилизации бронзового века. Роль Микенского наследия…………………………………………………………………………112
Раздел 3. ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГРЕЦИИ……………...115
Тема 1. «Темные века» греческой истории. Гомеровский вопрос………….115
Тема 2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник………………..118
Тема 3. Социально-экономическое развитие в Гомеровской Греции………119
Тема 4. Организация государственного управления в Гомеровский
период…………………………………………………………………………...123
|
|
Тема 5. Предпосылки возникновения полисной организации. Вопрос о протополисе…………………………………………………………………….124
РАЗДЕЛ 4. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…130
Тема 1. Архаическая революция VIII–VI вв. до н.э. Великая греческая колонизация…………………………………………………………………….130
Тема 2. Ранее греческое законодательство…………………………………...133
Тема 3. Проблема древнегреческой тирании…………………………………134
Тема 4. Складывание «общины равных» в Спарте…………………………..138
Тема 5. Становление полисного строя в Афинах…………………………….141
РАЗДЕЛ 5. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ……….145
Тема 1. Генезис греческого полиса. Понятие «полис» в современной историографии………………………………………………………………….145
Тема 2. Государственное устройство Афинской демократической республики. Олигархическая республика в Спарте…………………………151
Тема 3. Социально-экономический строй Греции в V-IV вв. до н.э. Классическое рабство в Греции……………………………………………….153
Тема 4. Пелопоннесская война; последствия для Афин и Спарты………….159
Тема 5. Политическая раздробленность в Греции. Кризис полиса и
проекты его преодоления………………………………………………………162
Блок 3. Эллинистические цивилизации…………………………170
РАЗДЕЛ 1. ЭЛЛИНИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………170
Тема 1. Предэллинизм на Востоке и Западе………………………………….170
Тема 2. Предпосылки возникновения эллинизма: македонская гегемония
в Греции………………………………………………………………………...170
Тема 3. Эллинизм: оценка в исторической науке……………………………173
Тема 4. Понятие «эллинизм», географические, хронологические рамки, периодизация, типы синтеза…………………………………………………..173
Тема 5. Эллинистическое общество и государство………………………….175
РАЗДЕЛ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ДЕРЖАВЫ
А. МАКЕДОНСКОГО. СИСТЕМА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ
ГОСУДАРСТВ………………………………………………………………….181
Тема 1. Личность и деятельность Александра Македонского………………181
Тема 2. Подготовка и осуществление восточных походов………………….184
|
|
Тема 3. Держава А. Македонского и ее распад………………………………186
Тема 4. Крупнейшие эллинистические государства…………………………191
Тема 5. Падение системы эллинистических государств. Историческое значение Эллинизма……………………………………………………………204
Блок 4. Цивилизации Древнего Рима……………………………...213
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО РИМА………………..213
Тема 1. Сущность, географические рамки, этногенез, периодизация
истории Древнего Рима………………………………………………………..213
Тема 2. Источники по истории Древнего Рима………………………………215
Тема 3. Историография истории Древнего Рима…………………………….226
РАЗДЕЛ 2. ДОРИМСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АПЕННИНСКОГО ПОЛУОСТРОВА. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД РИМА……………………………..228
Тема 1. Доримская история Апеннинского полуострова. Этрусская цивилизация……………………………………………………………………228
Тема 2. Основание Рима по данным мифологии, археологии и
исторических сочинений………………………………………………………233
Тема 3. Социальная структура и общественные отношения в Древнейшем Риме: патронат и клиентела……………………………………………………235
Тема 4. Система государственного устройства Древнейшего Рима.
Сущность верховной власти…………………………………………………...238
Тема 5. Реформы Сервия Туллия и их историческое значение……………..239
РАЗДЕЛ 3. ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ………………………………242
Тема 1. Падение царской власти и учреждение республики в Риме.
Римское общество по данным законов «XII таблиц»………………………..242
Тема 2. Генезис римской цивитас. Государственный строй Римской республики ……………………………………………………………………..245
Тема 3. Внешняя политика Рима в период Республики……………………..250
Тема 4. Социально–экономическое положение Рима во II–I вв. до н.э. Особенности перехода к классическому рабству в Риме……………………253
Тема 5. Кризис Римской республики и гражданской общины. Переход от республики к империи…………………………………………………………255
РАЗДЕЛ 4. ПЕРИОД ИМПЕРИИ В РИМЕ………………………………….259
Тема 1. Эволюция государственного строя Римской империи: принципат, доминат, провинциальная организация империи……………………………259
Тема 2. Ранняя Римская империя……………………………………………..267
Тема 3. Кризис третьего века в ранней Римской империи………………….269
Тема 4. Поздняя Римская империя……………………………………………279
Тема 5. Структурный кризис Западной Римской империи в V в. Падение Западной Римской империи……………………………………………………288
Библиографический список……………………………………………………295
ПРЕДИСЛОВИЕ
Философия преподавания наук о Древнем мире в высшей школе должна исходить из общей концепции философии образования XXI века. Суть нового подхода к обучению в вузе сводится к тому, что основой образования наступившего столетия должна стать конструктивная аксиологическая философия1. Конструктивность процесса образования заключается в следующих базовых принципах: изложение материала на современном научном уровне, развитие творческого мышления, формирование рационально-критического взгляда на объект исследования. Кроме того, предполагается и ценностнополагающий характер образования: глубокое изучение культурного наследия, выработавшего гуманистические, правовые и этические принципы. При этом нужно учитывать, что реализация названных установок решается разным набором методических средств обучения. Различными будут и его цели: если через рационалистическую установку достигается приобретение учебно-логических навыков, то через ценностнополагающую – приобретение знаний.
Поскольку История Древнего мира - основной курс, закладывающий фундамент именно специальной подготовки историка, в качестве методологической основы лекционного курса избрана конструктивная установка образования.
Учитывая, что в большинстве российских вузов преподавание истории Древнего мира ведется специалистами иного профиля, единственным условием реализации высокого уровня освоения дисциплины становится установка на формирование у студентов навыков самостоятельного приобретения нового знания, обучения методу гуманитарных наук, а не быстро устаревающим конкретным результатам его применения.
Настоящий учебно-методический комплекс призван систематизировать весь накопленный опыт преподавания Истории Древнего мира на кафедре всеобщей истории Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, обновить методологическую основу подхода к отбору содержания материала дисциплины, внести новейшие достижения мировой и отечественной исторической науки, создать базу для перехода на новую систему методов обучения, ориентированных на развитие навыков самостоятельной работы и рациональное использование времени, отведенного на аудиторные занятия. В этой связи, основной задачей становится, во-первых, четкое определение основных содержательных компонентов материала и необходимого минимума умений и навыков; во-вторых, рациональное распределение нагрузки на аудиторные занятия и самостоятельную работу, и как следствие - необходимость четко определить формы проверки результатов самостоятельной работы студентов, а так же формы контроля уровня усвоения студентом содержания аудиторных занятий.
Данная часть комплекса содержит материалы необходимые как для самостоятельной работы, так и для расширения знаний, полученных в ходе аудиторной работы, то есть содержательные теоретические компоненты. В структурном отношении глава разбита на дидактические единицы (разделы), по каждой из которых раскрыто основное содержание тем лекций.
Курс лекций содержит всю необходимую информацию для успешного освоения студентами дисциплины и отражает авторский подход к преподаванию дисциплины.