Сравните уровень и темпы экономического развития России и стран Западной Европы.
Проанализируйте проекты реформ М. Сперанского, А. Аракчеева и Н. Новосильцева. Найдите общее и особенное в этих документах.
Используя учебную литературу, выясните, имело ли крепостническое хозяйство возможность экономического роста в первой половине XIX в?
Сравните положение государственных и помещичьих крестьян в первой половине XIX века.
Назовите предпосылки отмены крепостного права. Разделите их на социально-экономические, политические, нравственные.
Составьте таблицу, где были бы отражены взгляды консерваторов, либералов, революционеров на решение крестьянского вопроса.
Назовите имена деятелей, которые внесли наиболее заметный вклад в подготовку крестьянской реформы.
Работа с понятиями
Дайте определения следующих понятий: Государственный совет, Сенат, Синод, кодификация законов, бюрократия, промышленный переворот, конституция, выкупные платежи, крестьянская община, временно обязанные крестьяне, отрезки, всесословный суд, суд присяжных, всеобщая воинская повинность.
Вопросы для дискуссии
Почему именно в начале XIX в. вопрос о крепостном праве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?
Чем вы можете объяснить, что в условиях кризиса феодально-крепостной системы хозяйствования во второй четверти XIX в. наблюдался определенный экономический подъем хозяйств?
Почему некоторые историки называют правление Николая I временем «консервативной модер-
низацией страны», а другие «периодом кризиса и реакции?» Кто из них прав?
Каковы были альтернативы развития России в середине XIX в.?
Как вы думаете, реформы 60-70-х годов отсрочили или ускорили падение самодержавия в
России?