Задачи и упражнения. Сравните уровень и темпы экономического развития России и стран Западной Европы

Сравните уровень и темпы экономического развития России и стран Западной Европы.

Проанализируйте проекты реформ М. Сперанского, А. Аракчеева и Н. Новосильцева. Найдите общее и особенное в этих документах.

Используя учебную литературу, выясните, имело ли крепостническое хозяйство возможность экономического роста в первой половине XIX в?

Сравните положение государственных и помещичьих крестьян в первой половине XIX века.

Назовите предпосылки отмены крепостного права. Разделите их на социально-экономические, политические, нравственные.

Составьте таблицу, где были бы отражены взгляды консерваторов, либералов, революционеров на решение крестьянского вопроса.

Назовите имена деятелей, которые внесли наиболее заметный вклад в подготовку крестьянской реформы.

Работа с понятиями

Дайте определения следующих понятий: Государственный совет, Сенат, Синод, кодификация законов, бюрократия, промышленный переворот, конституция, выкупные платежи, крестьянская община, временно обязанные крестьяне, отрезки, всесословный суд, суд присяжных, всеобщая воинская повинность.

Вопросы для дискуссии

Почему именно в начале XIX в. вопрос о крепостном праве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?

Чем вы можете объяснить, что в условиях кризиса феодально-крепостной системы хозяйствования во второй четверти XIX в. наблюдался определенный экономический подъем хозяйств?

Почему некоторые историки называют правление Николая I временем «консервативной модер-

низацией страны», а другие «периодом кризиса и реакции?» Кто из них прав?

Каковы были альтернативы развития России в середине XIX в.?

Как вы думаете, реформы 60-70-х годов отсрочили или ускорили падение самодержавия в

России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: