Истоки китайской цивилизации. Археологические находки показывают, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (около 400 тыс. лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго–востоку от Пекина.
Довольно много данных было получено относительно трех культур: 1) северная – охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии; 2) западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани; 3) южная культура на территории современного Гуанси–Чжуанского автономного района. Общая картина развития ранних культур в соседних с Китаем странах, не противоречит сведениям древних китайских мифов. Слияние нескольких культур, существовавших в приграничных зонах Китая, стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.
Выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита:
|
|
1. этап – культура Яншао (III–II тыс. до н.э.), представлена поселениями, размещающимися на территории от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние – ближе к периферии. Характерной чертой культуры – является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии, на юге России, в долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже – индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.
2. этап – культура Луншань. Поселения этой культуры имеются в провинциях Шаньдун, Хэнань и Аньхой. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Поселения представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка–кровать. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.
|
|
Поздние мифы (Шуцзин) упоминают императора Яо, который на востоке столкнулся с правителем по имени Шунь, которого в мифах называли восточным варваром, явившимся из «страны гончаров». Это могло означать, что Шунь был преемником луншаньской цивилизации. По сравнению с Яо он, по-видимому, обладал большой светской властью, во всяком случае Яо в конечном счете пришлось ему подчиниться. Эта передача полномочий была истолкована как отречение правителя в пользу более достойного преемника, что позднее использовалось в политической истории Китая как прецедент в ситуациях перехода власти.
Владычество Шуня оказалось недолгим: от «отрекся» от власти в пользу Великого Юя, пользовавшегося славой «укротителя наводнений». О личности Юя было сложено множество легенд. По преданию, в период заселения китайцами Северо-Китайской равнины часто происходили наводнения, поэтому для борьбы с ними использовался массовый принудительный труд.
Династия Ся. Юй традиционно считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 до 1557 гг. до н.э., по другой хронологии – с 1989 до 1756 гг. до н.э. Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы и охватило всю восточную часть Северного Китая.
Всей полнотой светской власти, видимо, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовном владыке-правителе, они выступали в роли князей – хранителей трона. Императоры династии Ся были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.
Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники – императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что отразилось на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.
Династия Шан–Инь. В соответствии с двумя независимыми источниками насчитывается 30 правителей династии Шан– Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, правление династии приходится на XVIII-XII вв. до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало XVI – середину XI вв. до н.э.
После того как Ли – правитель государства Шан–Инь – сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, по всей вероятности, пришли из северных районов Центрального Китая. Для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.
Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала по меньшей мере центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой р.Янцзы, а может быть, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.
|
|
История династии Шан–Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце XIX в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем – содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).