Тема 1. Возникновение китайской цивилизации. Период Шан– Инь

Истоки китайской цивилизации. Археологические находки показывают, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (около 400 тыс. лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго–востоку от Пекина.

Довольно много данных было получено относительно трех культур: 1) северная – охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии; 2) западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани; 3) южная культура на территории современного Гуанси–Чжуанского автономного района. Общая картина развития ранних культур в соседних с Китаем странах, не противоречит сведениям древних китайских мифов. Слияние нескольких культур, существовавших в приграничных зонах Китая, стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.

Выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита:

1. этап – культура Яншао (III–II тыс. до н.э.), представлена поселениями, размещающимися на территории от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние – ближе к периферии. Характерной чертой культуры – является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии, на юге России, в долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже – индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.

2. этап – культура Луншань. Поселения этой культуры имеются в провинциях Шаньдун, Хэнань и Аньхой. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Поселения представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка–кровать. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.

Поздние мифы (Шуцзин) упоминают императора Яо, который на востоке столкнулся с правителем по имени Шунь, которого в мифах называли восточным варваром, явившимся из «страны гончаров». Это могло означать, что Шунь был преемником луншаньской цивилизации. По сравнению с Яо он, по-видимому, обладал большой светской властью, во всяком случае Яо в конечном счете пришлось ему подчиниться. Эта передача полномочий была истолкована как отречение правителя в пользу более достойного преемника, что позднее использовалось в политической истории Китая как прецедент в ситуациях перехода власти.

Владычество Шуня оказалось недолгим: от «отрекся» от власти в пользу Великого Юя, пользовавшегося славой «укротителя наводнений». О личности Юя было сложено множество легенд. По преданию, в период заселения китайцами Северо-Китайской равнины часто происходили наводнения, поэтому для борьбы с ними использовался массовый принудительный труд.

Династия Ся. Юй традиционно считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 до 1557 гг. до н.э., по другой хронологии – с 1989 до 1756 гг. до н.э. Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы и охватило всю восточную часть Северного Китая.

Всей полнотой светской власти, видимо, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовном владыке-правителе, они выступали в роли князей – хранителей трона. Императоры династии Ся были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.

Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники – императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что отразилось на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.

Династия Шан–Инь. В соответствии с двумя независимыми источниками насчитывается 30 правителей династии Шан– Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, правление династии приходится на XVIII-XII вв. до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало XVI – середину XI вв. до н.э.

После того как Ли – правитель государства Шан–Инь – сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, по всей вероятности, пришли из северных районов Центрального Китая. Для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.

Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала по меньшей мере центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой р.Янцзы, а может быть, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.

История династии Шан–Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце XIX в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем – содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: