double arrow

Эпический период развития Древнеиндийской философии

В этот период философия становится специализированной областью человеческого знания. В V в до н. Э в «Архашастре» читаем: «Философия всегда считается светильником всех наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех установлений».

Здесь же относительно философии употребляется термин – «рационально-логическое знание» («анвикшики-тарка-видьям»), оно отличается от религиозного знания.

Среди наиболее известных источников эпического периода выделяются несколько произведений носящих откровенный эпический характер:

¨ Эпическая поэма «Махабхарата» (Х – V вв. до н. э. – 13 книг, около 100 000 стихов, поэмы, баллады, народные преданий;

¨ Наиболее известной и интересной для философов предстваляется шества я книга МАХАБХАРАТЫ - Бгавадгита – этически насыщенный текст о похождениях древнеиндийского героя Арджуны - в последствии признан как теоретическая база Йоги. В отличии от внешних форм жертвенности (люди и животные) Бгавадгита говорит в внутренней жертвенности человека – перенос механизма религиозной жизни с внешней на внутреннюю духовную сторону.

¨ РАМАЯНА - 7 книг свод различных легенд, связанных с подвигами ведического бога ИНДРЫ, впоследствии стала трактатом по идеологии вишнуизма.

¨ Свод законов Ману – (1250 г.до н.э) – этический кодекс, разъясняющий модели поведения различных варн древнеиндийского общества, закон жертвоприношения

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИИ

Школы индийской философии
Школы, придающие особое значение ритуальной стороне Вед: МИМАНСА
Школы, основанные непосредственно на тексте Вед
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ Чарвака, джайнисткая, буддистские (вайбашика, саутрантика, йогачара, мадьямака)
Школа, признающая особое значение спекулятивной стороне Вед: ВЕДАНТА.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ Признающие авторитет Вед
Школы, образованные на независимых основаниях: САНКХЬЯ, ЙОГА, НЬЯЯ, ВАЙШЕШИКА


8. История, периодизация, систематизация философии Древнего Китая. Культура ДАО. Рождение типа философа-мудреца. Философия «Книги Перемен»

Свое начало китайская философия ведет с первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения «Книги Перемен». Вклад Сыма Тань и Лю Син в процесс систематизации Древнекитайской философии. Вопрос о ее периодизации до конца не решен. Среди философов популярна европейская линейная матрица, которая выделяет следующие периоды:

1) Древний – ХI – III вв. до н.э.;

2) Средневековый (III в. до н.э. – ХIХ в.);

3) Новый (середина Х1Х в. - 4 мая 1919г.);

4) Новейший (1919 – наст.вр.).

Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение, их единый корень – культура Дао. Согласно древним философским представлениям Дао рождается в космической пустоте (сюй). Под действием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом огненно-световом спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо). В себе он несет телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность. Под действием собственного вращения эмбрион Дао расширяется и претерпевает дифференциацию. По горизонтали он делится на пять элементов в виде креста: один элемент остается в центре, четыре другие занимают позиции по сторонам света. По вертикали он тоже делится на пять элементов. Они располагаются один над другим и образуют вертикальный столб. Элементы горизонтали и вертикали являются зеркальными аналогами друг друга. Такой принцип деления выполняет роль структурно-функционального архетипа Дао и называетсятся син - «пять-на-пять агентов движения». В динамике элементы горизонтального креста вращаются в круговой связи. Каждый из них попеременно заходит в центр. Элементы вертикального столба пронзают центр и снуют туда-сюда. При этом зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один бинарный элемент. Полный цикл сопряжения пятичасовой горизонтали и пятичасовой вертикали сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-космический ритм инь. Это «женские» элементы. Элементы вертикального столба улавливают и генерируют ритм ян. Они являются «мужскими» элементами. Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый ритм цзы. Это «детские» элементы. Противолежащие относительно центра элементы инь и ян вместе с центральным цзы образуют в вертикали и горизонтали по две зеркальные триады инь-изы-ян, которые выполняют функции энергетических движителей спирали Дао. Спираль Дао сепарирует телесно-духовно-идеальную смесь эмбриона Дао и создает космос. Телесная тяжелая и темная сущность осаждается и образует Землю. Идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся образов солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Духовная (пневматическая) веет невидимым ветром посередине. Аналогичная сепарация осуществляется и с тео-зоо-антропоморфной сущностью: первопредок - бог помещается на Небе, вещи - на Земле, человек - в центре. В едином сферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы одной, имея преимущество собственного качества, свободно превращаются в элементы двух других. Таким выглядит организм культуры Дао. Его нескончаемая жизнеспособность обеспечивается ритмами инь-ян, поведенческая сторона выражается в космическом танце (у), словесно-смысловая в песнопении (гэ). Расцвеченный пятью цветами и настроенный на пять тонов сферический организм-космос Дао поет и танцует в ритмах собственного естества (цзы жань). Телесная, духовная и идеальная сущность спирали Дао несут на себе смысловые узоры (вэнь ли), которые человек использует в качестве иероглифических знаков для обозначения ее элементов. Для иллюстрации возьмем горизонтальный пятичастный крест.

Спираль Дао несет в себе генетический (он же и диалектический) код, который выражается графически. Из всех проанализированных историко-философской наукой текстов только древнекитайский памятник «Хуайнаньцзы» воспроизводит полный цикл спирали Дао в варианте с телесными элементами: Дерево крепнет. Вода стареет, Огонь рождается, Металл становится пленником, Земля умирает. Огонь крепнет, Дерево стареет. Земля рождается, Вода становится пленником, Металл умирает, Земля крепнет. Огонь стареет. Металл рождается. Дерево становится пленником, Вода умирает. Металл крепнет, Земля стареет, Вода рождается, Огонь становится пленником, Дерево умирает. Вода крепнет, Металл стареет, Дерево рождается, Земля становится пленником, Огонь умирает.

Плоскостная развертка спирали Дао представляет собой сопряжение пяти горизонтальных (иньских) витков (1-V) и пяти вертикальных (янских) столбов (а-д). В витках элементы связаны по кругу, в столбах по траектории «восьмерки». В среднем витке, имеющем генетическую модальность «рождения», стоят бинарные элементы цзы. Они служат центрами десяти диагональных и десяти прямых пятичастных крестов, пяти правых одноименных и пяти левых разноименных генетических «восьмерок» (сомкните плоскостную развертку в цилиндр. Линейное воспроизведение сопряжения элементов пяти горизонтальных витков и пяти вертикальных столбов проявляет графическую формулу генетического кода спирали культуры Дао. Она является ключом к дешифровке и адекватному прочтению всех сфер китайской культуры, основывающихся на Дао.

Эмбрион Дао – У Син (объемный вращающийся 25-частный крест, состоящий из базовых первоэлементов) имеет тео-зоо–антропоморфную сущность, организует Вселенную, генерируя определенные ритмы, необходимые для ее становления.

Философ занимает серединное положение между природно-социальным Верхом и Низом. Он становится Проводником идеально выраженных ценностей и материальных запросов людей (снизу вверх). Доминирует учение о «Золотой середине» (по Конфуцию «Чжун юн»)

Центр Цзы указывает на ведущее положение в системе ИНЬ_ЦЗЫ_ЯН человека, является духовным центром ДАО, провозглашает: ДЭ – добродетель, ЖЭНЬ - человеколюбие, И - долг, ЛИ – ритуал, Синь - доверие.

Учение Книги Перемен («И цзинь») возникает в конце ІІ тыс. до н.э. как гадательная книга и к ІV в. до н. э. превращается в документальный памятник философской мысли. Структура и назначение Книги Перемен. «Тай цзы» («Великий передел») и его отображение при помощи гексаграмм. Книга Перемен как методологическое основание китайской философии и науки.

9. Философия древнего даосизма и конфуцианства

Даосизм представлен творчеством Лаоцзы, Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Осн. Работа Лаоцзы «Дао дэ цзин» («обретение силы во время Пути») о принципах изменчивости мира. Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа У Син. В центре Дао на место Цзы даосизм выдвигает своего ставленника - совершенномудрого человека. В его задачу входит умозрительное считывание в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в Поднебесную. Основной принцип его бытии – «недеяние».

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

• познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство представлено творчеством Конфуция(«Лунь Юй» - «Беседы и суждения») и его последователей Мэнцзы, и Сюньцзы. Оно базируется на вертикальной (яньской) составляющей архетипа У Син. Мировоззрение конфуцианства обращено в будущее, идеалом которого является сильное государство и богатое общество. Для восстановления порядка полагал начать с исправления имен, т.е. изменения вещей в соответствии с их названиями. Имена соответствуют идеальной сущности вещей, что требует исправления несоответствия (Г.В. Гриненко).

Образцом человека видится благородный человек. В его задачу входит генерация Дао, управление государством и воспитание поданных. Космос самореализуется во всех процессах действительности. Духовно-поведенческие нормы архетипа У Син действуют на человека с силой естественной необходимости.

Тема № 2 Античная философия

10. Периодизация и специфические черты процесса становления античной философии. Натурфилософия раннегреческой философии [Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит]

Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что основные понятия (Закон, Красота. Добродетель, Порядок, Справедливость и т.д.) были осмыслены во всей своей полноте, т.е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность. Характерные черты философии античных мудрецов: 1)космоцентризм; 2) анртропоцентризм; 3) установка на разумное постижение природной взаимосвязи вещей; 4) сопряженность философского опыта с эстетическим и этическим; 5) нестабильность понятийного аппарата; 6)приоритет общего над единичным.

Периодизация философии античности:

1) архаический период [VІ – первая половина V в. До н.э.] Т.н. философия «ранней Греции» – досократики, представители раннегреческой натурфилософии. разрабатывается проблема взаимодействия «космоса»(мирового порядка) и «фюзис» («натуры» - природы).

2) классический (философия «классической Греции»), вторая половина V – 1Vв. До н.э.; происходит формирование философской проблематики, развиваются философские учения Сократом, Платоном, Аристотелем.

3) эллинистический период (с конца ІV в.до н.э. до ІV в.) Характерным является рассмотрение философских проблем познания и бытия с целью определения норм и стандартов правильной жизни. Философия из всеобщей науки превращается в «научную дисциплину». Одной из доминирующих проблем является проблема достижения человеком счастья.

Проблема космоцентризма в философии античности. Древние ионийские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Возникновение и эволюция понятия начала сущего у представителей т.н. Милетской школы: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).

Особенности философского языка Гераклита. Учение о космосе как самобытном огне. Гераклит о борьбе противоположных сил и их гармонии.

Личность и учение Пифагора. Пифагорейский союз как философско-политическое объединение. Космогония пифагорейцев.

Учение Демокрита об атомах и пустоте как началах сущих вещей. Космогония Демокрита. Постулат о вечном движении атомов; учение о причинности. Представление о человеке у Демокрита как о микрокосме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: