Рассмотрим задачу разработки управленческого решения с одним неопределенным фактором
, принимающим только два возможных значения
при выборе противником соответственно стратегий
и
. Заметим, что хотя мы не знаем, какие конкретно значения на практике будут принимать неопределенные факторы, но мы можем предположить, что они примут определенные значения и вести дальнейшие рассуждения в отношении именно предполагаемых нами значений
. Будем считать, что этот фактор влияет на критериальную функцию
или на ограничения
. Найдем два оптимальных решения
и
, с учетом двух возможных и предполагаемых нами стратегий противника
и
соответствующие выражениям

Полученные решения
и
представляют собой наши наилучшие действия (стратегии)
и
в том случае, когда мы угадали дальнейшее развитие событий. Используя уже полученные решения
и
, рассчитаем значения показателя эффективности при условии, что мы не угадали ответ противника:

Занесем полученные значения в так называемую платежную матрицу, где строки
и
представляют собой наши возможные стратегии, а столбцы
и
возможные стратегии противника
| Стратегии |
|
|
|
|
|
|
|
|
Очевидно, что аналогичная матрица может быть построена и при большем числе возможных стратегий
, а также при большем числе неопределенных факторов
.
Отыщем решение игры, пользуясь методами теории игр. Найдем нашу оптимальную стратегию, не зависящую от действий противника. В этом случае возникает вопрос о выборе критерия оптимальности. Например, в качестве используемой стратегии можно выбрать стратегию, которая приносит возможный максимальный выигрыш. Такая стратегия может оказаться весьма рискованной, поскольку в конкретной ситуации противник может ответить стратегией, приводящей к большему проигрышу. Более разумным представляется воспользоваться стратегией, которая минимизирует наш возможный проигрыш. Обозначим
минимальный выигрыш при выборе стратегии
при всех возможных стратегиях противника
.
Из всех возможных наших стратегий выберем стратегию, которая обеспечит нам наибольшее значение нашего минимального выигрыша
.
Назовем
нижней ценой игры (наш гарантированный выигрыш при любой стратегии противника).
Если цели игроков противоположны, что имеет место в антагонистической игре, то противник заинтересован уменьшить наш выигрыш, и будет выбирать соответствующие стратегии. Вполне естественно предположить, что противник владеет методами оптимизации и теории игр и в свою очередь проводит аналогичные вычисления. Тогда полученная им платежная матрица будет иметь другие числовые значения, но ее смысл в отношении выбираемых стратегий не изменится. Поэтому мы можем анализировать возможные стратегии противника исходя из имеющейся у нас нашей платежной матрицы. Очевидно, что все это справедливо только в том случае, когда мы рассмотрели все возможные стратегии противника.
Примечание. Если противник не будет пользоваться оптимальными методами, то это просто приведет к его дополнительному проигрышу.
Найдем наш максимальный выигрыш при каждой стратегии противника
.
Для того чтобы минимизировать свой проигрыш, противник выберет стратегию, в которой наш выигрыш минимален
.
Назовем выигрыш
верхней ценой игры. Очевидно, что если по каким-то причинам противник не воспользовался своей оптимальной стратегией, то наш выигрыш только возрастет. Если верхняя и нижняя цены игры совпадают, то их значение
называют чистой ценой игры
.
Стратегии, соответствующие чистой цене игры, называются чистыми, а их совокупность дает оптимальное решение. Используя оптимальное решение, мы получаем минимальный гарантированный выигрыш
независимо от поведения противника. Пара чистых стратегий
и
дает оптимальное решение игры тогда и только тогда, когда соответствующий им элемент
является одновременно наибольшим в своем столбце и наименьшим в своей строке. Такая ситуация называется седловой точкой, а соответствующая ей игра - игрой с седловой точкой.
Если седловая точка в платежной матрице отсутствует, то существует несколько наших чистых стратегий и стратегий противника, позволяющих получить цену игры. Выбор нами одной из стратегий наталкивается на естественное противодействие противника, желающего минимизировать свой проигрыш и выбирающего ответную стратегию с учетом информации о нашем выборе. Это обстоятельство приводит к тому, что мы вынуждены хранить свой выбор в тайне и, кроме этого, чередовать свои стратегии при многократном повторении игры по случайному закону. Если так не делать, то противник привыкнет к тому, что мы играем одинаково, и с учетом этого будет строить свою игру. Смешанной стратегией
называется применение стратегий
,
,...,
с вероятностями
,
,…,
, причем
. (8)
Будем записывать смешанные стратегии в виде матрицы
,
или в виде вектора
. Смешанные стратегии противника запишем аналогично, обозначая соответствующие вероятности буквой
:
,
,
или
. Найдем оптимальную стратегию
, обеспечивающую нам средний выигрыш не меньший, чем цена игры
(
). Математическое ожидание нашего выигрыша при реализации противником стратегии 
.
Если
- цена игры, то при условии
имеем набор
ограничений
.
Учитывая (8), будем искать набор
, обеспечивающий максимальную цену игры
, для чего сделаем замену переменных
. Запишем итоговые выражения для целевой функции и ограничений задачи оптимизации выбора стратегий

и решим задачу линейного программирования. Элементы нашей оптимальной смешанной стратегии
определяются подстановкой
. Оптимальная смешанная стратегия противника определяется аналогично:

а задача линейного программирования формулируется в виде

Тогда результатом решения задачи разработки управленческого решения будет последовательность наших стратегий, реализуемых по случайному закону с заданными вероятностями их появления.






