Эллинистическая монархия. В государственно-политическом отношении основным достижением был новый тип государства, получивший наименование «эллинистической монархии» – это форма государства, сочетающая в себе в разных вариациях элементы восточной деспотии с элементами полисного устройства.
Верховная власть и центральный государственный аппарат строились по аналогии с восточной деспотией, однако коренным отличием центрального аппарата от древневосточного является этнический принцип его комплектования, по большей части это греко-македоняне с преобладанием македонян. Именно поэтому для него была характерна аристократизация, так как Македония не успела вступить в стадию полисной демократии, следовательно у ее представителей не было традиций республиканизма, они легко восприняли власть царя – династа синтезируя в нем представления о власти военного вождя, царя/басилея, старейшины.
Областные органы власти в части гражданского управления оставались по большей части неизменны с доэллинистического времени, здесь во главе стоял местный династ (для монархий)/ номарх/ сатрап, которому подчинялся административный аппарат, копирующий центральный, состоящий из местной знати и старого чиновничества.
Областное управление в военном отношении строилось по греческому образцу. Сам гарнизон, его комплектование было восточным (постоянная армия), но его организация была греческой с использованием преимуществ традиционных для данной территории родов войск.
Наиболее неоднородным было местное самоуправление, представляющее собой уникальное явление в области общественно-политических взаимоотношений.
1. Внутри эллинистических монархий существовали территории, находившиеся под управлением наследственного жречества; цари признавали внутреннюю обособленность таких территорий (например, Пессинупга в Малой Азии), но взимали с них налоги в царскую казну и в известной степени контролировали их деятельность.
2. Эллинистический полис представлял собой более сложную общественную структуру, чем полис классический, представляя собой иерархию общин. Эллинистический полис контролировал сельскую территорию, часть которой находилась в собственности граждан, часть составляла общественный фонд города (пастбища, которыми граждане могли пользоваться за плату; земли, сдаваемые в аренду); кроме того, к полису была приписана территория, где располагались деревни и различного типа поселения, жители которых не пользовались гражданскими правами, подчинялись должностным лицам города и уплачивали городу подати деньгами или натурой. Иногда крупный полис главенствовал над более мелкими, сохранявшими внутреннюю автономию, но платившими налоги господствующему городу. В зависимых полисах находились должностные лица, направленные туда из полиса господствующего: стратеги, гегемоны и эпистаты, имевшие военные, полицейские и финансовые функции (они собирали подати с зависимого населения).
Наиболее крупные города представляли собой независимые государства.
Внутреннее самоуправление эллинистического полиса по форме напоминало самоуправление полиса классического периода: существовали народное собрание, буле (совет), выборные должностные лица, гелиея. Однако шла постепенная трансформация этих институтов. Такой важный демократический орган, как выборный из числа всех граждан суд, в период III-I вв. отмирал. Широко было распространено приглашение судей из других городов для разбора внутренних споров, которые в условиях расслоения гражданского коллектива не всегда можно было решить своими силами. Иногда судьями выступали царские должностные лица. Только незначительное число дел рассматривалось выборными судьями. Все большую роль начинают играть должностные лица и все меньшую – народное собрание. Ряд должностей, в частности некоторые жреческие должности, продавались. Неграждаие, которые в большом количестве скапливались в городах, в какой-то мере включались в жизнь гражданской общины путем земельных раздач за счет общественного земельного фонда.
Смешение населения в полисах, падение политической активности граждан в городах, подчиненных царской власти, приводило к ослаблению связей внутри гражданского коллектива. Естественной реакцией па этот процесс было стремление к созданию частных объединений: различного рода культовых союзов, товариществ, не связанных с политической организацией – да с полисной, кризис которой остро ощущался в начале эллинистического периода, ни с бюрократически-монархической, чуждой еще греческому сознанию. В городах получают распространение ассоциации, включавшие людей разного этнического происхождения и разного социального статуса. Так, например, в одном из небольших городков Малой Азии был союз, объединявший выходцев из четырех разных городов, местных жителей и рабов. В другом городе было небольшое религиозное товарищество, куда входили греки, фригиец, фракиец, финикиец, писидиец (народность в Малой Азии), ливиец. Как правило, подобные союзы состояли из небольшого числа людей, достаточно хорошо знавших друг друга и связанных личной дружбой и преданностью. Члены союзов совершали совместные жертвоприношения, устраивали обеды и празднества. Частные ассоциации укрепляли связи между жителями городов, в том числе и негражданами,и,безусловно, влияли на общественную и политическую жизнь полиса.
3. В эллинистический период в различных областях Передней Азии продолжали развиваться гражданско-храмовые общины (города Вавилонии, Малой Азии). В этих городах существовал четко оформленный гражданский коллектив, образовавшийся в результате постепенного слияния зажиточных слоев населения города с храмовым персоналом. В указанное время большинство членов этого коллектива фактически не были храмовыми служителями: среди них отмечено много ремесленников; в клинописных контрактах упоминаются владельцы рабов и земельных участков (как внутри городской черты, так и вне ее). Но все эти люди были связаны с храмом, в частности получением от него довольствия – определенной нормы продуктов питания. Право на получение довольствия было когда-то связано с выполнением обязанностей в пользу храма. Уже и в более древние времена это право свободно продавалось, причем по частям; в описываемый период право на довольствие, связанное с мужской должностью, могла покупать и женщина. Таким образом, это право перестало быть связанным с исполнением должности и осталось привилегией членов гражданского коллектива, которую они могли свободно передавать друг другу.
В вавилонских городах существовали собрания, председателем которых был эконом (шатамму) храмов; эти собрания решали имущественные вопросы, накладывали штраф, предоставляли почести царским должностным лицам. Как и у полисов, у таких городов была обширная сельская округа, земли которой частично принадлежали гражданам, частично обрабатывались зависимым сельским населением, платившим подати этому городу-храму. Частные земли, полученные от царя, могли приписываться к подобным городам так же, как и к полисам. В вавилонских городах, как и в ряде полисов, находились царские должностные лица – эпистаты (из местныхграждан).
Другим типом гражданско-храмовой общины были малоазийские объединения вокруг святилищ. Жители здесь были разделены на филы, представлявшие собой объединения вокруг храмов. Филы, в свою очередь, делились на сингении – небольшие общины, имевшие общее святилище и пользующиеся известной самостоятельностью. Земля святилища была землей общины, она распределялась между гражданами, которые выбирали должностных лиц, ведавших «священной» казной. Храмовые земли фактически были общественной землей; распределение земли приняло форму аренды. Но условия аренды были сравнительно мягкими, чтобы дать доступ к земле и небогатым гражданам; существовала коллективная аренда, когда землю арендовала вся община – сингения в целом, а затем уже распределяла участки между гражданами. На примере малоазийских гражданско-храмовых общин особенно ясно видно, что общественный земельный фонд использовался для поддержки малоимущих граждан.
4. Сельские (земледельческие) общины на городских территориях пользовались некоторым внутренним самоуправлением (там действовало деревенское народное собрание), имели общинный фонд и общественные земли (как правило, земли вокруг святилищ), которые находились под контролем общин. Кроме того, жители деревни делали взносы на общественные нужды (до 100 драхм). Земледельцы были лично свободны и имели свободу передвижения.
Для эллинистического периода характерно стремление всех этих институтов к слиянию:
– Самоуправляющиеся города стремились к образованию более тесных союзов между собой, часто со взаимным гражданством (граждане одного полиса, переселяясь в другой, автоматически получали в нем права гражданства). Существование союзов давало возможность городам противостоять нажиму со стороны эллинистических правителей и более успешно развивать свою экономику.
– Полисы стремились включить соседние храмовые территории в свою округу, а цари способствовали им в этом. Так, известен длительный спор Миласы с жрецом храма в местечке Лабраунда: каждая из сторон претендовала на управление этим местечком. Наконец Селевкиды (а затем и вторгшийся в эти районы македонский царь Филипп V) утвердили присоединение Лабраунды к Миласе.
– Первые три типа общественной организации стремились использование катекии для контроля над сельской территорией и окончательно включали ее в состав той или иной городской территории.
Таким образом, проявляется тенденция к унификации, складыванию эллинистического полиса и вливанию его в общую систему управления. Причем, этот процесс активно поддерживался верховной властью. Цари и представители местных династий увеличивали земельные владения городов путем дарений и продажи царской земли, а также путем присоединения более мелких городов к более крупным.
Политические отношения царя и полисовбылисвоеобразны. Монархия не воспринималась греками как территориальное государство в современном смысле. Жители страны, подчинявшейся царскому управлению, считались подданными конкретного династа. Царская власть носила, таким образом, по отношению к полисам личный характер.
Однако обнаруживается стремление царя поставить внутреннюю жизнь города под свой контроль, методы которого были различны: помещение военных гарнизонов; непосредственный надзор с помощью специальных чиновников – эпистатов, находившихся в городах; письма – распоряжения царей, адресованные городам. Существовали и косвенные методы вмешательства: города даровали права гражданства македонским военачальникам, царским приближенным, «друзьям царя»; эти люди оказывали влияние на политическую жизнь городов, проводя царскуюволю.Кроме того,для подчинения населения, в общем-то, самоуправляющихся общественных структур цари стремились установить династический культ, утверждая свое божественное свое происхождение. Подобный культ должен был подкрепить права династии на власть. Для людей из македонского окружения царя, потерявших связь со своими «отеческими богами» данный культ выполнял объединительную функцию. Для полисов он олицетворял связь с личностью царя; полисные культы не носили общегосударственного характера: цари почитались только в том городе, где их культ был установлен решением народного собрания (как правило, они почитались вместе с божеством – покровителем города). Полисы, таким образом, поклонялись царю-богу, но богом его признавал гражданский коллектив, сохранявший (хотя бы по видимости) высший суверенитет – даже по отношению к божеству. Помимо политических мотивов в установлении царских культов играла роль благодарность за благодеяния и вера в сверхъестественные способности правителей (особенно тех, кто одерживал победы над своими противниками), надежда обрести в них богов-покровителей вместо прежних, терявших доверие полисных богов.
Земельные отношения. Характерные для полисов земельные отношения – частная собственность граждан и собственность города на неподеленные участки – осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. По данным египетских папирусов, она делилась на две категории: собственно царскую и «уступленные» земли, к которым относились храмовые, переданные царем в «дарение» своим приближенным и предоставляемые небольшими участками (клерами) воинам – клерухам или катэкам. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги.
Социальная структура общества. Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств. Царский дом с его придворным штатом, высшая военная и гражданская администрация, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли верхний слой. Более многочисленным был средний слой – торговцы и ремесленники, персонал царской администрации, откупщики, клерухи и катэки, местное жречество, учителя, врачи и др. К низшим слоям принадлежало неимущее местное население (лаой): зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя, знати, городов, работники царских мастерских (в монополизированных царем отраслях ремесла). Они считались лично свободными, но были прикреплены к месту своего жительства, к той или иной мастерской или профессии. Ниже их на социальной лестнице стояли рабы.
Характерной чертой эллинистического города было существование в нем разных групп населения – принадлежащих к разным народностям, имевших различное правовое положение. В гражданские коллективы полисов входили как греки и македоняне, так и представители местного населения: последних было особенно много во вновь основанных полисах и местных городах, получивших статус полиса. В Селевкип на Тигре отмечено большое количество переселенных туда вавилонян; в Антиохии на Оронте наряду с греками жили сирийцы; Антиохию–Эдессу в Верхней Месопотамии современники называли полуварварской. Граждане негреческого происхождения часто принимали эллинские имена, но это не было правилом: в источниках встречаются упоминания представителей верхушки городского населения (например, послов к царю), которые носили негреческие имена и отчества.
В эллинистический периодпродолжаются переселения из одних областей и городов в другие. Отдельные переселенцы за особые заслуги перед городом или царем получали полные права гражданства (среди них были и лица негреческого происхождения); другие получали только право владения землей без политических прав (разрешение лицам, не являющимся гражданами города, приобретать землю на его территории – одно из характерных отличий эллинистического полиса от классического); иногда такое право на приобретение земли даровалось взаимно всем гражданам договаривающихся между собой городов. Переселенцы из сельской местности или других городов, не получившие никаких привилегий, составляли более низкую правовую группу пареков – они имели право жить в городе и округе, но не приобретать землю в собственность, принимали участие в городских празднествах. Парекамп могли стать вольноотпущенники; земледельцы, переселившиеся в город и внесенные в списки пареков, теряли связь с сельской общиной. Иногда переселенцы одной народности составляли особую самоуправляющуюся организацию внутри города – политевму.
В эллинистических полисах сосредоточивается большое количество рабов – частных и общественных. Многие рабы были слугами в богатых домах, работали в ремесленных мастерских. Общественные рабы были низшими служащими государственного аппарата, использовались в строительстве. В последнем случав они получали небольшую поденную плату и одежду. Если судить по материалам малоазийского храма в Дидимах, рабы получали меньше свободных рабочих (3 обола в день, в то время как самая низкая оплата свободному рабочему была 4,5 обола). В период эллинизма продолжался перевод рабов па «оброк» – они вели самостоятельное хозяйство и выплачивали своим господам определенные взносы. Широко распространен был отпуск рабов на волю; вольноотпущенники оставались связанными со своими господами определенными обязательствами; иногда они до конца своих дней должны были, как указывалось в документах об отпуске на свободу, выполнять «всю ту работу, что они делали в рабстве». Дети, рожденные рабыней до отпуска на волю, оставались рабами, если их освобождение не было специально оговорено. По законам некоторых полисов следовало особо оговаривать также право вольноотпущенника на свободный выезд из города. Иногда вольноотпущенники откупались от своих обязанностей деньгами. Из своих вольноотпущенников и доверенных рабов богатые люди, как правило, вербовали управителей имений, надзирателей в мастерских и торговых агентов.
Помимо рабов и вольноотпущенников на общественных, прежде всего на строительных, работах использовались свободные работники, которых в изобилии поставляла сельская округа, где развитие товарно-денежных отношений вело к разорению земледельцев. Свободные ремесленники могли работать и в частных мастерских, причем трудно определить, чей труд преобладал – рабов или свободных.