Термин «Эллинизм» ввел в научный оборот в 30 гг. XX в. Й.Г. Дройзен. Единой точки зрения на трактовку термина нет.
1. Й.Г. Дройзен понимал эллинизм как процесс распространения греческой (эллинской) культуры среди стран и народов Средиземноморья.
2. М. Хэдас, Дж. Стартон понимали под эллинизмом чисто культурный феномен, то есть считали равнозначными понятия эллинизм и эллинистическая культура.
3. М. Ростовцев считал эллинизмом период завоевания Востока греко– македонянами.
4. М. Хэммонд видит в эллинизме новый этап политической организации греческого и римского общества, так называемую федеральную демократию (Ахейская и Этолийская лиги).
5. Ч.А. Робинсон рассматривая через популярную в США теорию «консенсуса», считал эллинизм особым типом общества, так называемым «братством народов».
6. А.Б. Ранович предлагал рассматривать эллинизм как этап в истории рабовладельческих отношений античного мира, период в истории Греции и стран Восточного Средиземноморья с походов А. Македонского (334-323 гг. до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 г. до н.э.).
7. К.К. Зельин рассматривал эллинизм как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греческих и восточных начал, и как качественно новый конкретно-исторический период в истории стран Восточного Средиземноморья.
8. В.И. Кузищин дал следующее определение: эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих сходства в экономическом, социальном, политическом устройстве и культуре.
9. Современные историки склонны считать эллинизм одной из цивилизаций Древнего мира, отличной как от Греческой так и от Восточной, сформировавшейся на территории северо-восточной Африки, Передней Азии и Причерноморья.