Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, занимающихся производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ

Экономическая теория есть наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения безграничных материальных потребностей.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, занимающихся производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ.

Термин экономия (от гр.oikonomia) ввели в обращение древнегреческие мыслители Ксенофонт и Аристотель. В переводе с греческого он означает "искусство, правила ведения домашнего хозяйства", "домоводства" ("ойкос" — дом, домашнее хозяйство; "номос" — правило, закон).

Можно выделить три основных этапа (периода):

– экономия – как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;

– политическая экономия – наука о богатстве, о факторах ее определяющих;

– экономикс – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Как уже отмечалось, термин ойкономия возник в древней Греции и рядом авторов приписывается поэту Гесиоду, жившему в VIII-VII веке до н.э и описавшем в поэме «Труды и дни» работы земледельца. Вместе с тем, в системном виде понимание ойкономии есть у Ксенофонта (V-IV век до н.э.) и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства (Аристотель разделил ойкономию от хрематистики –искусства торговли). У Ксенофонта это скорее искусство управления домом, чем наука, поскольку предполагает набор практических советов по управлению домашним хозяйством, при этом целью главы семьи- мужчины была такая организация труда домочадцев и слуг, чтобы максимизировать время для занятием благородным делом, достойным гражданина – философией.

Ойкономия:

ü III в.до н.э. – Рождество Христово

ü Представляет собой набор знаний по организации хоз-ва

ü Представители:

· Гесиод (поэма «Труды и дни»)(про брата(Перс),наследстве, два рода состязания, дурной и хороший: дурное состязание – судебная тяжба; хорошее состязание – соревнование в земледелии и ремеслах)

· Аристотель (отделил ойкономию от хремастики(искусства торговли))

· Ксенофонт (у него хремастика – искусство управления домом)

ü Название дал Гесиод или Аристотель(греч. «ойкос»-дом. хоз-во; «номос»-дом)

ü В раннем средневековье превратилась в схоластику (из-за распространения христианства): труд объявлялся священным и богоугодным делом, экономическая доктрина превратилась в своды норм и правил обществ. Жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики Разложение феодализма и становление капитализма обусловили возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Вместе с тем, у Монкретьена понимание предмета носило преимущественно нормативный характер, под ней он понимал ряд рекомендаций в области государственных финансов. Политэкономия:

ü Представляет собой науку о богатстве, о факторах ее определяющих

ü XVI в. – 80е года XX в.

ü Возникла из-за разложения феодализма и становления капитализма

ü Возникло при появлении первой школы – меркантелизма (XV – XVIII в.) (один из представителей Монкретьен – у него предмет носил нормативный характер, под предметом понимал ряд рекомендаций в области гос.финансов)

ü Различия и сходства! Плитэкономия и экономикс они дополняют друг друга и являются аспектами одной и той же эк.науки. различия: Политэкономия рассматривает развитие теории, а экономикс анализирует поведение субъектов экономики в конкретных условиях. Политэкономия рассматривает причинно-следственные связи и является фундаментальной эк.наукой.

Экономикс:

ü Представляет собой проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для пр-ва товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей

ü 80е годы XX в. – поныне

ü Экономика определяется как наука (Самуэльсон, Макконнелла, Брю):

· Экономикс – наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общ-во с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для пр-ва различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общ-ва

· Экономикс - поиск эффективного использования редких ресурсов в пр-ве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей

· ЭТ (по Роббинсу) – наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление

Примеры:

Эволюция подходов к определению предмета ЭТ:

– Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

– Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или народном хозяйстве.

– Например, А.Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. При этом в рамках неоклассики подчеркивается значимость экономического выбора в условиях заданных ограничений. Так Нобелевский лауреат Г. Беккер, один из основателей так называемого «экономического империализма» формулировал в качестве предмета экономической теории «Экономическая теория вопрос о экономическом выборе.

Вывод: Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Таким образом, предметом экономической теории в рамках неоклассического подхода является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей, или исследование вопроса о том, как общество на различных уровнях решает, что (какие блага), как (с помощью каких ресурсов и технологий) и для кого производить.

2. Становление и формирование экономической теории: древний мир, античность, меркантилизм, классическая политэкономия, утопический социализм, марксизм.

Эко-кая наука – одна из древнейших она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы нахо­дим в археологических и исторических материалах.(из Библии 3. Приобретение земных благ и пользование ими. По тому, как приобретается имущество и как используется, оно становится добром или злом. Св. Иоанн Златоуст замечает, что, в сущности, ни богатство, ни бедность не являются сами по себе злом; богатство не есть зло, если приобретено без алчности, без хищений и насилия. Бедности и подавно нет, т.к. она, по меньшей мере, мать здоровья.

Пользование земными богатствами определяет и их истинную ценность. Св. Василий Великий ни во что не ставит богатство, если не пользоваться им, как следует: только в таком случае оно становится действительным благом. Блж. Августин говорит: "Если ты господин над золотом, ты делаешь из него то, что хорошо; если раб, оно делает из тебя то, что дурно". Мерилом дозволенных расходов св. Василий Великий считает действительные потребности. Все, что переходит эту границу, есть злоупотребление.

4. Ценность труда. Отцы Церкви призывали остерегаться тех, которые сами не работают, а, прикрываясь христианством, норовят жить за счет других. Праздность - великое зло. Апостол ясно возвестил: "Кто не работает, да не ест". "Как для каждого необходима ежедневная пища, так необходим и труд по силам".

Творец тесно связал работу для собственной пользы и работу на пользу других. "Бог заставил нас нуждаться друг в друге, чтобы таким образом соединить нас вместе… Поэтому земледелец сеет не столько, сколько хватило бы для него, а работает на благо многих; и купец готовит не столько, сколько достаточно было для него одного, но и для многих других… Ибо, раз люди не в состоянии работать на благо ближнего, иначе как по принуждению, то Бог не допускает прийти к собственной выгоде иначе, как пройдя по пути при несения пользы другим" (св. Иоанн Златоуст).)

Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. До н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому пе­риоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламента­ции отношений собственности.

Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др.

-Ксенофонт дал старт научной экономике. Он первый обосновал положе­ние о том, что эко-кие знания –это научная дисциплина.

- Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности.(Эссе)

- Аристотель – первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. Е. как о всеоб­щей ЭТ, выявляет общие закономерности ее раз­вития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику.

В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопле­ния различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой поли­тике и т. Д.

Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. Выпус­тил книгу «Трактат политической экономии», т. Е. эко-кая наука получила свое название - «полит. Экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков(1ый этап развития налогов в России. Сочинение «Скудность и богатство»причина скудности страны, плохое состояние финансов и необдуианая политика, был против взыскания налогов.он говорил так «Если народ богатый, то и страна богатая»). Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства – тор­говля, а материальный его носитель – золото.

меркантилизм – первое экономическое учение в развитии экономической науки, поставившее в центр проблему поиска источника богатства страны. (XIV – XVII в.в.)

Ранний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. Е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами.

Поздний меркантилизм. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. Е. богатство казны обу­словливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограни­чением ввоза сырья и предметов роскоши в страну.

Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть кото­рой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к ино­странным купцам на внутреннем рынке.

В XVIII в. Возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истин­ные ценности дает не торговля, а производство. Производст­во они ограничивали сельским хоз-вом.

Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. Проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о сво­бодной и конкурентной экономике.

Следует отметить, что в XIX в. Начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и мар­ксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов(институт им.Плеханова)). Пер­вые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно орга­низовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопич­но, потому что:

1) уровень развития производительных сил был недостаточ­ным для создания общества, где всем было бы обеспечено благопо­лучие;

2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречи­ли идее создания такого общества.

Идеи марксизма изложены наиболее полно в «Капитале» К. Маркса.

Маркс определял величину стоимости количеством общественно-необходимого труда. Он вводит понятие абстрактного и конкретного труда. Первый создаёт стоимость, второй – потребительную стоимость. Ещё одним нововведением Маркса является утверждение, что продаётся не труд, а рабочая сила. Это положение стало основополагающим в марксовой теории прибавочной стоимости.

Основные выводы по марксистской шко­ле:

1. Несомненная заслуга в развитии ЭТ.

2. Маркс дал глубокий анализ закономерностей развития капи­тализма, открыл и обосновал целый ряд эко-ких законов.

3. Маркс разработал методологию научного анализа, которую используют и поныне современные экономисты.

4. Разработан ряд положений о социализме и коммунизме.

5. Эко-кий анализ этой школы был заранее идеологизирован, политизирован.

Выводы были направлены не в сторону совершенствования механизма хозяйствования, а в сторону политическую – совершение социальной революции и становление диктатуры пролетариата.

Позднейшие искажения этих положений привели марксист­скую теорию в тупик.

3. Становление и формирование экономической теории: маржинализм. Неоклассицизм, кейнсианство, неоконсервативная революция, институционализм.

Маржинализм:

ü 1870е г. XIX век

ü Маржинализм – это метод анализа, основанный на изучении предельных величин

ü Представители(австрийская школа): Менгер, Визер, Бём-Баверк

ü Характерные черты: субъктивно – психологический подход; приципы рационального поведения; принцип редкости; преобладание матиматического анализа

ü Они представляли экономику как систему хоз-ных субъектов, оценки которых представляют такие категории как стоимость, цена

ü Все экономические процессы объясняются исходя из предельных показателей: предельные издержки; предельный доход; предельная полезность; предельный продукт

ü Пионеры маржинализма:

· Госсен (считал рациональное потребление индивидуумом ограниченного кол-ва благ, является центральной проблемой политэкономии. Ввёл понятие убывающей предельной полезности) Кол-во потребляемого блага(1 2 3 4), предельная полезность (3210)т.е по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.

предельная полезность 1

·

Общая полезность 1

· Джевсон (считал что стоимость порождается предельной полезностью(т.е. фактором определяющим меновую стоимость является спрос. Считал что стоимость воплощает в себе конечную степень полезности на которую влияют и масштабы предложения, а они зависят от издержек пр-ва. Предложил концепцию предложения труда «теория страданий и наслаждений»

Борьба между классической, марксистской и маржиналистекой школами вызвала целый ряд неразрешимых проблем, что потребова­ло новой, объединяющей теории.

В XIX в. появилась теория неоклассицизма. Основателем ее был А. Маршалл.

Неоклассицизм:

ü Последняя треть XIXв.

ü Состав:

· Кембриджская школа:

Ø Альфред Маршалл (1842 – 1942):

Ø книга «Принципы экономикс»(1890)

Ø разработал функциональный подход и положение об эластичности спроса и предложения(цена данного товара, цены всех других товаров, доходы)

Ø исследовал зависимости между спросом, предложением, ценой

Ø установил закон рыночного равновесия(крест Маршалла)

Ø считал что экономика может обойтись без гос.вмешательства и может регулироваться самим рыночным механизмом

Ø Артур Пигу тоже представитель

· Американская школа:

Ø Джон Кларк (1847-1938):

Ø Автор теории предельной производительности

· Лозаннская школа:

Ø Вальрас(1834-1910)

Ø Разработка теории общего равновесия

Ø Парето(1848-1923):

Ø Заложил основы теории оптимальности

Ø Разработал вопросы-основу теории потребительского поведения

Всемирный кризис 1929-1933 гг. показал, что рыноч­ный механизм не может решить важнейшие эко-кие пробле­мы. Поэтому в первой половине XX в. возникло кейнсианство, ос­новоположником которого стал английский экономист Дж.М. Кейнс

Кейнсианство:

ü XX век

ü Представитель Кейнс(1883-1946):

Ø Он объяснил причину кризисов как психологический закон недопотребления и инвестиций

Ø Обосновал необходимость гос.вмешательства в экономику

Ø Разработал теорию эффективного спроса (центральное место в ней занимают зависимости между инвестициями, доходами, процентами

Ø Ему принадлежит идея о мультиликаторе

Ø

Но кризисы 70-х годов показали, что и эта теория не может ог­радить экономику от проблем. Возникло неконсервативное направление в развитии эконо­мической теории. Оно представлено тремя школами: монетаризм (М. Фридмен), теория экономики предложения (А. Лаффер), теория рациональных ожиданий (Д. Мут, Т. Лукас).

Неконсервативная революция:

ü Выдвинула идеи либерализма

ü Оформляется как оппозиция теориям гос.ругулирования в 30е г. XX века.

ü Лидеры:

Ø Людвиг фон Мизес(1881-1973) и Фридрих фон Хайек(1899-1992): дело их жизни – защита экономической свободы, критика тоталитаризма и социализма;

По их мнению элемент свободного общ-ва – свободные цены, конкуренция

Рынок рассматривается как форма организации спонтанного порядка, которые вырастает из свободных действий людей, а не по проекту кого то

ü Включает в себя 3 школы: монетаризм(Фридман), теория предложения(Лаффер), теория рациональных ожиданий(Мут, Лукас)

ü Акцент на рост эффективности бизнеса, на возврате к смитианским принципам невмешательства, на свободном ценообразовании как основных регуляторах капиталистического пр-ва

В современных условиях получила распространение теория институционализма, представителями которой явл.Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт и др.

Ее основные положения:

1. Сегодня на 1 место выходят не производство и обра­щение, а организация и управление.

2. Лицо экономики определяют социальные институты – гос-во, корпорации, профсоюзы.

3. Определяющая роль в обществе принадлежит технократам, техноструктуре.

4. Гэлбрейт является одним из авторов (Сорокин, Тинберген, Фишер) теории конвергенции, т. е. слияния, сращивания различных экономических систем в процессе развития.

Таким образом, ЭТ прошла длительный путь развития.

4. Современное представление о предмете экономической теории.

Экономическая теория – это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы с целью производства материальных и духовных благ и распределяют их среди различных групп населения.

Встречается еще одно определение предмета экономической теории. Согласно этому определению, экономическая теория – это наука, изучающая, ЧТО производить, КАК производить и для КОГО производить.

Сущность предмета экономической теории раскрывается через анализ экономических категорий, экономических законов и закономерностей.

• ЭТ как наука о выборе (Г. Беккер)

• Неоклассика (мэйнстрим) – (А. Маршалл и др.) - деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей

5. Экономические категории, законы и закономерности.

Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества: товары, деньги, цены, доходы, расходы, бюджет (в том числе семейный), заработная плата, прибыль, процент, производительность и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: