Экономические принципы

Наиболее общими принципами, формирующих экономический образ мышления, являются ограниченность, эффективность, рациональность, альтернативность.

Принцип ограниченности исходит из того, что экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, имеют количественный и качественный пределы. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить (к примеру, невозможно создать в значительном объеме новые участки плодородной суши или увеличить акваторию мирового океана). В свою очередь, относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Принцип альтернативности существенно связан с экономическим выбором и с возможностью по разному использовать ограниченные ресурсы. Под экономическим выбором понимается выбор наилучшего альтернативного варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальная экономическая эффективность. В этом смысле экономический образ мышления и предполагает формирование навыка поиска максимально эффективных альтернатив.

Два других принципа, рациональность и относительность, учитываются при экономическом выборе. принцип рациональности лежит в основе базовой модели неоклассического подхода – модели «homo oeconomicus». Следование данному принципу позволяет рассматривать модели поведения связанные со стремлением к максимально эффективному использованию ресурсов.

7. Абстракции и допущения в экономической теории. Модели человеческого поведения.

Говоря о допущениях или абстракциях, принятых в экономической науке, наиболее распространенные базируются на следующих характеристиках:

- о полноте и доступности информации;

- о характеристиках рынка (уровне и характере конкуренции на нем) и наличии или отсутствии издержек рыночного взаимодействия (так называемых трансакционных издержек);

- о модели поведения человека (базовых характеристиках человеческих действий в тех или иных ситуациях).

Модель человеческого поведения:

В неоклассическом подходе(Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты.) есть базовая модель – homo economicus

Изначально эта модель возникла в австрийской школе (Менгелем)

Основные черты homo economicus:

1) Рациональное поведение, стремление к максимизации собственной выгоды

2) Абсолютно вычислительные и когнитивные способности(при этом индивид может быстро принять идеальное решение)

3) Стремясь к реализации собственного и интереса не нарушает интересов др.участников эк.системы(такому индивиду свойственна эмпатия(может поставить себя на место др.))

Но концепция homo economicus подверглась критике:

ü Торстен Веблен высмеивал рациональность такого модельного индивида

ü В итоге концепция homo economicus дополнялась др.подходами о базовой модели

8. Система методов в экономической теории.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, означающее «путь к чему-либо». Метод есть совокупность конкретных приемов и способов, как средство познание объекта.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются общенаучные методы, методы, характерные для социальных наук и специфические методы, характерные для изучения экономической сферы.

1. Общенаучные методы. В экономической теории применяются два противоположных философских метода (или подхода) – метафизический и диалектический.

Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости.

Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку имеет следующие особенности:

1) он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

2) он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

3) он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Также общенаучные методы включают метод научной абстракции, формальную логику, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, качественный и количественный анализ, системный подход.

Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры и формы.

Основными категориями формальной логики являются:

а) понятие – это фиксация мысли о предмете

б) суждение – это положение, мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается;

в) умозаключение – это мышление, посредством которого из некоторых исходных данных выводится конечное знание (положение).

Метод формальной логики реализуется через систему определённых приемов познания.

1. Анализ – прием познания, на основе которого целое разлагается на его составные части с целью их анализа

2. Синтез – обратный процесс, т.е. соединение изученных частей в целое, чтобы составить о нем общее знание.

3. Индукция – прием познания, который следует от частного к общему, т.е. на основе изучения конкретных условий делается общий вывод о состоянии экономики.

4. Дедукция – приём познания, который следует от общего к частному. Он используется рационально, если необходимо проверить верность какой-то концепции, и схоластически, если нужно найти в жизни подтверждение какой-то догмы, пусть и чисто словесным, схоластическим путем.

5. Сравнение – прием, при помощи которого определяют сходство или различие каких-либо процессов или явлений.

6. Аналогия – прием познания, при котором свойства, черты и признаки известного явления переносят на неизвестный процесс

7. Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, которые возникли в ходе познания экономической действительности. Проблемы могут возникать перед исследованием, в ходе него и в конце. Постановка проблемы в форме парадокса порождает гипотезу.

8. Гипотеза выдвижение научного предположения о возможных причинах или связях экономических процессов или явлений. Она возникает тогда, когда появляются новые данные, факты, которые противоречат старой концепции.

9. Доказательство – процесс обоснования истинности, правильности одной мысли, положения при помощи других. Доказательство состоит из тезиса (основного утверждения), аргументов (обоснований), демонстрации (иллюстрированных доказательств).

Качественно новый этап в развитии экономической теории наступил с использованием методологических принципов материалистической диалектики. Сущность их состоит в том, что:

-впервые экономическая деятельность людей рассматривается как система;

-эта система рассматривается через систему категорий, законов, закономерностей;

-экономическая система рассматривается, как постоянно развивающаяся, от низших форм к высшим;

-в основе развития экономических систем лежат постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия.

Ведущий метод в системе материалистической диалектики – метод научной абстракции. Он состоит из двух процессов:

1) Восхождение от абстрактного к конкретному;пример(Всем известен закон спроса (чем выше цена, тем ниже спрос) - это абстрактное.

Использование закона спроса в хозяйственной практике предприятия, например, при планировании объемов продаж - это конкретное.)

2) Восхождение от конкретного к абстрактному. При этом нет жесткой последовательности.

Следующим методом в системе материалистической диалектики является единство количественного и качественного анализа. Суть его в том, что переход от одних явлений к другим не происходит вдруг. Этому предшествует исторический процесс количественных изменений в данных производственных отношениях. Анализ этих количественных изменений позволяет судить о закономерностях развития данного способа производства, составить систему признаков, черт и свойств данного способа производства, определить его суть.

В системе материалистической диалектики выделяют метод единства логического и исторического. Логический подход означает, что в ходе анализа необходимо выделять не всю массу фактов, событий и процессов, а основные причинно-следственные связи и закономерности, которые вскрывают сущность данных производственных отношений, закономерности их развития. Исторический подход предполагает, что исследуемые закономерности рассматриваются в исторической последовательности, в соответствии с поступательным развитием человеческого общества. На современном этапе развития экономической теории в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, широко используются методы экономического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса, структура которого определяется как объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

9. Метод экономического моделирования. Графики и их роль в экономической теории.

Метод экономического моделирования, это одна из подгрупп метода прогнозирования. Особенность его применения в прогнозировании заключается в следующем:

- основа метода – сетевой график, имеющий много разновидностей;

- важнейший недостаток сетевого моделирования при системном прогнозировании - сетевой график делится на работы, которые характеризуются только двумя параметрами: продолжительностью выполнения и количеством ресурсов;

- важнейший элемент сетевого графика: путь – непрерывная последовательность работ.

Виды путей:

- предшествующий событию, - это последовательность работ от исходного до данного события.

- критический путь – это путь от исходного до завершающего события.

- любой другой путь от исходного до завершающего события есть полный путь.

Моделирование экономическое (франц. modelle от лат. modulus - мера, образец) - воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование). Модель экономического объекта обычно поддерживается реальными статистическими, эмпирическими данными, а результаты расчетов, выполненные в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы, проводить объективные оценки. Экономическая модель - упрощенное представление действительности, абстрактное обобщение; один из важнейших инструментов научного познания экономических процессов.

моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей.

Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вво­димые в модель, называются экзогенными, а величины, кото­рые мы получаем в рамках модели, - эндогенными.

С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобра­зования в соответствии с ранее поставленными целями.

Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от из­менения которой зависит изменение другой величины, которая назы­вается функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента).

Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически.

1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным.

2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон.

3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный.

4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности.

Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости

имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке, необходимо провести к ней касательную.

               
     
       


Наклон функции может меняться, переходя с положи­тельного в отрицательный и наоборот

Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен.

Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения.

10. Задачи и функции экономической теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: