Наиболее общими принципами, формирующих экономический образ мышления, являются ограниченность, эффективность, рациональность, альтернативность.
Принцип ограниченности исходит из того, что экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, имеют количественный и качественный пределы. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.
В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить (к примеру, невозможно создать в значительном объеме новые участки плодородной суши или увеличить акваторию мирового океана). В свою очередь, относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
|
|
Принцип альтернативности существенно связан с экономическим выбором и с возможностью по разному использовать ограниченные ресурсы. Под экономическим выбором понимается выбор наилучшего альтернативного варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальная экономическая эффективность. В этом смысле экономический образ мышления и предполагает формирование навыка поиска максимально эффективных альтернатив.
Два других принципа, рациональность и относительность, учитываются при экономическом выборе. принцип рациональности лежит в основе базовой модели неоклассического подхода – модели «homo oeconomicus». Следование данному принципу позволяет рассматривать модели поведения связанные со стремлением к максимально эффективному использованию ресурсов.
7. Абстракции и допущения в экономической теории. Модели человеческого поведения.
Говоря о допущениях или абстракциях, принятых в экономической науке, наиболее распространенные базируются на следующих характеристиках:
- о полноте и доступности информации;
- о характеристиках рынка (уровне и характере конкуренции на нем) и наличии или отсутствии издержек рыночного взаимодействия (так называемых трансакционных издержек);
- о модели поведения человека (базовых характеристиках человеческих действий в тех или иных ситуациях).
Модель человеческого поведения:
В неоклассическом подходе(Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты.) есть базовая модель – homo economicus
|
|
Изначально эта модель возникла в австрийской школе (Менгелем)
Основные черты homo economicus:
1) Рациональное поведение, стремление к максимизации собственной выгоды
2) Абсолютно вычислительные и когнитивные способности(при этом индивид может быстро принять идеальное решение)
3) Стремясь к реализации собственного и интереса не нарушает интересов др.участников эк.системы(такому индивиду свойственна эмпатия(может поставить себя на место др.))
Но концепция homo economicus подверглась критике:
ü Торстен Веблен высмеивал рациональность такого модельного индивида
ü В итоге концепция homo economicus дополнялась др.подходами о базовой модели
8. Система методов в экономической теории.
Слово «метод» имеет греческое происхождение, означающее «путь к чему-либо». Метод есть совокупность конкретных приемов и способов, как средство познание объекта.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются общенаучные методы, методы, характерные для социальных наук и специфические методы, характерные для изучения экономической сферы.
1. Общенаучные методы. В экономической теории применяются два противоположных философских метода (или подхода) – метафизический и диалектический.
Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости.
Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку имеет следующие особенности:
1) он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
2) он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
3) он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).
Также общенаучные методы включают метод научной абстракции, формальную логику, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, качественный и количественный анализ, системный подход.
Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры и формы.
Основными категориями формальной логики являются:
а) понятие – это фиксация мысли о предмете
б) суждение – это положение, мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается;
в) умозаключение – это мышление, посредством которого из некоторых исходных данных выводится конечное знание (положение).
Метод формальной логики реализуется через систему определённых приемов познания.
1. Анализ – прием познания, на основе которого целое разлагается на его составные части с целью их анализа
2. Синтез – обратный процесс, т.е. соединение изученных частей в целое, чтобы составить о нем общее знание.
3. Индукция – прием познания, который следует от частного к общему, т.е. на основе изучения конкретных условий делается общий вывод о состоянии экономики.
4. Дедукция – приём познания, который следует от общего к частному. Он используется рационально, если необходимо проверить верность какой-то концепции, и схоластически, если нужно найти в жизни подтверждение какой-то догмы, пусть и чисто словесным, схоластическим путем.
5. Сравнение – прием, при помощи которого определяют сходство или различие каких-либо процессов или явлений.
6. Аналогия – прием познания, при котором свойства, черты и признаки известного явления переносят на неизвестный процесс
7. Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, которые возникли в ходе познания экономической действительности. Проблемы могут возникать перед исследованием, в ходе него и в конце. Постановка проблемы в форме парадокса порождает гипотезу.
|
|
8. Гипотеза выдвижение научного предположения о возможных причинах или связях экономических процессов или явлений. Она возникает тогда, когда появляются новые данные, факты, которые противоречат старой концепции.
9. Доказательство – процесс обоснования истинности, правильности одной мысли, положения при помощи других. Доказательство состоит из тезиса (основного утверждения), аргументов (обоснований), демонстрации (иллюстрированных доказательств).
Качественно новый этап в развитии экономической теории наступил с использованием методологических принципов материалистической диалектики. Сущность их состоит в том, что:
-впервые экономическая деятельность людей рассматривается как система;
-эта система рассматривается через систему категорий, законов, закономерностей;
-экономическая система рассматривается, как постоянно развивающаяся, от низших форм к высшим;
-в основе развития экономических систем лежат постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия.
Ведущий метод в системе материалистической диалектики – метод научной абстракции. Он состоит из двух процессов:
1) Восхождение от абстрактного к конкретному;пример(Всем известен закон спроса (чем выше цена, тем ниже спрос) - это абстрактное.
Использование закона спроса в хозяйственной практике предприятия, например, при планировании объемов продаж - это конкретное.)
2) Восхождение от конкретного к абстрактному. При этом нет жесткой последовательности.
Следующим методом в системе материалистической диалектики является единство количественного и качественного анализа. Суть его в том, что переход от одних явлений к другим не происходит вдруг. Этому предшествует исторический процесс количественных изменений в данных производственных отношениях. Анализ этих количественных изменений позволяет судить о закономерностях развития данного способа производства, составить систему признаков, черт и свойств данного способа производства, определить его суть.
В системе материалистической диалектики выделяют метод единства логического и исторического. Логический подход означает, что в ходе анализа необходимо выделять не всю массу фактов, событий и процессов, а основные причинно-следственные связи и закономерности, которые вскрывают сущность данных производственных отношений, закономерности их развития. Исторический подход предполагает, что исследуемые закономерности рассматриваются в исторической последовательности, в соответствии с поступательным развитием человеческого общества. На современном этапе развития экономической теории в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, широко используются методы экономического моделирования.
|
|
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса, структура которого определяется как объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
9. Метод экономического моделирования. Графики и их роль в экономической теории.
Метод экономического моделирования, это одна из подгрупп метода прогнозирования. Особенность его применения в прогнозировании заключается в следующем:
- основа метода – сетевой график, имеющий много разновидностей;
- важнейший недостаток сетевого моделирования при системном прогнозировании - сетевой график делится на работы, которые характеризуются только двумя параметрами: продолжительностью выполнения и количеством ресурсов;
- важнейший элемент сетевого графика: путь – непрерывная последовательность работ.
Виды путей:
- предшествующий событию, - это последовательность работ от исходного до данного события.
- критический путь – это путь от исходного до завершающего события.
- любой другой путь от исходного до завершающего события есть полный путь.
Моделирование экономическое (франц. modelle от лат. modulus - мера, образец) - воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование). Модель экономического объекта обычно поддерживается реальными статистическими, эмпирическими данными, а результаты расчетов, выполненные в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы, проводить объективные оценки. Экономическая модель - упрощенное представление действительности, абстрактное обобщение; один из важнейших инструментов научного познания экономических процессов.
моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей.
Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вводимые в модель, называются экзогенными, а величины, которые мы получаем в рамках модели, - эндогенными.
С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобразования в соответствии с ранее поставленными целями.
Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины, которая называется функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента).
Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически.
1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным.
2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон.
3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный.
4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности.
Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости
имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке, необходимо провести к ней касательную.
Наклон функции может меняться, переходя с положительного в отрицательный и наоборот
Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен.
Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения.
10. Задачи и функции экономической теории.