Основания и условия изменения срока уплаты налога и сбора

Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени (далее - изменение срока уплаты налога) представляет собой перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок без применения к налогоплательщику налоговых санкций. Некоторые авторы относят данную процедуру к разновидности налоговых льгот. Полагаем, что это неверный подход, поскольку изменение срока уплаты налога носит ярко выраженный индивидуальный характер, а налоговые льготы могут предоставляться не персонифицированным лицам, а только некоторым категориям налогоплательщиков, выделенным в особую группу по тем или иным критериям.

Порядок изменения срока уплаты налога установлен главой 9 НК РФ. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части, а также по одному или нескольким налогам. В качестве меры обеспечения здесь может применяться залог или поручительство. Подача заявления об изменении срока уплаты налога в той или иной форме не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Изменение срока уплаты налога может осуществляться в четырех формах: 1) отсрочка, 2) рассрочка, 3) инвестиционный налоговый кредит (далее – ИНК). Первые две формы действуют в отношении всех налогоплательщиков и налоговых агентов, а ИНК – только в отношении налогоплательщиков-организаций.

За предоставление отсрочки, рассрочки взимаются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ для отсрочек и рассрочек, ставки рефинансирования – для налоговых кредитов. Размер процентов за предоставление ИНК определяется в договорном порядке в пределах 1/2 – 1/4 ставки рефинансирования. Уплата процентов обусловлена тем, что неуплаченная своевременно сумма налога образует задолженность (недоимку) перед бюджетом, и поэтому взаимоотношения между государством и налогоплательщиком фактически трансформируются в правоотношение между кредитором и должником.

Проценты не взимаются, если основаниями для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита являются причинение налогоплательщику ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, а также задержка бюджетного финансирования или оплаты выполненного лицом государственного заказа.

К обстоятельствам, исключающим изменение срока уплаты налога, относятся: 1) возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства; 2) проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением налогового законодательства; 3) наличие достаточных оснований полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство.

Субъектами, уполномоченными принимать решения об изменении срока уплаты налога, являются: по федеральным налогам и сборам – Минфин РФ; по региональным и местным налогам и сборам – финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования; по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, – ФТС РФ или уполномоченные им таможенные органы; по государственной пошлине – уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины; по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, органы внебюджетных фондов. Как видим, налоговые органы не наделены правом принимать решения об изменении срока уплаты налога.

Региональными законами и муниципальными нормативными актами могут быть установлены дополнительные (по отношению к НК РФ) основания и иные условия предоставления отсрочки, рассрочки и ИНК в отношении региональных и местных налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: