double arrow

Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом

Бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

Бюджет утверждается законодательными органами власти, парламентами, а в России - Федеральным Собранием. По мате­риальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства; по социально-экономической сущности - это основное средство перераспреде­ления дохода и других макроэкономических результатов произ­водства для реализации социальных задач общества.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устрой­ство и продуманный бюджетный процесс.

Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюд­жетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетный процесс — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюд­жетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в России, он охватывает четыре основные стадии:

· - составление проекта бюджета;

· - рассмотрение и утверждение бюджета;

· - исполнение бюджета;

· - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.


Доходная часть государственного бюджета — формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получае­мых государством от различной деятельности. Это и государ­ственные займы, эмиссия бумажных денег.

Расходная часть государственного бюджета предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех рас­ходов), финансирование науки, культуры, обороны, содержание правоохранительных органов, органов государственной ачасти и управления, а также финансирование народного хозяйство и т.д.

Государственный бюджет должен быть сбалансирован, т.е. расходы соответствуют доходам. При условии превышения рас­ходов над доходами наблюдается дефицит бюджета, а обратное явление называется профицитом бюджета. Принято считать, что если объем бюджета не превышает 5% валового внутреннего про­дукта страны, то он допустим.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1.Сокращение бюджетных расходов. 2.Изыскания источников дополнительных доходов.3.Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. 4.Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных орга­низаций, других государств и иностранных финансовых организаций. 5. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют го­сударственный долг.

Государственный долг бывает двух видов:

1. Внутренний - перед гражданами, банками и фирмами сво­ей страны, а также иностранцам купившим ценные бумаги внут­ренних займов.

2. Внешний - перед правительствами, международными бан­ками и финансовыми организациями, представившими деньги в заем на основе правительственных согласований.

При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования —выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.

Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: