Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках

Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец на рынке, у которого нет близких заменителей.

Монополия - противоположность совершенной кон­куренции.

Свойства: 1.наличие единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей;

1. уникальность продукции;

2. полнота информации у монополиста

3. непреодолимые барьеры для входа на рынок конкурентов.

В реальной действител-ти чистой монополии почти нет, поэтому этот термин заменяют понятием "рыночная власть".

Степень монополистической власти отдельной фирмы зависит от доли продаж фирмы на рынке, от наличия близких заменителей и т.д.

Рыночная власть – способность фирмы влиять на цену с помощью изменения объемов предложения.

Рыноч.власть опред-ся как величина обратная ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Д/дан.модели рынка хар-на низкая эластичность спроса на товар, что объяс-ся его уникальностью и незаменимостью.

Чтобы обладать монопольной властью, фирма должна иметь кривую спроса с отрицат-ым наклоном. Это значит, что фирма должна снизить цену, чтобы продать больше ед. товара. Из этого следует, что MR(предельный доход) монополиста всегда меньше цены товара, т.е. рис.1

Цель монополиста – максимизация прибыли. Объем произв-ва продукции, обеспечивающий max-зацию прибыли, определяется из равенства MR=MC (предельн доход=предельн издержки)(как и в совершенной конкуренции).

Фирма – монополист в краткосроч.периоде м.получать как положит-ю, так и 0-ю, и даже отрицат-ю прибыль. Это опред-ся условиями спроса. Если монополист сталкив-ся с отрицат-й прибылью, он прекращает произ-во дан.товара. и дожидается изм-й спроса, к-е позволят получать положит-ю эк.прибыль.

В долгосроч.периоде условием максимизации яв-ся объем впуска, при к-м MR=LMC. Прибыль монополии в долгосроч.периоде либо положит-я, либо нулевая.

Ценовая дискриминация (Ц.д.) – практика установления разным покупателям различных цен на 1 и тот же товар, при этом ценовые различия не связаны с различиями в издержках фирм. Условия осуществления ценовой дискриминации:

- продавец обладает определенной рын.властью;

- продавец способен сегментировать рынок, т.е. выделять покупателей в группы в соответствии с их готовностью платить за продукт.

- покупатель не способен перепродать купленный товар.

Ценовая дискриминация позволяет продавцу увеличить свою Pr за счет перераспределения в свою пользу потребительского излишка. Она часто исп-ся фирмой в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от V покупок, сезонности и т.д.

Ценовая дискриминация 1 степени (совершенная дискр.) - продажа каждого товара по индивидуальным ценам, установ-е разл-х цен на один и тот же товар. При этом продавец должен иметь возм-ть определить платежеспос-ть конкретного покупателя и предложить д/него индивидуальную цену.

Ценовая дискриминация 2 степени - разделение всего объема выпуска на части и продажа этих частей по разным ценам в соответствии с готовностью потребителя платить за продукт. Н-р: в магазин и на рынок. Эфф-на при положит-м эффекте масштабов пр-ва и продажи тов-в, когда при увел-ии объема пр-ва сред.изд-ки сниж-ся. (пример «снятие сливок»). Ценовая дискриминация 2 степени часто принимает форму скидок. (например, в завис-ти от размера партии).

Ценовая дискриминация 3 степени – установ-е разл.цен на товары д/отдельных групп покупателей, а не отд-х партий т-ра. В эт.случ.имеет место сегментация рынка. Наибольшая цена будет устанав-ся д/покупателей с менее эластич-м спросом по цене. Н-р: общий билет - 10р, детский - 5р, пенсионерам - беспл.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Существуют 3 показателя монопольной власти:

1. Индекс монопольной власти Лернера: 0<ar<1

Для совершенной конкуренции ar=0, т.к. Р=МС.

Чем > монопольная власть, тем > величина индекса.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана , где xi – доля каждой фирмы в отрасли, выраженная в %-х.

Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh < 1000.

Чем выше степень концентрации производства в отрасли, тем больше и значение индекса.

3. Индекс концентрации отраслевого объема продаж, который показывает, какая доля рынка приходится на крупнейшие фирмы отрасли.

Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.

Одна из немногих радостей, которую принес переход нашей страны к рынку, это возможность выбора товаров и услуг из огромного их ассортимента. Большинство товаров и услуг, представленных на потребительском рынке, продается в условиях монополистической конкуренции.Основные черты рынка монополистической конкуренции: Малые размеры и многочисленность фирм на рынке; Дифференциация продукции, которая возникает из-за существования между товарами на рынке различий в качестве, сервисе и рекламе. Для данной модели рынка характерно наличие товаров-заменителей. Спрос на каждый товар имеет высокую перекрестную эластичность; Ограниченное влияние на цены продавцов товаров. Цены ограничены ценами товаров – заменителей; Низкие барьеры для входа на рынок и выхода из него.Данный тип рынка характерен для пищевой промышленности, производство одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности и многих видов услуг (салона красоты, юридических услуг).Кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицат. наклон. Она удовлетворяет критерию несоверш. конкуренции, спрос не является абсолютно эластичным.Благодаря дифференциации продукта фирма на своём сегменте рынка – монополист, поэтому рост объёма реализации, как и при монополии достигается за счет снижения цен. График максимизации прибыли фирмой, действующей в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде времени.
В долгосрочном периоде времени фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, получает нулевую эк. прибыль.Рис. Максимизация прибыли фирмой, действующей в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.В долгосрочном периоде времени прибыль фирм, действующих в условиях соверш. и монополист. конкуренции, достигает своего max при нулевой экономической прибыли в точке безубыточности.В краткосрочном периоде времени фирма – монополист и фирма, действующая в условиях монополист. конкуренции, получают положит. эк. прибыль, следовательно график одинаковый.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: