Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Кризис является регулярно, неизбежно, закономерно повторяющейся фазой циклического развития любой системы.
Причины кризиса:
1.объективные (связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации), субъективные (отражают ошибки в управлении), природные (явления климата).
2.внешние (связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране), внутренние (связаны с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства)
Последствия:1.долгосрочные или краткосрочные изменения 2. обновление или разрушение организации 3.обострение – ослабление 4. преобразоване или сохранение орг-ии 5. количественные или качественные изменения 6. обратимые или необратимые изменения 7. резкие изменения или мягкий выход.
Типология кризисов.
|
|
Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.
Виды кризиса
1. По масштабу:
- общие – охватывают всю социально-экономическую систему
- локальные – охватывают часть социально-экономической системы
2. По проблематике:
- макрокризисы – большие объемы и масштабы проблематики
- микрокризисы – захватывают отдельную проблему или группу проблем
3. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики:
§ Экономические – отражают острые противоречия в экономике страны или в экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы – это кризисы производства и реализации товаров, взаимоотношения экономических агентов, кризисы исполнителей, потеря конкурентных преимуществ и т.д.:
а) финансовые – противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы.
§ Социальные – возникают при обострении и столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий.
а) политические – кризисы в политическом устройстве, кризис власти.
§ Организационные – кризисы разделения и интеграции деятельности распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений (деловые конфликты, неразбериха, сложности контроля).
|
|
§ Психологические – кризисы психологического состояния человека (стресс массового характера, чувство неуверенности, паника, неудовлетворение работой).
§ Технологические – кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях (кризис НТП, обострения противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями).
4. По причинам возникновения:
§ Природные – вызваны природными условиями жизнедеятельности человека
§ Общественные – кризис в общественных отношениях
§ Экологические –изменения природных условий, вызванных деятельоностью человека (загрязнение окружающей среды).
5. По прогнозируемости:
§ Закономерные (предсказуемые) – н-р, потребность в реструктуризации производства.
§ Неожиданные (случайные) – часто из-зи ошибок в управлении или природных явлений
6. По проявлению:
§ Явные – протекают заметно и легко обнаруживаются
§ Латентные – скрытные, протекают относительно незаметно, наиболее опасны
7. По глубине:
§ Глубокие – ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы, протекают сложно и неравномерно, имеют много противоречий
§ Легкие – протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и управлять
8. По продолжительности:
§ Заметные – проходят болезненно и сложно, являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями
Кратковременные – проходят быстро и поверхностно, зависят от профессионализма менеджера.