Органы предварительного следствия: система и компетенция

В числе самостоятельных правоохранительных органов обычно называют и органы предварительного следствия.Следствие в уголовном процессе — собирание и

проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания.Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.Предварительное следствие — самостоятельная стадия

уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции. Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения

уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварит следствие начинается после его окончания. Как отмечено выше, среди государственных органов в настоящее время нет единого структурного образования, предназначенного для осуществления названного вида правоохранительной деятельности.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел,органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя. Задачи органов предварительного следствия

производны от задач органов предварительного расследования и уголовного судопроизводства в целом. Ими являются:быстрое и полное раскрытие преступлений,

изобличение виновных; всестороннее, полное и объективное исследование всех

обстоятельств уголовного дела;обеспечение правильного применения закона с тем,

чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один

невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;способствование укреплению законности и правопорядка;обнаружение и процессуальное закрепление

доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу;установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения; выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам (кроме небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.). В компетенции следователей ОВД наибольшее число

других, предусмотренных УК преступлений — против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка,надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. и налоговые преступления.

К компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Следователи органов прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и

следователи прокуратуры, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами.Следователи ФСБ ведут предварительное следствие по

делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о наиболее опасных

преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (контрабанда, бандитизм,государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией.Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия.Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют и одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Следователь самостоятельно принимает все решения,связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме

случаев, когда закон требует получения судебного решения или санкции прокурора и несет полную

ответственность за их законное и своевременное проведение. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами. Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и

начальники следственных отделов. Ведомственный контроль осуществляют и следователи

контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.

За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе

рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора,которые способны причинить ущерб конституционным

правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: