Е. Б. Хоменко, Е. Ю. Чуракова
Информационно-обучающая
Рабочая тетрадь
по курсу «Экономика»
для бакалавров по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»
Часть 2
студента __________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
группы ____________________
Ижевск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Раздел 2. Микроэкономика | |
| Тема 8. Типы рыночных структур………………………………………... | |
| Тема 9. Рынки факторов производства…………………………………… | |
| Раздел 3. Макроэкономика | |
| Тема 10. Макроэкономический анализ и система национальных счетов (СНС)……………………………………………………………… | |
| Тема 11. Макроэкономическое равновесие……………………………… | |
| Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: циклы, безработица, инфляция………………………………………………………….. | |
| Тема 13. Экономическая политика государства…………………………. | |
| Список использованных источников…...…………………………………….. | |
| Тема 8. Типы рыночных структур 8.1 Краткое содержание лекции 8.1.1 Характерные черты основных типов рыночных структур |
Конкуренция является неотъемлемой чертой рыночных экономических отношений. Конкуренция в экономике предполагает соперничество (соревнование) между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров и услуг. Определённое сочетание отдельных характеристик рынка образует его тип. Типы рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка – покупателей и продавцов и от их количества.
| рыночная структура | – это набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм |
Каждый тип рыночной структуры имеет свои черты и особенности (табл. 1).
Таблица 8.1 – Характерные черты основных типов рыночных структур
| Признаки рыночной структуры | Тип рыночной структуры | |||
| Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
| Количество и размеры фирм | Множество мелких фирм | Множество мелких и средних фирм | Несколько крупных фирм | Одна фирма |
| Тип продукта | Стандартизированный (однородный) | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный (нет близких заменителей) |
| Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в довольно узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре | Значительный |
| Условия входа в отрасль и выхода из неё | Свободный вход | Барьеры порождены производством дифференцированного продукта | Технологические и экономические барьеры | Вход блокирован |
| Неценовая конкуренция | Отсутствует | Применяется | Применяется | Отсутствует |
| Доступность рыночной информации | Полная | Может быть как полная, так и неполная | Может быть как полная, так и неполная | Полная |
По степени влияния отдельного продавца на рыночную цену различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
На совершенном конкурентном рынке (чистая конкуренция) действует достаточно большое число мелких продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными законами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать товара по данной цене, а потребители решают, сколько по этой цене купить товара. Несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая её, путём изменения собственного объёма выпуска.
| 8.1.2 Совершенная (чистая) конкуренция |
Для совершенной конкуренции характерно то, что ни одна из фирм не способна повлиять на изменение рыночной цены.
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
1) на рынке одновременно действуют множество фирм, каждая из которых занимает незначительную долю рынка;
2) однородность продукции – конкурирующие фирмы производят стандартизированную (однородную) продукцию, что не дает возможность фирме существенно влиять на рыночную цену, складывающуюся на основе рыночного спроса и предложения. Фирма соглашается с ценой рынка, а не диктует её. Назначать более высокую цену, чем существующая рыночная, бесполезно, покупатели могут приобрести такой же продукт у других фирм дешевле. В то же время данной фирме нет необходимости назначать более низкую цену, чем существует на рынке, так как это приведет к уменьшению прибылей.
3) свобода входа и выхода из отрасли – новые фирмы могут свободно входить, а существующие – покидать рынок, так как не существует никаких законодательных, технологических, финансовых и других препятствий, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках;
4) равнодоступность информации – покупатели мгновенно узнают все параметры рынка и поэтому свободно перемещаются от одного продавца к другому по собственному усмотрению. Фирмы точно знают свои доходы и издержки, цены на все ресурсы и различные технологии. Решения принимаются только в условиях определенности.
| Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене, а кривая спроса имеет горизонтальный вид. Рыночный спрос (отрасль) формируется в соответствии с законом спроса, а отражающая его линия имеет отрицательный наклон (рис. 8.1). | Рисунок 8.1 – Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы | |
| Кривая предложения фирмы совпадает с участком кривой МС, лежащим выше точки AVCmin (рис. 8.2). При Р1 = AVCmin – фирма прекратит производство данного товара. При Р2 = AТCmin – прибыль фирмы равна нулю. | Рисунок 8.2 – Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы | |
Если в отрасли множество мелких фирм, то ни одна из них в отдельности не может повлиять на рыночную цену, в результате она является ценополучателем. То есть при любом объёме выпуска фирма продаёт каждую следующую единицу продукции по той же цене, которая устанавливается на рынке. Соответственно, функции цены Р, предельного дохода MR,среднего дохода AR совпадают (MR = Р):
,
,
так как
.
| Прибыль фирмы представляет собой разность между общей выручкой и общими издержками короткого периода (рис. 8.3): ТРr (q) =TR (q)- TC (q). Условие максимизации прибыли – выполнение следующего равенства: Δ TPr (q)/Δ q =Δ TR (q)/Δ q- Δ TC (q)/Δ q =0. Поскольку Δ TR (q)/Δ q = MR и Δ TC (q)/Δ q = MC, то условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам: MR=MC. | Рисунок 8.3 – Прибыль фирмы | |
| Условие максимизации прибыли фирмы | Ситуация равенства предельных издержек предельному доходу (МС = MR). Соблюдение этого правила помогает фирме не только максимизировать прибыль, но и минимизировать убытки | |
| Так как в условиях совершенной конкуренции MR и P совпадают,то особенность условия максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы: Р=МС. | ||
Для определения размера прибыли (или убытков) графическим методом следует выполнить несколько действий:
Шаг первый. Определяем оптимальный объем выпуска qопт. (по правилу максимизации прибыли), при производстве которого достигается равенство Р=МС. На графике это происходит в точке пересечения функций Р и МС. Опустив из данной точки перпендикуляр (пунктирная линия) вниз на ось абсцисс, находим искомый оптимальный объем выпуска.
| Условие максимизации прибыли выполняется дважды,в точках Аи С (рис. 8.4а). В первом случае максимальны убытки, а во втором – прибыль. Прибыль будет максимальна, если MR = MC и кривая MC восходящая. Убытки будут максимальны, если MR = MC и кривая MC нисходящая. Максимальная положительная прибыль при выпуске qопт. соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Она равна разности между общей выручкой и издержками короткого периода: TPrопт. = P x qопт. - ATC x qопт. Шаг второй.Определяем величину средних издержек АТС при производстве товара в объеме qопт.. Для этого из точки qопт., проводим перпендикуляр вверх до пересечения с функцией АТС, а затем из полученной точки пересечения – перпендикуляр влево к оси ординат, на которой откладывается величина средних издержек производства qопт. ед. продукции. | Рисунок 8.4а – Фирма получает прибыль Рисунок 8.4б – Точка безубыточности Рисунок 8.4в – Фирма несет убытки |
| Шаг третий.Определяем размер прибыли (или убытков) фирмы. Следует сопоставить средние издержки АТС производства товара в объеме qопт. с рыночной ценой Р. При этом фирма может быть в одном из трёх положений (рис. 8.4 а, б, в): а) фирма работает с прибылью: MC = MR = P и Р > АТС; б) фирма лишь покрывает свои издержки: MC = MR = P и Р = АТС. При Р = AТCmin, TPr =0. в) фирма несет убытки: MC = MR = P и Р < АТС, но фирма продолжает производство, если Р > АVС. |
Равновесие совершенной конкурентной фирмы в долгосрочном периоде имеет следующие особенности:
1) существующие фирмы ведут себя максимально эффективно при имеющихся у них предприятиях и технологиях, то есть Р=МС, следовательно, отдельная фирма не будет изменять объем выпуска;
2) для новых фирм не существует стимулов выходить на данный рынок, так как старые фирмы не получают экономическую прибыль на имеющихся у них предприятиях, которая могла бы привлечь конкурентов в отрасль: Р = АТС;
3) существующие фирмы не в состоянии увеличивать прибыль, строя новые предприятия других размеров, то есть действующие фирмы находятся в точке минимума долгосрочной кривой средних издержек: Р = LRAТС.
| Условие равновесия фирмы в долгосрочном периодедостигается при выпуске такого объема продукции, при котором средние издержки минимальныпри заданном уровне развития технологий и цен на ресурсы. Следствие – достигнут минимально эффективный размер фирмы (рис. 8.5). Условие равновесия отраслив долгосрочном периодедостигается когда все фирмы функционируют в точке минимума своих долгосрочных средних издержек, при этом цена лишь | Рисунок 8.5 – Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде |
покрывает эти издержки, вся отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия. Следствие – участникам рынка нет смысла изменять цену и объём выпуска.
| 8.1.3 Чистая монополия |
| Монополия | (от греч. μονο – один и πωλέω – продаю) – фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). |
Основные черты чистой монополии:
1) единственный продавец – одна фирма является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги;
2) отсутствие совершенных заменителей товара – продукт монополии уникален, ему нет аналогов, поэтому покупатель вынужден брать этот продукт по цене, диктуемой монополией, или обходиться без него;
3) совершенная информированность о параметрах рынка;
4) отсутствие свободы входа на рынок – монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль.
Выделяют следующие виды монополий:
1. Естественная монополия формируется в отраслях экономики, где наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, то есть долгосрочные средние издержки фирмы достигают минимума только в случае, когда фирма обслуживает весь рынок целиком.
2. Искусственная монополия может иметь следующие формы:
случайная – принадлежит покупателю или продавцу, благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения, когда появляется исключительная возможность изготавливать и продавать определенный вид продукции или располагать лучшими в данной отрасли факторами производства;
устойчивая – свойственна, как правило, крупным объединениям предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции;
всеобщая – развивается тогда, когда объединения предпринимателей, с помощью государства, подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом.
| Монопольная власть | – возможность продавца повышать цены на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. Основа монопольной власти барьеры для вступления в отрасль |
| Барьеры для вступления в отрасль | – препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм |
Виды барьеров для вступления в отрасль:
экономия, обусловленная ростом масштабов производства – минимальный уровень издержек производства на единицу продукции достигается только при очень большом объёме производства, который способен удовлетворить значительную часть рыночного спроса на данную продукцию;
наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товара;
контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов – фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм;
высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков;
нечестная конкуренция – соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий.
Средний доход монополиста равен цене (AR = P), а кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса (Р = AR = D). Предельный доход монополиста всегда меньше цены (MR < P), кроме случая Q =1 (рис. 8.6).
Р Рисунок 8.6 | Рисунок 8.7 – Равновесие монополиста в краткосрочном периоде Пока кривая спроса монополиста является эластичной, валовой доход возрастает вместе с объемом выпуска, а предельный доход является величиной положительной. Цена устанавливается монополистом в соответствии с |
кривой спроса, при этом Р>MR
P > MC, но так как MС >0, поэтому монополист максимизируя прибыль будет производить только такой объем продукции, который попадает в зону эластичного спроса, то есть MR >0. Фирма-монополист является ценоискателем, она оптимизирует объем выпуска в краткосрочном периоде в условиях равенства предельного дохода предельным издержкам (
).
Фирма может занимать одно из тёх положений: получает прибыль при Р1 > АТС1 (рис. 8.7а); покрывает свои издержки: Р2 = АТС2 (рис. 8.7б); несет убытки Р3 < АТС3 (рис. 8.6б).
Так как MR ¹ P MС ¹ P, то при различных кривых спроса монополист будет производить одинаковый объем производства, но при различных ценах. Поэтому однозначной кривой предложения фирмы-монополиста не существует (рис. 8.8). В долгосрочном периоде решение монополиста об изменении масштаба производства зависит от соотношения его долгосрочных средних издержек (LRAТС) и рыночного спроса (D) (рис. 8.9). В долгосрочном периоде: объем производства Q1 мог быть произведен при меньших средних издержках, поэтому монополист увеличивает размер предприятия и будет действовать в рамках кривых AТС2 и МС2; при росте объема выпуска на более крупном предприятии МС2 = MR, производство не может осуществляться при min средних издержек AТС2 = LRAТС. | Рисунок 8.8 – Кривая предложения монополиста |
Рисунок 8.9 – Равновесие монополиста в долгосрочном периоде |
Равновесие достигается при объеме выпуска QLR и цене РLR, где LRAТС >min.
Результат – нет таких экономических сил которые принудили бы монополиста действовать в точке min LRAТС, то есть при объеме выпуска Q’.
Следствие – монополист не полностью использует возможности экономии от масштаба производства.
| Потери общества от несовершенной конкуренции (рис. 8.10). При несовершенной конкуренции цена товара выше чем при совершенной (РМ>РК), а объем продаж ниже (QМ<QК). Излишек потребителя уменьшается до площади треугольника P0EМPМ, монопольная прибыль равна площади прямоугольника PКСЕМРМ. Чистые потери общества равны площади треугольника ЕЕКEМ («мертвый убыток»). | Рисунок 8.10 |
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в долгосрочном плане, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Самостоятельно рынок не в силах разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
Главной целью антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путём принудительного установления цен. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), и разнообразные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
| 8.1.4 Олигополия |
Слово «олигополия» введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516 г.).
| Олигополия | (от др. греч. ὀλίγος – малочисленный, и πωλέω – продаю, торгую) – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов (как правило от двух до десяти), а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабе производства. |
Основные характерные черты олигополии:
1) относительно малое число крупных фирм, господствующих в отрасли;
2) продукция, выпускаемая фирмами-олигополистами, обычно однородна, стандартизирована, но может быть и дифференцированной (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, сфера оптовой торговли и т.д.);
3) каждая фирма-олигополист обладает весомой долей на рынке, отсюда – все фирмы, входящие в олигополию, удовлетворяют весь рыночный спрос. Исходя из масштаба производства, каждая фирма-монополист обладает некоторой степенью власти над ценой. При определении цены и объема производства, помимо сведений о спросе на товар и издержках, производства, фирмы должны учитывать ответную реакцию своих конкурентов, то есть фирмы осознанно взаимодействуют между собой. Если одна фирма начинает устанавливать цену раньше другой, первую называют ценовым лидером, а вторую – ценовым ведомым;
4) вступление в отрасль при олигополии ограничено барьерами.
Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке:
1. Нескоординированная олигополия.
При нескоординированной олигополии фирмы-олигополисты принимают решения абсолютно независимо друг от друга. Однако при данной разновидности олигополии очень легко вызвать ценовую войну, которая принесет убытки всем участникам рынка. Если, например, один из олигополистов резко снизит цены, то не реагировать на это остальные не могут. Так как они располагают достаточными производственными мощностями, чтобы перехватить значительную часть «чужих» клиентов. Кто-то из остальных олигополистов произведёт ответное резкое снижение цен. За ним последует еще один и т.д. В результате единственной надежной тактикой становится принцип «Не делай резких движений!». Все изменения лучше производить мелкими шагами, с постоянной оглядкой на реакцию конкурентов. Поэтому для нескоординированного олигополистического рынка характерна негибкость цен.
2. Картель.
| Картель | – это форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией |
Главная идея картеля состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом, как если бы они были единой фирмой-монополистом. Далее полученная монопольная прибыль делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического раздела рынков.
Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:
1) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;
2) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;
3) установить квоты каждому члену картеля;
4) установить процедуру проведения утвержденных квот.
Предположим, что в отрасли действует n фирм, идентичных во всех отношениях, кривые MR и МС которых изображены на рис. 8.11а.
| Условие Р=МС выполняется при выпуске qопт ., который является оптимальным. Рыночная цена Рк, на которую ориентируются фирмы, определена пересечением кривой рыночного спроса D и кривой рыночного предложения MCобщ ., представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 8.11б). | Рисунок 8.11 |
Выпуск отрасли, как видно на рис. 8.11а, составит qопт.=nqc, а прибыль каждой фирмы составит сумму, равную площади прямоугольника – рис. 8.11б.
3. Картелеподобная структура рынка или «Игра по правилам».
Компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором представляет собой картелеподобная структура рынка или «игра по правилам». Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют своё поведение определённым неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, не превращает олигополистов в некое подобие единой фирмы. А это позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. С другой стороны, общепризнанные правила поведения уменьшают риск непредсказуемой реакции конкурентов, то есть сглаживают главную опасность, свойственную нескоординированной олигополии.
Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных.
| Следует отметить, что лидер контролирует значительную долю рыночного предложения (qL) и имеет существенные преимущества перед последователями; лидер способен определить функцию отраслевого спросаи распределение производственных мощностей в отрасли; цена, максимизирующая прибыль ценового лидера (PL), задаёт условия оптимизации производства для остальных фирм отраслевого рынка. На рисунке 8.12: | Рисунок 8.12 |
D – кривая рыночного спроса;
– кривая предложения последователей; qSn – объём предложения последователей; DL = Qd (PL)- qSn (DL) – кривая спроса на продукт лидера (ломанная кривая P1DL); Qd = qL + qSn – объём рыночного предложения.
Итак, все разновидности олигополии ведут к формированию рынков с высокой степенью несовершенства. Однако есть и различия: нескоординированная олигополия внутренне неустойчива, картели фактически перерождают олигополию в монополию. «Меньшим из зол» является картелеподобная структура рынка, не случайно ставшая в наше время самой распространенной разновидностью олигополии.
| 8.1.5 Монополистическая конкуренция |
| Монополистическая конкуренция | – это тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги) |
Монополистическая конкуренция обладает рядом свойств сближающих ее с совершенной конкуренцией:
1) наличие большого количества продавцов, которые составляют в среднем от 1 до 5% общего объёма продаж на данном рынке, что больше, чем в условиях совершенной конкуренции (до 1%);
2) сравнительно свободный вход на рынок и уход с него, то есть легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок – вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при совершенной конкуренции, поскольку вновь пришедшие фирмы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками.
Монополистическая конкуренция обладает и рядом свойств сближающих ее с чистой монополией и олигополией:
3) дифференциация продукции означает, что производство однотипных взаимозаменяемых товаров, отличающихся друг от друга какими-либо качественными характеристиками и/или условиями реализации. Отдельная фирма поставляет на рынок особый товар. Каждый товар по-своему уникален. Разные упаковки, технические свойства, условия продажи (за наличный расчет, в кредит и т.д.), послепродажное обслуживание, реклама и, конечно, фирменная марка – все перечисленное создает условия для повышения цены без существенной потери покупателей. Только незначительная часть покупателей переключает свой спрос на товар конкурентов. Однако, несмотря на внешнее благополучие, фирма сталкивается с конкуренцией фирм, производящих товары-заменители.
4) неценовая конкуренция означает, что часто в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции и в особенности рекламу. При неценовой конкуренции эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры продукции, как её новизна, качество, надёжность перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др.
Кривая спроса на продукцию фирмы в условия монополистической конкуренции отражает суммарный объем продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены.
Особенности кривой спроса:
1) является убывающей;
2) степень эластичности кривой спроса фирмы зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
Для рынков с монополистической конкуренцией кривых отраслевого спроса и предложения НЕ существует.
Оптимальный выпуск продукции фирмы в условия монополистической конкуренции достигается при равенстве: MR=MC (рис. 8.13).
В краткосрочном периоде фирма оптимизирует выпуск при объеме производства (q1), обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издержками. Сходство с совершенной конкуренцией:
1) прибыль привлекает в отрасль новых конкурентов, рыночная доля данной фирмы сокращается, её кривая спроса сдвигается в положение D2;
2) фирма продолжает производство до тех пор пока Р > AVC (Е2).
| В долгосрочном периоде фирма достигает равновесия в условиях когда рыночные цены равны долгосрочным средним издержкам, то есть фирма не получает экономическую прибыль. Отличие от совершенной конкуренции: 1) в соответствии с условием максимизации | а) б) Рисунок 8.13 |
прибыли MR=LRMC, в точке Е1 (точка оптимума или равновесия): РLR > LRМС;
2) в точке оптимума минимум долгосрочных средних издержек не достигается.
| 8.2 Задания для практических занятий |
Задание 8.2.1
Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек производства от объема выпуска продукции в единицу времени представлена в таблице 8.2. Осуществить выпуск, превышающий 5 единиц, фирма не может.
Таблица 8.2
| Выпуск продукции в единицу времени, шт. | ||||||
| Общие издержки, руб. | ||||||
1) Вычислите значения средних переменных, средних общих и предельных издержек производства. Постройте графики (табл. 8.2, рис. 8.14).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) Если цена товара 12 руб., то какой объем производства фирме следует выбрать? Определите максимальный объем прибыли фирмы в краткосрочном периоде. Дайте графическое обоснование своего решения.
| ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | Рисунок 8.14 |
3) Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы вызвать прекращение производства данного товара?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рисунок 8.1 – Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы
Рисунок 8.2 – Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы
Рисунок 8.3 – Прибыль фирмы
Рисунок 8.4а – Фирма получает прибыль
Рисунок 8.4б –
Рисунок 8.4в – Фирма несет убытки
Рисунок 8.5 – Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде
Р Рисунок 8.6
Рисунок 8.7 – Равновесие монополиста в краткосрочном периоде Пока кривая спроса монополиста является эластичной, валовой доход возрастает вместе с объемом выпуска, а предельный доход является величиной положительной. Цена устанавливается монополистом в соответствии с
Рисунок 8.8 – Кривая предложения монополиста
Рисунок 8.9 – Равновесие монополиста в долгосрочном периоде
Рисунок 8.10
Рисунок 8.11
Рисунок 8.12
а) б) Рисунок 8.13
Рисунок 8.14 





