Задание 10.2.10

В Горемыкии производятся только четыре товара (таблица 10.7), из них три товара потребительские: гречневая крупа, говядина и гольфы и один товар инвестиционный – грузовики.

Таблица 10.7

Товары 2012 г. 2013 г.
Р06, у.е. Q06, тов.ед. Р07, у.е. Q07, тов.ед.
Гречневая крупа        
Говядина        
Гольфы        
Грузовики        

По данным, приведенным в таблице 10.7, рассчитайте:

1) номинальный и реальный ВВП 2012 и 2013 гг.:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2) индекс потребительских цен, индекс рыночных цен, индекс Фишера для 2013 г., приняв за базовый 2012 г.:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3) уровень инфляции в 2013 г. на основе индекса Ласпейреса:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  10.3 Самостоятельная работа

1. Экономический рост: понятие, способы графического выражения

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Экономический рост: факторы, типы, издержки

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Кругооборот продукта, расходов и доходов в четырёхсекторной модели экономики

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рисунок:


  Тема 11. Макроэкономическое равновесие 11.1 Краткое содержание лекции
  11.1.1 Совокупный спрос
Совокупный спрос(AD) – это суммарное количество товаров и услуг в денежном выражении, которые намерены купить домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор при различных уровнях цен в стране

Совокупный спрос представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги:

.

Формула совокупного спроса похожа на формулу под­счета ВВП по потоку расходов. Отличие состоит в том, что ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как совокупный спрос отражает расходы, которые намерены (планируют) сделать макроэкономические агенты.

Кривая совокупного спроса иллюстрирует изменение суммарного уровня всех планируемых расходов домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора в зависимости от изменения уровня цен.

Величина совокупного спроса – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг в экономике, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Характер этой кривой показывает, что при увеличении уровня цен (Р) объем реального ВВП (Y), на который предъявляется спрос, будет а) б) Рисунок 11.1 – Кривая совокупного спроса

меньше, и, соответственно, при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше (рис. 11.1а).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами:

а) эффект процентной ставки (эффект Кейнса): если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров, люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдачи кредитов сокращаются, в результате растет цена кредита – процентная ставка, а так как в первую очередь кредиты берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, то сокращаются инвестиционные расходы, следовательно сокращается величина инвестиционного спроса.

б) эффект реального богатства (эффект Пигу) проявляется в том, что если уровень цен повышается, величина реального богатства снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, сокращают личные потребительские расходы, следовательно снижается АD. в) эффект импортных закупок (эффект Манделло-Флеминга) – это влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации покупатели будут предпочитать импортные блага, в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшится.

Перечисленные эффекты показывают воздействие ценовых факторов на АD и вызывают движение вдоль кривой АD (рис. 11.1а).

Сдвиг кривой АD (рис. 11.1б)может происходить в результате изменения неценовых факторов (сдвиг кривой вправо означает увеличение совокупного спроса, влево – уменьшение). К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов:

1. Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

С = f (W, Yd, Yd*, pе, Тх, Тr, D, i, N)

+ + + + - + - - +

где W – уровень благосостояния; Yd – уровень текущего дохода; Yd* – ожидания изменения дохода в будущем; pе – ожидания изменения уровня цен; Тх – налоги; Тr – трансферты; D – уровень задолженности домохозяйств; i – ставка процента (по потребительскому кредиту); N – количество потребителей

2. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

I = f (Е, i, y, Тх, Тr, t, NЕ, К0)

+ - + - + + - -

где Е – ожидания инвесторов относительно нормы прибыли; i – ставка процента; y – величина дохода; Тх – налоги; Тr – трансферты; t – уровень технологий; – избыточные производственные мощности; К0 – величина запаса капитала фирм.

3. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Величина государственных закупок товаров и услуг определяется государственными законодательными органами при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, то есть выступает параметром управления. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а снижение – сокращает.

4. Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

Хn = f (Yw, Y0, е)

+ - -

где Yw – величины ВНП и НД в иностранном секторе экономики; Y0 – ВНП и НД в экономике данной страны; е – обменный курс национальной денежной единицы

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой АD, являются денежные факторы. Кривая АD может быть получена из уравнения количественной теории денег.

Уравнение количественной теории денег (урав­нение обмена или уравнением Фишера):

,

где М – количество денег в обраще­нии;

V – скорость обращения денег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна ден. единица);

Р – индекс цен;

Y – реальный объем ВВП.

Уравнение AD будет иметь вид: .

Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расхо­ды. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кри­вую AD вправо.

Если увеличивается скорость обращения денег, то сово­купный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок.

  11.1.2 Совокупное предложение
Совокупное предложение – это объём выпуска в денежном выражении, который фирмы готовы предложить к продаже при каждом данном уровне цен в стране

Кривая совокупного предложения (рис. 11.2)отражает изменение стоимости реального объема производства в связи с изменением общего уровня цен.

Ценовые факторы (изменение общего уровня цен) влияют при прочих равных условиях на величину совокупного предложения в краткосрочном периоде и объясняют движение вдоль кривой AS.

Неценовыми факторами, воздействующими на само совокупное предложение в краткосрочном периоде, и сдвигающими кривую совокупного предложения, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции при каждом уровне цен:

AS = f (Рres, t, Тх, Тr, Gm)

- + - + -

где Рres – цены на ресурсы (зависят от количества ресурсов, цен на импортные ресурсы и уровня монополизации рынка ресурсов); t – производительность ресурсов (отношение совокупного продукта к затратам ресурсов); Gm – государственное регулирование экономики (чем больше государство вмешивается в экономику, тем больше средств уходит из частного сектора экономики на содержание государственного аппарата, что ведет к сокращению совокупного предложения).

Большинство неценовых факторов воздействует на совокупное предложение в краткосрочном периоде. Критерием деления периодов на краткосрочный и долгосрочный является изменение цен на ресурсы.

Краткосрочный период (SR) – изменения цен на ресурсы либо не происходит, либо происходит непропорционально изменению общего уровня цен
Долгосрочный период (LR) – цены на ресурсы изменяются, причем пропорционально изменению общего уровня цен
Графический анализ кривой совокупного предложения является более сложным, чем исследование кривой AD. Кр ива я AS включает три участка: Рисунок 11.2 – Кривая совокупного предложения

Горизонтальный (кейнсианский) участок (рис. 11.2а) – согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения уровня цен. Это объясняется тем, что в экономике все факторы производства используются не полностью. Существуют не задействованные в процессе производства мощности, сырье, рабочая сила. По мере увеличения объемов производства свободные факторы вовлекаются в процесс производства, не оказывая существенного влияния на уровень цен, он остается стабильным до определенного уровня ВВП.

Промежуточный участок (рис. 11.2б) соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.

Вертикальный (классически й) участок (рис. 11.2в) трактуется исходя из основной посылки представителей классической школы: в экономике все факторы должны быть задействованы в процессе производства. Объем производства при этом достигает максимально возможного уровня Y*, соответствующего значению ВВП, которого можно достичь в данной экономической системе при полной занятости (потенциальный ВВП).

Кейнсианская модель описывает экономику в краткосроч­ном периоде.На этом временном отрезке все цены жесткие, равнове­сие рынков устанавливается НЕ на уровне полной заня­тости ресурсов и порождает проблему – неудовлетворенный совокупный спрос, решение которой – государственная стабилизационная политика.

Класси­ческая модель описывает экономику в долгосроч­ном периоде, для которого характерно: гибкие цены, равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, невмешательство государства в экономику, ограниченность ресурсов порождают проблему недостаточного совокупного предложения. Решение этой проблемы заложено в технологическом прогрессе и увели­чении производственных возможностей, но это долгосрочный процесс.

  11.1.3 Равновесие в модели «AD­AS»

Равновесие в модели «AD-AS» устанавливается в точке пересечения кривой совокупного спроса (AD) и кривой совокупного предложения (AS).

Последствия изменения совокупного спроса (например, роста) зависят от вида кривой совокупного предложения (рис. 11.3).

Рисунок 11.3 – Изменение совокупного спроса в модели «AD­AS»

а) рост AD ведет только к росту равновесного объема выпуска (Y1Y2), не изменяя уровня цен (P – const);

б) увеличение AD имеет следствием рост и равновесной величины выпуска (Y1 Y2), и равновесного уровня цен (Р1Р2);

в) изменения AD не влияют на равновесную величину выпуска (Y = Y*), а воздействуют только на равновесный уровень цен (Р1Р2)

Изменение AS имеет одинаковые последствия независимо от вида AS (рис. 11.4) – рост совокупного предложения во всех трех слу­чаях ведет к росту равновесного уровня выпуска (Y1 Y2), и снижению равно­весного уровня цен (Р1Р2).

Рисунок 11.4 – Изменение совокупного предложения в модели «AD­AS»

  11.2 Задания для практических занятий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: