Классификация систем, методов и видов управления

Система – это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначенная для до- стижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой. Элементы (или объекты) системы – это неограниченное множество частей или компонентов. Свойства системы – это качество пара- метров объектов системы, т.е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Все системы можно разделить на естественные (матери- альные) и искусственные. Естественные территориальные системы включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и тому подобные) и живые системы. Искусственные системы включают техно- логические (материальные) и интеллектуальные (нематериальные) системы. Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций. Основными свойствами сложных систем являются ориентирован- ность, структурность, взаимосвязанность структуры и среды, иерархич- ность, множественность описания, постоянность информационного взаимо- действия между элементами и средой, непрерывность функционирования и развития, целенаправленность, эффективность, физическая неоднород- ность и большое число элементов, эмержентность, многофункциональность, гибкость, обратная связь, адаптация, живучесть, надежность, безопасность, уязвимость, стойкость, устойчивость. Системы, в которых протекают процессы управления, называют систе- мами управления. Система управления – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятель- ности, реализацию их программ и целей. Под субъектами управления по- нимают различные властные и административные структуры, физические и юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, орга- низационно-распорядительные, экономические и морально-этические рыча- ги управления. Объектом управления (то, на что направлено властное воз- действие субъекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы. Любая система управления может быть разделена на управляющую и управляемую. Управляющая подсистема занимается выработкой управлен- ческих решений, а управляемая – является исполнителем решений. Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов систем управления между собой и с внешней средой. Среди основных законов системы управления можно выделить следующие: Электронный архив УГЛТУ7 – закон единства и целостности системы управления; – закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления; – закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации; – закон единства и соподчиненности критериев эффективности, ис- пользуемых в процессе управления; – закон совместимости применяемых технических средств с соподчи- ненными и взаимодействующими системами управления. Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие пра- вила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в прак- тической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в инте- ресах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. Из основных принципов можно выделить следующие принципы. Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий теории и практики, объективных и субъективных факторов. Принцип системности и комплексности предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Принцип централизованноспш и децентрализованности заключается в том, что централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоордина- цию звеньев в рамках целостной системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и оперативно реагировать на изменения си- туации. Принцип пропорциональности отражает рациональное соотношение управляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и услож- нение объекта управления ведут к росту субъекта (управляющей подси- стемы). Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудо- емкости операций в процессе управления, включая информационные опера- ции по подготовке и реализации решений. Принцип делегирования полномочий означает передачу задач и полно- мочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. Принцип обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источни- ком возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направ- ленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном со- стоянии. Электронный архив УГЛТУ8 Основные законы и принципы управления реализуются в процессе формирования этапов процесса управления. Основными этапами процес- са любой системы управления являются сбор и обработка информации, ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели, выработка решения, направленного на достижение цели, последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих реше- ний, организация деятельности для выполнения решения, контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение), сбор и обработка инфор- мации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного про- цесса. Таким образом, управление – это вид деятельности, который состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

Система (от греч. systema— составленное из частей, соединен­ное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначен­ная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодей­ствии с окружающей внешней средой.

Элементы (или объекты) системы — это неограниченное множе­ство частей или компонентов (физических, социальных, абстракт­ных и др.).

Свойства — это качество параметров объектов системы. Свойства позволяют охарактеризовать объекты системы численно, выражая их в единицах.

Связи системы — это то, что соединяет объекты и свойства в сис­темном процессе в целое.

Имеется несколько классификаций систем, из которых наибо­лее многосторонней является классификация, разработанная по принципу человек—окружающий мир.

Естественные материальные системы включают системы неор­ганической природы (физические, химические, геологические и т. п.) и живые системы. Особый продукт материальных систем образуют специальные системы. Интеллектуальные (абстрактные) системы являются продуктом человеческого мышления и также могут быть разделены на ряд типов.

Кроме того, выделяют сложные и простые системы, среди слож­ных — целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенной цели) и самоорганизующиеся (способные в процессе функционирования изменять свою структуру).

Детерминированной системой считают такую, в которой составные части взаимодействуют строго определенным способом,

вероятностной системой — такую систему, для которой нельзя сде­лать точного детального предсказания ее поведения в различных си­туациях, т. е. система остается неопределенной.

При двух классификационных признаках все систе­мы можно подразделить на пять категорий: простые и сложные де­терминированные; простые, сложные и очень сложные вероятност­ные.

Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций, тем более разнообразные формы может принимать управ­ление.

Сложные системы имеют следующие свойства: ориентированность;структурность;взаимосвязанность; иерархичность; множественность описания; постоянность;

непрерывность;эффективность.

2. ЗАКОНЫ и ПРИНЦИПЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Среди основных законов управления можно выделить следующие.

Закон единства и целостности системы управления. Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функ­циональным единством.

Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков.

Закон сохранения пропорциональности и рационального сочета­ния всех элементов любой системы управления. Это означает, что ра­циональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответ­ствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации. Этот закон отражает зави­симость между качеством выполнения задач управления и объ­емом информации, используемой для принятия управленческого решения.

 

Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (Я) показана на рисунке 1.4.

Из графика видно, что с увеличением объема поступающей ин­формации эффективность принимаемого решения (криваяЭ) быст­ро растет. Однако после накопления определенного объема инфор­мации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает.

Кроме того, с увеличением объема информации время, расхо­дуемое на принятие решения (кривая 7), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать мно­жество вариантов действий. По мере увеличения объема используе­мой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, ста­новится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Даль­нейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному.

Если время, отводимое на принятие решения, ограничено(Tg), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточ­ным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только "тот объем информации, который находится в интервалев...г, т.е. обеспечивает принятие эф­фективного решения в минимальное время.

Использование данного закона позволяет:

организовывать информационный поток при построении систем управления;

формировать структуру информационного обеспечения в авто­матизированных системах управления;

планировать мероприятия по повышению живучести, надежнос­ти и защищенности средств и систем связи, сбора, обработки, пе­редачи и отображения информации.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, ис­пользуемых в процессе управления. Эффективность любого планируе­мого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, кото­рый мог бы служить показателем степени достижения целей на лю­бом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени до­стижения цели может быть достаточно одного показателя, а на бо­лее высоких уровнях управления потребуется несколько показате­лей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон совместимости применяемых технических средств соподчи­ненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон от­ражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Прежде всего совместимость должна обеспечивать сов­местимость технических средств по пропускной способности, формам И параметрам входных и выходных документов, другим характеристи­кам.

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимо­стью.

Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д.

Программная совместимость означает обеспечение работы комп­лекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специаль­ных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, написанных на разных алгоритмических языках.

Принципы управления — это наиболее общие, основополагаю­щие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и вы­полнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а прин­ципы сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначе­нию принципы управления являются связующим звеном между за-

конами управления и управленческой практикой. Из основных принципов можно выделить следующие.

Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся про­тиворечий теории и практики, объективных и субъективных факторов.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения тру­доемкости операций в процессе управления, включая информаци­онные операции по подготовке и реализации решений.

Принцип делегирования полномочий, которые представляет собой ограниченное право использовать имеющиеся ресурсы и направлять усилия системы управления на выполнение определенных задач.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномо­чий управляющей структуре, которая принимает на себя ответ­ственность за их выполнение.

3. Объект, предмет и субъект УЗР.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и дру­гих муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, земельные участки общего поль­зования.

Предметом управления являются процессы организации использо- иниия земли. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования зе­мель, подлежащих управлению. К таким способам относят:

территориальную организацию использования земли в границах землепользования, отдельных участков или массивов земель (зем­леустройство, планировка, зонирование и др.);

инженерное обеспечение процесса использования земель (инже­нерные коммуникации);

установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения);

установление направлений и видов использования земли (разре­шенное использование);

внедрение экономически и экологически эффективных технологий использования земли;

анализ природного и экономического состояния земель; проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.

Между объектом, предметом, целями и задачами управления су­ществуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи фор­мируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объ­ект и предмет управления.

Основная цель управления земельными ресурсами — обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовос­ти и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли. Такие границы создают согласно установленным и юридически оформлен­ным (в виде правовых норм) правилам использования, регламенти­рующим земельные отношения и системы землепользования.

Эти положения характерны для любой формы и режима исполь­зования земли и являются общими для всего разнообразия системы земельных отношений.

Управление земельными ресурса­ми заключается в создании и функционировании системы земельных отноше­ний позволяющей развитие эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности, формирование условий сохранения и восста­новления свойств земли

получить максимум поступления финансо­вых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляю­щие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завер­шая конкретным юридическим лицом или гражданином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: