Система – это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначенная для до- стижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой. Элементы (или объекты) системы – это неограниченное множество частей или компонентов. Свойства системы – это качество пара- метров объектов системы, т.е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Все системы можно разделить на естественные (матери- альные) и искусственные. Естественные территориальные системы включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и тому подобные) и живые системы. Искусственные системы включают техно- логические (материальные) и интеллектуальные (нематериальные) системы. Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций. Основными свойствами сложных систем являются ориентирован- ность, структурность, взаимосвязанность структуры и среды, иерархич- ность, множественность описания, постоянность информационного взаимо- действия между элементами и средой, непрерывность функционирования и развития, целенаправленность, эффективность, физическая неоднород- ность и большое число элементов, эмержентность, многофункциональность, гибкость, обратная связь, адаптация, живучесть, надежность, безопасность, уязвимость, стойкость, устойчивость. Системы, в которых протекают процессы управления, называют систе- мами управления. Система управления – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятель- ности, реализацию их программ и целей. Под субъектами управления по- нимают различные властные и административные структуры, физические и юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, орга- низационно-распорядительные, экономические и морально-этические рыча- ги управления. Объектом управления (то, на что направлено властное воз- действие субъекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы. Любая система управления может быть разделена на управляющую и управляемую. Управляющая подсистема занимается выработкой управлен- ческих решений, а управляемая – является исполнителем решений. Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов систем управления между собой и с внешней средой. Среди основных законов системы управления можно выделить следующие: Электронный архив УГЛТУ7 – закон единства и целостности системы управления; – закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления; – закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации; – закон единства и соподчиненности критериев эффективности, ис- пользуемых в процессе управления; – закон совместимости применяемых технических средств с соподчи- ненными и взаимодействующими системами управления. Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие пра- вила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в прак- тической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в инте- ресах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. Из основных принципов можно выделить следующие принципы. Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий теории и практики, объективных и субъективных факторов. Принцип системности и комплексности предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Принцип централизованноспш и децентрализованности заключается в том, что централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоордина- цию звеньев в рамках целостной системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и оперативно реагировать на изменения си- туации. Принцип пропорциональности отражает рациональное соотношение управляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и услож- нение объекта управления ведут к росту субъекта (управляющей подси- стемы). Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудо- емкости операций в процессе управления, включая информационные опера- ции по подготовке и реализации решений. Принцип делегирования полномочий означает передачу задач и полно- мочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. Принцип обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источни- ком возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направ- ленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном со- стоянии. Электронный архив УГЛТУ8 Основные законы и принципы управления реализуются в процессе формирования этапов процесса управления. Основными этапами процес- са любой системы управления являются сбор и обработка информации, ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели, выработка решения, направленного на достижение цели, последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих реше- ний, организация деятельности для выполнения решения, контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение), сбор и обработка инфор- мации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного про- цесса. Таким образом, управление – это вид деятельности, который состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
Система (от греч. systema— составленное из частей, соединенное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначенная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой.
Элементы (или объекты) системы — это неограниченное множество частей или компонентов (физических, социальных, абстрактных и др.).
Свойства — это качество параметров объектов системы. Свойства позволяют охарактеризовать объекты системы численно, выражая их в единицах.
Связи системы — это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое.
Имеется несколько классификаций систем, из которых наиболее многосторонней является классификация, разработанная по принципу человек—окружающий мир.
Естественные материальные системы включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п.) и живые системы. Особый продукт материальных систем образуют специальные системы. Интеллектуальные (абстрактные) системы являются продуктом человеческого мышления и также могут быть разделены на ряд типов.
Кроме того, выделяют сложные и простые системы, среди сложных — целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенной цели) и самоорганизующиеся (способные в процессе функционирования изменять свою структуру).
Детерминированной системой считают такую, в которой составные части взаимодействуют строго определенным способом,
вероятностной системой — такую систему, для которой нельзя сделать точного детального предсказания ее поведения в различных ситуациях, т. е. система остается неопределенной.
При двух классификационных признаках все системы можно подразделить на пять категорий: простые и сложные детерминированные; простые, сложные и очень сложные вероятностные.
Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций, тем более разнообразные формы может принимать управление.
Сложные системы имеют следующие свойства: ориентированность;структурность;взаимосвязанность; иерархичность; множественность описания; постоянность;
непрерывность;эффективность.
2. ЗАКОНЫ и ПРИНЦИПЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Среди основных законов управления можно выделить следующие.
Закон единства и целостности системы управления. Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством.
Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков.
Закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления. Это означает, что рациональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации. Этот закон отражает зависимость между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой для принятия управленческого решения.
Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (Я) показана на рисунке 1.4.
Из графика видно, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения (криваяЭ) быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает.
Кроме того, с увеличением объема информации время, расходуемое на принятие решения (кривая 7), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Дальнейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному.
Если время, отводимое на принятие решения, ограничено(Tg), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только "тот объем информации, который находится в интервалев...г, т.е. обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время.
Использование данного закона позволяет:
организовывать информационный поток при построении систем управления;
формировать структуру информационного обеспечения в автоматизированных системах управления;
планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и защищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.
Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления. Эффективность любого планируемого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.
На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя, а на более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».
Закон совместимости применяемых технических средств соподчиненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Прежде всего совместимость должна обеспечивать совместимость технических средств по пропускной способности, формам И параметрам входных и выходных документов, другим характеристикам.
Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью.
Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д.
Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специальных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, написанных на разных алгоритмических языках.
Принципы управления — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между за-
конами управления и управленческой практикой. Из основных принципов можно выделить следующие.
Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий теории и практики, объективных и субъективных факторов.
Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления, включая информационные операции по подготовке и реализации решений.
Принцип делегирования полномочий, которые представляет собой ограниченное право использовать имеющиеся ресурсы и направлять усилия системы управления на выполнение определенных задач.
Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение.
3. Объект, предмет и субъект УЗР.
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, земельные участки общего пользования.
Предметом управления являются процессы организации использо- иниия земли. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. К таким способам относят:
территориальную организацию использования земли в границах землепользования, отдельных участков или массивов земель (землеустройство, планировка, зонирование и др.);
инженерное обеспечение процесса использования земель (инженерные коммуникации);
установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения);
установление направлений и видов использования земли (разрешенное использование);
внедрение экономически и экологически эффективных технологий использования земли;
анализ природного и экономического состояния земель; проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.
Между объектом, предметом, целями и задачами управления существуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи формируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объект и предмет управления.
Основная цель управления земельными ресурсами — обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли. Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования.
Эти положения характерны для любой формы и режима использования земли и являются общими для всего разнообразия системы земельных отношений.
Управление земельными ресурсами заключается в создании и функционировании системы земельных отношений позволяющей развитие эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности, формирование условий сохранения и восстановления свойств земли
получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.
Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.