Классификация систем, методов и видов управления. Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата

Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Существует несколько методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы (рис. 1.7):

1. Экономические методы управления. Использование этих методов ос­новано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.

2. Организационно-распорядительные или их назы­вают административными.

3. Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения.

В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.

Методы управления независимо от их направленности имеют определенные организационные формы воздействия на управляе­мый объект. По видам воздействия на объект управления различают прямое и косвенное воздействие, по формам организации выработ­ки управленческих решений — единоличные и групповые.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов.

Содержание экономических методов управления состоит в целе­направленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

Рис. 1.7. Методы управления

Материальное воздействие выступает в трех формах: обществен­ное, коллективное и индивидуальное (личное). Методы управления, оказывающие экономическое воздействие на коллективные и ин­дивидуальные интересы, могут иметь положительную (материаль­ное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции) на­правленность.

Различают три группы материальных интересов: государственные, коллективные и личные.

Государственные материальные интересы заключаются в росте и совершенствовании общественного производства для повышения благосостояния всего населения страны; коллективные материаль­ные интересы — в совершенствовании деятельности и росте при­быльности конкретного предприятия и связанном с этим повыше­нии уровня вознаграждения занятых в нем сотрудников.

Личные материальные интересы связаны с увеличением трудо­вого вклада каждого работника с целью получения более высокого материального вознаграждения.

Нерациональное использо­вание экономических методов приводит к таким отрицательным явлениям, как значительная дифференциация населения по уров­ням доходов, что может привести к социальной напряженности, увеличению уровня экономических преступлений и т. д.

Для реализации экономических методов уп­равления, общество может использовать различные институцион­ные структуры и механизмы.

Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) - на основе указов, законов, постановлений, при­казов, распоряжений, указаний, инструкций и других администра­тивных документов.

Государство через специально созданные органы управления (ми­нистерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет оп­ределенное административно-организационное воздействие на ор­ганы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.

Особенностями административно-организацион­ных методов управления являются: оперативность; прямое воздейст­вие на управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответствен­ность за выдачу ошибочных решений.

Акты управления, осуществляемые в рамках административ­но-организационного управления, подразделяют на два вида: нор­мативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как пра­вило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нор­мативы, стандарты и т. д.

Регламентирующие методы управления включают: общеорганизационные, определяющие общие принципы уст­ройства органов власти;

структурные, определяющие структуру органов власти, т. е. звень­ев и уровней управления;

должностные, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирова­ния тех или иных властных структур и общественных организа­ций.

Регламентирующие методы управления основаны на использо­вании нормативов и норм.

Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных процессов.

Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо.

Нормативы подразделяются на: организационные: нормативы времени, трудовых за­трат, расхода материальных средств и т. п., применяют их к тем сторонам де­ятельности органов управления или отдельных должностных лиц, которые в силу объективных причин не могут быть жестко регла­ментированы. Они устанавливают границы определенных процессов;

численности, например работников земельной службы, приходящихся на 1 тыс. чел. населения;

нормативы предельно допустимой концент­рации вредных веществ в атмосфере, почве и т. д.;

нормативы объемов проводимых землеустроительных действий и т. д.

Инструктирование включает в себя различные виды информиро­вания: предостережение, разъяснение, ознакомление, советы и т. п.

Инструктирующие методы управления направлены на предуп­реждение непрофессиональных действий, которые могут повлечь за собой социальные, экологические и экономические негативные по­следствия.

Социально-психологические методы управления представляют со­бой механизм воздействия на органы управления и конкретных ис­полнителей через социально-психологические интересы.

Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает общество, коллектив, группу, личность.

Методы управления коллективами и группами включают сле­дующие действия:

оценка индивидуальных качеств работников;

выработка целей, создающих условия для максимального прояв­ления профессиональных качеств работников;

со­здание обстановки, условий, ориентирующих поведение конкрет­ной личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow