Глава 28. Государственное управление образованием и наукой

28.1. Организационно-правовые формы управления образованием

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Процесс обучения и воспитания сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе. Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на некоторых видах предприятий. Вместе с тем Конституция РФ провозглашает поддержку различных форм образования и самообразования и, следовательно, не исключает получение образования в иного рода негосударственных образовательных учреждениях.

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <69>. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

--------------------------------

<69> Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Образовательная деятельность обильно оснащена другими правовыми актами, такими как Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" <70>, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <71> (документ утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Кроме того, отдельные аспекты функционирования образовательных учреждений освещаются актами Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди них можно выделить: Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" <72>, Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" <73>, Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 37 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи дипломов и дубликатов дипломов доктора наук и кандидата наук, а также замены дипломов" <74> и др.

--------------------------------

<70> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1639.

<71> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

<72> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1651.

<73> СЗ РФ. 2011. N 13. Ст. 1772.

<74> Российская газета. 2012. 16 марта. N 58.

Система образования строится и функционирует в соответствии с государственной политикой, направленной на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Организационной основой государственной политики РФ в области образования является, согласно ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральная целевая программа развития образования, разрабатываемая и утверждаемая Правительством РФ.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, образовательным программам; лицензированию, аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности). Например, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определяются общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам такого образования, условия их реализации, нормативы учебной нагрузки обучающихся и ее максимальный объем. В стандарте подчеркнут его обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным государственным органом управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться региональным (национально-региональным), устанавливаемым субъектами РФ в лице их компетентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок их разработки, утверждения и введения определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Образовательные программы определяют содержание образования определенных уровней и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Они формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Лицензирование. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающим установленным государственным и местным требованиям. Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. Например, Положением о лицензировании образовательной деятельности определены цель, предмет, содержание, организация и порядок лицензирования названных в нем образовательных учреждений. В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

Аккредитация означает юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. С момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, образовательное учреждение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами исполнительной власти на основе заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательных учреждений имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет. По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами. Аттестация определенных учреждений (дошкольных, для детей-сирот и др.) проводится в особом порядке. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Типам образовательных учреждений соответствуют их определенные виды, среди которых можно выделить:

- общеобразовательные - начальные, основные (средние) школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

- начального профессионального образования - профессиональные училища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

- среднего специального образования - техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности, ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

К органам, осуществляющим управление образованием, относятся:

а) федеральные государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства;

б) федеральные ведомственные органы управления народным образованием. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения (Министерство обороны РФ, МИД РФ, МВД РФ и др.);

в) государственные органы управления образованием субъектов РФ (в данном случае термин "государственные органы" является условным, применимым к органам субъектов РФ, ибо федеральные органы в этом контексте также являются государственными);

г) муниципальные органы управления образованием муниципальных районов и муниципальных округов.

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Минобрнауки РФ, государственные органы управления субъектов РФ.

Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Разрешается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы, может быть только Правительство РФ, а учреждений закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением - могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов РФ.

Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ.

28.2. Государственное управление российской наукой

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Управление наукой сводится к созданию научных коллективов, подготовке для них научных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету результатов научных исследований, внедрению их в производство и практику и т.п.

Наука делится на фундаментальную, ведомственную (отраслевую), вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.

Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды (фундаментальные научные исследования), а также исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования).

Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами - гражданами РФ, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Согласно Конституции РФ (ст. 72) общие вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. В то же время она (ст. 114) и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 17) возлагают на Правительство РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области науки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Президент РФ на основе специального доклада Правительства РФ определяет направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также приоритеты развития образования как одной из сфер внутренней политики государства.

Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники. В целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований Правительством РФ принимается программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на срок не менее чем 5 лет. Данная программа включает в себя план проведения указанных исследований, основанный на планах фундаментальных научных исследований государственных академий наук, бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия этой программы.

Правительство РФ обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Российской Федерации. Правительство РФ гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" <75>.

--------------------------------

<75> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Статус государственного научного центра может присваиваться Правительством РФ научной организации, которая находится в ведении федерального органа исполнительной власти или академии наук, имеющей государственный статус, и ее региональных отделений, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с указанным Законом:

- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

- признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

- обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

- гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

- гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.

Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации.

Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации устанавливаются ежемесячные выплаты за ученую степень работникам, занимающим в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени.

Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Научный работник имеет право на:

- признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

- объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

- осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

- подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

- участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

- подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);

- доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

- публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

- мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;

- повышение научной квалификации.

Научный работник обязан:

- осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

- объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Государственные академии наук - некоммерческие организации, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.

Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Российская академия наук, ее региональные отделения и отраслевые академии наук являются получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктур государственных академий наук. Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются государственным академиям наук в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук.

Государственные академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и в Правительство РФ:

- доклады о состоянии фундаментальных наук, прикладных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

- отчеты о своей научно-организационной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности;

- предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, прикладных наук, а также направлениях поисковых исследований.

Государственными академиями наук являются Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств). Государственные академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ.

Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета. Устав РАН утверждается Правительством РФ по представлению общего собрания РАН. Президент РАН избирается общим собранием РАН из числа ее действительных членов и утверждается в должности Президентом РФ по представлению общего собрания РАН. Российская академия наук имеет региональные отделения: Дальневосточное отделение РАН, Сибирское отделение РАН и Уральское отделение РАН.

28.3. Государственные органы управления

образованием и наукой

Государственные органы управления народным образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Разграничение компетенции в области образования определяется: между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и законом, регулирующим деятельность Правительства РФ; между федеральными органами исполнительной власти - Правительством РФ; между органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также между их органами - законодательством субъектов РФ.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 мая 2010 г. N 337 <76>.

--------------------------------

<76> См.: Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2603.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Рассматриваемый орган осуществляет следующие полномочия:

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, к деятельности Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: перечни профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка; типовые положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их создания; формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технические требования к ним, порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, формы документов об ученых степенях; ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников; положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования; положение о подготовке научно-педагогических и научных работников; федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе в части подготовки кадров для сферы нанотехнологий, федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки и т.д.;

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики и готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;

- осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций;

- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности;

- осуществляет координацию исследований и разработок в сфере нанотехнологий, формирование национальной нанотехнологической сети, формирование национальной информационно-аналитической системы в сфере нанотехнологий, формирование приборно-инструментальной, технологической и информационной базы для развития наноиндустрии, мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере нанотехнологий;

- осуществляет определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Министерства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;

- осуществляет размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, контрольных цифр приема по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности;

- осуществляет распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;

- осуществляет открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях;

- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации;

- осуществляет выдачу дипломов о присуждении предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и выдачу аттестатов о присвоении ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности;

- осуществляет присвоение ученых званий профессора по кафедре, доцента по кафедре, выдачу аттестатов о присвоении указанных ученых званий, а также лишение и восстановление указанных ученых званий и т.д.

Министерство образования и науки Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) <77> является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

--------------------------------

<77> См.: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 594 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" // СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3971.

Рособрнадзор осуществляет:

- государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научными организациями, образовательными учреждениями, реализующими военные профессиональные образовательные программы, федеральными государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за исполнением таких предписаний;

- контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также должностных лиц образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;

- лицензирование образовательной деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций, образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

- государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организациях, образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям, и контроль за исполнением таких предписаний;

- контроль за расходованием субъектами Российской Федерации субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования в пределах своей компетенции;

- признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании;

- научно-методическое обеспечение контроля качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, а также инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере образования;

- организацию проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а за пределами территории Российской Федерации - совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе разработку контрольных измерительных материалов и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организацию осуществления централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена;

- контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

- контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;

- организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и т.д.

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации <78> создана в целях обеспечения государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

--------------------------------

<78> См.: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 474 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 26. Ст. 3798.

Основными принципами деятельности Комиссии являются компетентность, независимость, объективность, открытость и соблюдение норм профессиональной этики.

Комиссия осуществляет следующие функции:

а) дает заключения Министерству образования и науки Российской Федерации:

- на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы), установление и изменение состава этих советов, установление полномочий советов, приостановление, возобновление и прекращение деятельности таких советов;

- о результатах экспертизы диссертаций соискателей ученой степени доктора наук;

- о присвоении ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности, профессора по кафедре и доцента по кафедре;

- о представлении к защите на соискание ученой степени доктора наук, диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по ходатайству диссертационного совета;

- о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации;

- по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов по вопросам присуждения, лишения (восстановления) ученых степеней, выдачи дипломов доктора наук, кандидата наук, присвоения, лишения (восстановления) ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности, профессора по кафедре и доцента по кафедре, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации;

б) дает рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации:

- о перечне кандидатских экзаменов;

- о перечне рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций;

- о программах кандидатских экзаменов;

в) принимает решения о продлении сроков проведения экспертизы аттестационных дел и диссертаций на соискание ученой степени доктора наук экспертными советами;

г) проводит анализ аттестационных дел, представляет заинтересованным федеральным органам государственной власти и организациям, в которые представляется обязательный экземпляр диссертации, соответствующую информацию;

д) участвует в разработке проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

е) по поручениям Министерства образования и науки Российской Федерации:

- дает рекомендации по вопросам установления требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, номенклатуры специальностей научных работников;

- проверяет деятельность диссертационных советов.

Комиссия имеет право:

а) проверять аттестационные дела, а также диссертации соискателей ученой степени доктора наук;

б) участвовать в заседаниях диссертационных советов и ученых (научно-технических) советов;

в) заслушивать информацию руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы;

г) представлять в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по вопросам:

- формирования диссертационных советов по каждой специальности научных работников с учетом потребностей подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации, изменений, вносимых в номенклатуру специальностей научных работников;

- формирования перечня и программ кандидатских экзаменов;

- формирования структуры и объемов подготовки научных кадров за счет средств федерального бюджета;

- формирования перспективной тематики диссертационных исследований;

- гармонизации российской и иностранных систем аттестации специалистов высшей квалификации, упрощения процедур признания ученых степеней и званий, полученных в ведущих университетах мира;

д) привлекать в установленном порядке высококвалифицированных специалистов для подготовки заключений Комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Состав Комиссии формируется из числа докторов наук, специалистов в области науки, техники, образования и культуры и включает в себя председателя, заместителей председателя, главного ученого секретаря и членов Комиссии.

Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации сроком на 5 лет. Председатель Комиссии руководит ее работой и работой президиума Комиссии, а также представляет Комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти и организациями.

Организация работы по подготовке заседаний Комиссии и ее президиума, а также контроль за выполнением принимаемых решений осуществляются главным ученым секретарем Комиссии.

Для оперативного решения текущих вопросов государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, возникающих в период между заседаниями Комиссии, из числа ее членов формируется президиум Комиссии.

Заседания президиума Комиссии проводятся, как правило, еженедельно. Решения президиума Комиссии принимаются открытым голосованием не менее двух третей голосов присутствующих на заседании членов президиума Комиссии.

Отчеты о результатах работы президиума заслушиваются на заседаниях Комиссии.

Для осуществления экспертизы соответствия диссертаций на соискание ученой степени доктора наук критериям, установленным Правительством Российской Федерации, а также аттестационных дел - требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством по предложению Комиссии с учетом рекомендаций государственных академий наук, ведущих высших учебных заведений, научных и иных организаций могут формироваться экспертные советы Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках - соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах - соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом.

К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относится: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, учитывая при этом национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т.д. <79>.

--------------------------------

<79> Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М.: Зерцало, 2006. С. 565.

Закон "Об образовании" относит к органам управления образованием также ведомственные государственные органы управления образованием. Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой "части" их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества по соответствующим вопросам определены действующими нормативными правовыми актами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса. Например, Министерство образования и науки РФ разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов РФ программы в области образования, но отвечает за это дело, в конечном счете, данное Министерство.

Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.

Органы управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех органов управления образованием компетенция осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: