Сначала принимаем схему заземления электродвигателя, как показано на рис. 8.2. Определяем сопротивление одиночного вертикального заземлителя R B, Ом, по формуле
, (8.3)
где t – расстояние от середины заземлителя до поверхности грунта, м; l, d – соответственно длина и диаметр стержневого заземлителя, м.
Расчетное удельное сопротивление грунта определяем по формуле
, (8.4)
где y – коэффициент сезонности, учитывающий возможность повышения сопротивления грунта в течение года (см. прил. 8); r – удельное сопротивление грунта (см. прил. 9).
Вычисляем сопротивление стальной полосы, Ом, соединяющей стержневые заземлители:
, (8.5)
где l – длина полосы, м; t – расстояние от полосы до поверхности земли, м; d =0,5 b (b – ширина полосы).
Определяем расчетное удельное сопротивление грунта r¢расч при использовании соединительной полосы в виде горизонтального электрода:
, (8.6)
Находим необходимое количество вертикальных заземлителей:
, (8.7)
где [ r З] – допустимое по нормам сопротивление заземляющего устройства; η В – коэффициент использования вертикальных заземлителей.
Вычисляем общее расчетное сопротивление заземляющего устройства R с учетом соединительной полосы:
. (8.8)
Значения коэффициентов использования ηВ, ηП см. в прил. 10, 11.
Правильно рассчитанное заземляющее устройство должно отвечать условию . Если не соответствует, то необходимо увеличить число вертикальных заземлителей (электродов).