В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел:
• о воспитании детей после расторжения брака между родителями;
• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса;
• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;
• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;
• о лишении родительских прав;
• о восстановлении в родительских правах;
• об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей;
• об усыновлении/отмене усыновления ребенка;
• об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства.
Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие. Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоятельства необходимо установить, чтобы констатировать соответствие или несоответствие поведения определенных лиц интересам ребенка, отдано на усмотрение суда.
|
|
Типовые задачи (вопросы):
1.Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
2.Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
3.Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
4.Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиля воспитания, с кем из родителей наиболее благоприятно в целях гармоничного развития ребенка его постоянное проживание?