Сущность финансов неизменная, однако формы их использования постоянно усовершенствуются с развитием товарно-денежных отношений и усилением роли государства

Т А К:

Ø зародышевые формы финансов возникли в период распада первобытного строя в виде натуральных податков, сборов, повинностей в пользу князя, императора, короля;

Ø со временем налоги стали взиматься в денежной форме и выступать простейшей первичной формой финансовых отношений между общиной и властью в процессе создания централизованного фонда денежных средств;

Ø с развитием государства сформировались государственные доходы и государственные расходы, которые в последующем составили более общую финансовую категорию – «государственный бюджет» и пополнились категориями «внебюджетные фонды», «государственный кредит»;

Ø развитие общественного воспроизводства потребовало необходимости включения в состав финансовых категорий таких новых категорий как «финансы предприятий», «финансы организаций», «финансы учреждений»;

Ø возникновение новых финановых категорий потребовало перераспределения финансовых ресурсов и способствовало возникновению финансовых рынков;

Ø возникновение финансовых рынков способствовало формированию международных финанов, перераспределению финансовых ресурсов между странами.

Исторический характер финансов проявляется не тольковсоздании новых форм финансовых отношений с развитиемобщества, а й в эволюции каждой из этих форм,

в частности:

ü в эволюцииналогов;

ü в эволюции бюджета;

ü в становлениигосударственного кредитаи др.

1. Эволюция налогов.

В Киевской Руси, первом государственном формировании предков современных украинцев, возникли зародышевые формы финансов, необходимые для содержания верховной княжеской и поместной власти. Платежи были представлены данью, которая уплачивалась как в натуральном виде (мехом, кожей, медом, зерном, скотом), так и в денежном выражении. Вначале дань выступала в форме военной контрибуции, т.е. характер фиска имел черты «финансового насилия» и применялся к побежденным и порабощенным народам.

Со временем дань приобрела формы прямого государственного налога с переориентацией государственной казны на внутренние источники доходов.

Единицей налогообложения были: «плуг», «рало», «дым», т.е. основными плательщиками были земледельцы.

С конца Х1 века объектом налогообложения становится каждое хозяйство (дым, соха). Соха означала размер земельного надела, к которому приписывались крестьяне. Хозяйства, включенные в «соху» несли коллективную ответственность за уплату налогов.

С развитием внутренней и внешней торговли, важным видом доходов становится пошлина. Существовали и натуральные повинности: работы на строительстве дорог, мостов, и пр.

Дальнейшее развитие налогов характеризуется такими особенностями:

· увеличение количества налогов и многоразовость их взимания (пошл.);

· внедрение разных объектов налогообложения на отдельных территориях (поголовщина, воловщина, подымщина);

· установление дифференцированных ставок налогов в зависимости от плательщика (привелированные лица уплачивали меньше);

· наличие доменовкак важного источника доходов государства, альтернативы налогообложения.

Домены – это доходы от государственной собственности и эксплуатации земель, лесов, недр, ведения торговли, рыболовства. Т.е. они поступали от всех ресурсов, находящихся в собственности короля,правителя. Эта система получила название домениального устройства. Оно было необходимым в уловиях недостаточного развитых денежных отношений и государственного управления. В дальнейшем произошло отделений средств короля, правителя от государственной казны и система домениального устройства пришла в упадок.

Новые методы формирования доходов государственной казны основывались на особых привилеях иправах государства, и получили название регалий. Государство имело исключительное право на эксплуатацию земли, недр, воздуха, производство отдельных товаров.

Наиболее распространенными были такие регалии: судебная, лесная, пошлинная, монетная, охотническая, речная, морская, почтовая, телеграфная, винная, табачная и др.

Регалиям присущи черты налогов (имеют принудительный характер)

и сборов (взимаются за определенную услугу, иногда имеют целевое назначение). Однако по своей экономической природе регалиигосударственные монополии на ведение определенной детельности или торговли отдельными видами товаров.

В дальнейшем много видов регалий трансформировались в косвенное налогообложение (акцизы на соль, спички, табак, сахар и др.).

С развитием капиталистического способа производства такие формы доходов государства как домены и регалии, стали мешать конкуренции и развитию частного предпринимательства. Произошел переход к налогам как основному источнику государственных доходов

Первыми формами налогообложения были подушные и имущественные налоги. На начальном этапе развития сферы налогообложения существовало много льгот, которые устанавливались для наиболее влиятельных лиц (духовенство,дворянство).

В Запорожской Сечи применялись льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налогов за особые заслуги в козацкой службе, в связи со старостью или низкими доходами.

В налоговой системе ХVII – XVIII вв.регалии заменяются косвенными налогами, преимущественно на товары широкого потребления, которые взимались со всех социальных групп населения. В Российской империи косвенные налоги составляли более половины доходов государственного бюджета.

С развитием капиталистического хозяйства совершенствуются и другие формы налогообложения. В начале ХХ века в России был наконец-то введен подоходный налог вместо подушного. В этом же столетии продолжились кардинальные изменения в налоговых системах всех стран относительно состава налогов, изменения ставок налообложения, изменения их дифференциации в зависимости от доходов.

В России, после революции 1917г., налоговая система развивалась по таким направлениям:

· широкое применение одноразовых чрезвычайных революционных налогов (контрибуций);

· преобразование системы непрямых налогов путем повышения ставок и введение новых;

· организация строгого учета и контроля за взиманием прямых налогов.

До 1929 г. насчитывалось 86 платежей в бюджет, что усложняло их взимание.

В 1930-1931гг.в СССР была проведена налоговая реформа, внедрившая двухканальную систему платежей в бюджет и удачно объединившая прямые и непрямые налоги: для государственных предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных организаций – налог с оборота и подоходный налог.

В налоге с оборота были унифицированы 53 платежа. Этот налог существовал почти 60лет, чему способствовало административное управление и твердые цены.

В годы Второй мировой войны, в ее начале была установлена 100%-я надбавкак подоходному и сельськохозяйственному налогу, которую с января 1942г. заменили военным налогом, имеющим подушный характер.

Также были введены:

· налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

· налог со зрелищ;

· увеличены ставки других налогов.

В 1965 г. в ходехозяйственной реформы были введены новые прямые налоги с юридических лиц в бюджет:

Ø плата за фонды (пробраз налога на недвижимость);

Ø фиксированные (рентные) платежи;

Ø свободный остаток прибыли.

В Украине, с провозглашением ее независимости в 1991г. началось реформирование ее налоговой системы. Налог с оборота был упразднен, введены НДС и акцизный сбор – это косвенные налоги. Среди прямых налогов наибольшее значение имеют налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц.

В Украине создана налоговая система, отвечающая современному этапу общественного развития, однако механизм начисления и уплаты отдельных налогов требует дальнейшего усовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: