Финансовая система

Термин «система» (с греч. – объединение, образование) чаще всего трактуется как совокупность определенных элементов, между которыми существует определенная связь или взаимодействие.

Эффективность организации и функционирования финансовых отношений в обществе, успешная реализация финансовой политики государства зависит прежде всего от оптимального построения и дееспособности финансовой системы.

Финансовая система присуща каждому государству независимо от уровня экономического развития и является отображением форм и методов конкретного использования финансовых рычагов в экономике.

В зависимости от типов экономических систем различают такие финансовые системы:

- рыночная финансовая система;

- финансовая система стран, которые развиваются;

- финансовая система стран с переходной экономикой;

- финансовая система стран с административно- командной экономикой.

По территориальному признаку различают такие финансовые системы:

- национальная (в пределах определенной страны);

- региональная (в пределах региона, или группы стран);

- мировая (система международных финансовых отношений).

По существующему определению национальная финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.

Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон: 1) по внутреннему устройству и 2) по организационно - институционной структуре.

1). По внутреннему устройств у финансовая система – это совокупность относительно обособленных, но взаимосвязанных сфер (обобщенная по определенному признаку составляющая) и звеньев (обособленная составляющая) финансовых отношений, имеющих определенные особенности в мобилизации и использовании финансовых ресурсов, а также соответствующий аппарат управления и нормативно-правовое обеспечение.

2 ). По организационно- институционной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране. (рис. 1.4,)

Внутренняя (содержательная) структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений.

Чаще всего финансовую систему структурируют по таким признакам:

· по формам собственности (рис. 1.5.);

· по основным субъектам финансовых отношений (рис.1.6.);

· по уровням экономической системы (рис.1.7).

Органы управления Финансовые институты
- Министерство финансов Украины; - Государственная налоговая служба; - Гсударственная финансовая инспекция Украины; - Государственная казначейская служба Украины; - Счетная палата ВР Украины - Аудиторская палата; - Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; - Пенсионный фонд Украины; - Фонды государственного социального страхования; - Государственная служба финансового мониторинга Украины; - Национальная комисия по регулированию рынков финансовых услуг Украины;- другие. - Национальный банк Украины; - Коммерческие банки; - Страховые компании; - Небанковские кредитные учреждения (ломбарды, кредитные союзы); - Межбанковская валютная биржа; - Фондовые биржи; - Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Рис.1.4.Организационная структура финансовой системы Украины

Рис.1.5. Структуризация финансовой системы в соответствии с формами

собственности.

Рис.1.6. Структура финансовой системы по признаку субъектов

финансовых отношений.


Финансы домохозяйств

Субмикроуровень

Рис. 1.7. Структуризация финансовой системы по признаку уровня

экономической системы

В составе финансовой системы Украины выделяют такие основные сферы финансовых отношений:

· финансы государства (в том числе по уровням органов государственной власти и управления – государственные и местные финансы);

· финансысубъектов хозяйствования;

· финансы домохозяйств;

· финансовый рынок;

· международные финансы.

Центральное место в финансовой системе каждого государства занимают финансы государства. Это сфера, с помощью которой осуществляется влияние государства на экономическое и социальное развитие страны. По своей структуре - это сложная и многофункциональная сфера, основными звеньями которой являются:

ü государственный и местные бюджеты;

ü государственные целевые фонды;

ü государственный и коммунальный кредит;

ü финансы государственного и коммунального секторов экономики.

Сфера государственных финансы отображает общественную централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Это основная сфера перераспределения ВВП. Она чрезвычайно важна для развития государства и требует установления сбалансированности интересов всех субъектов финансовых отношений в стране. Это значит, что уровень централизации должен обеспечивать государство достаточными средствами, но при этом не подрывать финансовую базу субъектов хозяйствования и влиять на пропорции социально-экономического развития.

Государственные финансы включают централизованные звенья – бюджет государства, государственные целевые фонды и государственный кредит, а также децентрализованные звенья – финансы субъектов хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики.

Финансовые отношения в сфере централизованных финансов имеют фондовый характер и разделяются на два направления: мобилизация средств государством и их использование. При этом мобилизация средств осуществляется с помощью законодательно установленных налогов, платежей, отчислений, взносов и сборов, которые поступают в бюджеты и фонды целевого назначения. Использование средств осуществляется в форме инвестиций, дотаций и субсидий, кредитов, сметного финансирования, государственных пенсий и пр. Все взаимоотношения с бюджетами и фондами целевого назначения регулируются законодательством.

В сфере государственныхфинансов основное место принадлежит бюджетам разных уровней, совокупность которых образует бюджетную систему.

Государственный бюджет – это основной фонд его денежных средств и основное звено государственных финансов. Его назначение – финансовое обеспечение выполнения государством его функций: управление обществом, оборона страны, экономической, социальной и других функций. Через бюджет осуществляется регулирование деятельности всех сфер и звеньев финансовой системы.

Местные бюджеты – финансовая база деятельности органов местного самоуправления.

Государственные целевые фонды являются самостоятельным звеном сферы государственных финансов и способом централизации средств для решения конкретных задач и проблем. Их главным признаком является четкое определение источников формирования и направлений использования.

Отделение государственных целевых фондов (полное отделение от бюджета или выделение государственного целевого фонда в составе бюджета), а также четкое определение источников их формирования и направлений использования аккумулированных ими финансовых ресурсов способствует повышению уровня удовлетворения общественных потребностей и эфективности контроля за целевым использованием средств.

В Украине самые крупные государственные целевые фонды имеют преимущественно социальную направленность:

ü Пенсионный фонд Украины;

ü Фонд общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

ü Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

ü Фонд общеобязательного государственного социального страхования от несчасных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших потерю трудоспособности.

Государственный кредит как самостоятельное звено государственных финансов отображает отношения, в которых государство выступает заемщиком или кредитором, а также гарантом по займам юридических лиц данной страны. Кредиторами могут быть юридические и физические лица данной и других стран, правительства других стран, международные организации и международные финансовые институты. Мобилизованные государством средства направляются на покрытие бюджетного дефицита или в отдельный фонд, предназначенный для инвестиций при выпуске целевых займов.

Финансы государственного сектора экономики отражают денежные отношения, связанные с деятельностью государства как субъекта хозяйствования. В связи с расгосударвстлением и приватизацией государтвенный сектор экономики Украины в последние годы значительно сокращается. При этом государсвеные предприятия переходят на те же принципы организации финансов, что и акционерные и частные. В результате этого существенно сокращается финансовая деятельность государсва в реальном секторе экономики, происходит четкое разграничение государсвенного финансового хозяйства и финансов государственного сектора экономики.

Финансы коммунального сектора экономики отражают денежные отношения, связанные с деятельностью местных органов власти как субъекта хозяйствования. Коммунальный сектор экономики связан с коммунальной собственностью, которая является собственностью соответственной территориальной общины, т.е. общности граждан – жителей города, села, поселка или их объединенний.

Предприятия коммунального хозяйства в основном функционируют в сферах жилищного хозяйства, транспорта, коммунальной энергетики, коммунального обслуживания, дорожного хозяйства и пр.

Сфера финансов субъектов хозяйствования занимает важное место в финансовой системе государства. Эти финансы отражают экономические отношения, связанные с движением денежных потоков и возникают в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и доходов на микроуровне.

Финансовая деятельность субъектов хозяйствования может быть организована тремя методами:

1) Коммерческий расчет;

2) Неприбыльная деятельность;

3) Сметное финансирование.

Отличаются эти методы схемой организации финансовой детельности, т.е. установлением взаимозависимости между финансовыми ресурсами, источниками их формирования, доходами, расходами и финансовыми результатами.

В соответствии с этим в состав сферы финансов субъектов хозяйствования входят такие звенья:

1) Финансы коммерческих предприятий и организаций;

2) Финансы некоммерческих учреждений и организаций.

Финансы коммерческих предприятий (субъектов предпринимательской деятельности) являюся основным звеном финансовой системы, т.к. именно здесь создается большая часть ВВП.

В условиях рынка они действуют на основе коммерческого расчета, предусматривающего получение прибыли, возмещение за счет собственных средств всех затрат на основную деятельность, а также на ее расширение и развитие. В новых условиях коммерческие предприятия получили реальную финансовую независимость, стали свободными от мелочной опеки государства, однако одновременно выросла их ответственность за экономические и финансовые результаты своей деятельности.

Некоммерческими считаются учреждения, предоставляющие услуги или выполняющие работы бесплатно или за низкую плату, которая не покрывает их затрат. Т.е.главная цель функционирования неприбыльных учреждений и организаций – обеспечение определенных потребностей общества, а не получение прибыли.

К некоммерческим учреждениям и организациям принадлежат:

· бюджетные учреждения и организации (больницы, школы, музеи, библиотеки и др.) – финансируются в основном за счет бюджетных средств;

· добровольные общественные формирования (общественные организации, политические партии, проф. организации…) – основной источник их доходов – вступительные и членские взносы.

Финансы домохозяйств отображают эффективность функционирования финансовой системы государства в целом, потому что именно они отражают уровень жизни населения в стране. В Украине финансы домохозяйств еще не имеют должным образом организованных и юридически обеспеченных принципов функционирования. Основным источником формирования доходов населения в Украине является заработная плата работающих членов семьи, которая составляет около 40 % доходов домохозяйств. Большое значение в бюджетах семей все еще играют натуральные поступления от личного подсобного хозяйства. В то же время не исполняют надлежащую роль рыночные составляющие – доходы от предпринимательской деятельности и от операций с ценными бумагами и недвижимостью.

Подавляющую часть расходов домохозяйств в Украине составляют расходы на питание, одежду и предметы повседневного потребления, на оплату коммунальных услуг. Такая структура расходов бюджетов семей свидетельствует о низком уровне жизни населения. Ограниченность финансовых ресурсов домохозяйств не дает возможности реализовать социально-культурные потребности каждого человека, получить качественное медицинское обслуживание и пр.

Финансовый рынок как обеспечивающая сфера финансовой системы имеет исключительно важное значение для эффективного развития экономики. Финансовый рынок – это механизм перераспределения финансовых активов между отдельными субъектами предпринимательской деятельности, государством и населением, а также международными финансовыми институтами

Международные финансы являются интегрированной сферой финансовой системы Украины. В условиях глобализации дальнейшее развитие финансовой системы Украины возможно только на основе интеграционных процесов. За годы независимости Украина стала членом главных международных финансовых институтов – МВФ и Международного банка реконструкции и развития, интегрировалась в международную платежную систему. Создано действенную систему валютного регулирования с использованием рыночных механизмов формирования курса валют. Важным направлением интеграционных процесов стал выход Украины на мировые финансовые рынки.

Трансформационные процессы в Украине требуют четкой координации действий во всех сферах и звеньях финансовой системы, что является концептуальной основой новой модели экономического и социального развития государства.

Таким образом, финансовая система – это не просто набор отдельных взаимосвязанных элементов, а чрезвычайно сложная по внутреннему построению финансовая архитектура, от эффективности построения которой зависит возможность сбалансирования интересов, согласование прагматизма финансовой политики с рациональностью экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: