Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета АРК и сводных бюджетов областей, городов Киева и Севастополя.
Сводный бюджет АРК включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского АРК подчинения.
Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.
Сводный бюджет района включает показатели районного бюджета, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.
Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав. В случае если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.
Состав бюджетной системы приведен на рис.6.7.
| |||
|
Рис. 6.7. Состав бюджетной системы Украины
Бюджетным кодексом Украины утвержденным в 2010г. определеныосновные принципы бюджетной системы Украины: 1) принцип единства бюджетной системы Украины – единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ |
Бюджетный кодекс Украины |
Закон о государственном бюджете Украины | Другие законодательные акты, регулирующие бюджетные отношения |
Нормативно правовые акты Кабинета Министров Украины | ||
Нормативно правовые акты центральных органов исполнительной власти | ||
Решения органов АРК, местных государственных администраций, органов местного самоуправления |
Рис.6.8. Состав бюджетного законодательства Украины
2) принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) принцип самостоятельности – Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство не несет ответственность средствами государственного бюджета за бюджетные
обязательства органов власти АРК и органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, не несут ответственность средствами соответствующих бюджетов за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источниковдоходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховно Рады АРК и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты;
4) принцип полноты – в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые согласно нормативно – правовых актов органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления;
5) принцип обоснованности – бюджет формируется на реалистических макро- показателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, осуществляемых согласно утвержденным методикам и правилам;
6) принцип эффективности и результативности – при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достижения целей, запланированных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных государством, АРК, местным самоуправлением (далее - гарантированные услуги), при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема ресурсов;
7) принцип субсидиарности – распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно базироваться на максимально возможном приближении предоставления гарантированных услуг к их непосредственномупотребителю; 8) принцип целевого использования бюджетных средств – бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями;
9) принцип справедливости и непредвзятости – бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;
10) принцип публичности и прозрачности – информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения,
исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за исполнением государственного и местных бюджетов.
В ходе реализации основ государственной бюджетной политики все принципы бюджетной системы действуют и применяются в бюджетном процессе в единстве и взаимосвязи.
Таким образом, бюджетная система Украины включаетчетыре уровня, отвечающие административно-территориальному делению государства:
1. общегосударственный уровень;
2. уровень АРК, областной и городской городов государственного подчинения (Киева и Севастополя);
3. городской городов областного подчинения и районный уровень;
4. базовый уровень – городской городов районного подчинения, сельський и поселковый.
Взаимосвязь между всеми звеньями бюджетной системы обеспечивается с помощью сводных бюджетов.
Самым большим по объемам является Государственный бюджет Украины, за счет которого финансируется примерно 60% расходов всех бюджетов.