Основные задачи бюджетной политики приведены на рис.6.2.
Рис.6.2. Задачи бюджетной политики
На бюджетную политику влияют внутренние и внешние факторы (см. рис.6.3.)
В зависимости от периода и характера решаемых задач бюджетная политика подразделяется на бюджетнуюстратегию и бюджетную тактику (рис.6.4.)
Бюджетная стратегия должна быть составной частью экономической стратегии и коррелировать с политической, социальной, гуманитарной,военной и др. стратегиями государства. Целью стратегии должно быть обеспечение соответствующих целей государства, в независимости от влияния со стороны внешних сил или обстоятельств.
В отличие от бюджетной стратегии, направленной на решение перспективных задач, бюджетная тактика охватывает преимущественно текущие вопросы и направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации бюджетных взаимоотношений, переориентации бюджетного механизма, перераспределения финансовых ресурсов.
|
|
Рис.6.3. Факторы влияния на бюджетную политику
Рис.6.4. Структура бюджетной политики
Если стратегия формируется, как правило, под влиянием политических и
идеологических основ, то тактика непосредственно зависит от действий
государства и может иметь самостоятельный характер.
Тактические действия государства отражаются:
· в бюджетном законодательстве;
· в нормативных актах КМ Украины, других органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления;
· ежегодных бюджетах;
· бюджетных программах (краткосрочных).
Таким образом, бюджетная политика государства – это деятельность органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления по определению стратегических целей, направлений, задач и приоритетов развития бюджетных отношений, средств бюджетной тактики для их достижения, а также применение этих средств.
Реализация бюджетной политики осуществляется с помощью бюджетного механизма. Бюджетный механизм является самой динамичной частью бюджетной политики.
Государство формирует бюджетный механизм в соответствии с бюджетной стратегией. В целом бюджетный механизм рассматривается как система установленных государством форм и методов организации бюджетных отношений.
В практическом плане бюджетный механизм - это настроенная экономическая структура, отражающая последовательность и способы действий соответствующих государственных органов в процессе мобилизации и использования бюджетныхсредств.
Механизм мобилизации бюджетных ресурсов называют налоговым механизмом.
|
|
Назначение механизма использования бюджетных средств состоит в осуществлении двух важнейших функций – финансового обеспечения и финансового регулирования социально-экономических процессов в государстве.
Структура финансового механизма отличается большой сложностью. В нее входят различные элементы, отвечающие многообразию бюджетных отношений.
В структуру бюджетного механизма входят разнообразные организационные формы, формы бюджетного обеспечения, методы и инструменты бюджетного регулирования, бюджетные стимулы и санкции, которые можно объединить в соответствующие подсистемы (рис.6.5.).
Рис. 6.5. Подсистемы бюджетного механизма.
В структуре бюджетного механизмавыделяются такие составные части:
· организационные формы (бюджетное прогнозирование, програмирование, оперативное управление, контроль);
· формы бюджетного обеспечения (сметное финансирование, бюджетное кредитоваие и др.);
· методы и инструменты бюджетного регулирования (методы -налоги, сборы, платежи, межбюджетные трансферты; инструменты - ставки налогов, бюджетные нормативы и др.)
Бюджетный механизм играет важную роль в функционировании
бюджетной системы Украины. Анализ функционирования бюджетного
механизма и бюджетной политики за годы ее независимости свидетельствует
о том, что они не в полной мере способствовали положительным
результатам социально-экономического развития. В связи с этим
необходимо решить целый ряд задач в условиях углубления рыночных
преобразований в государстве (рис.6.6.).
Рис.6.6. Задачи бюджетной политики Украини в условиях углубления рыночных реформ.