Совокупность этих денежных отношений составляет содержание расходов бюджетов как объективного экономического понятия

В результате принятия законодательных актов расходы бюджетов как объективное экономическое понятие приобретают конкретные материальные формы, вчастности сметного финансирования, бюджетных инвестиций, государственных трансфертов, бюджетных кредитов, бюджетных резервов. Именно этим обеспечивается единство теории и практики организации расходов бюджетов.

Расходы бюджетов проявляются с помощью конкретных их видов, которые имеют количественные и качественные характеристики. Качественная характеристика дает возможность установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджетов характеризуются определенными признаками.

Научную классификацию расходов целесообразно осуществлять по таким признакам:

1. по роли в производстве ВВП;

2. по роли в воспроизвоственным процессе;

3. по общественному назначению;

4. по уровням бюджетной системы;

5. по функциональному назначению;

6. по ведомственному назначению;

7. по целевому назначению;

8. по програмным назначениям;

9. по формам финансирования.

Рассмотрим эту классификацию расходов по отдельным признакам.

1. По роли и месту расходов в производстве ВВП расходы бюджетов подразделяются на две группы:

1) расходы, связанные с развитием производственной сферы (вложение средств в развитие приоритетных отраслей и производств);

2) расходы, обеспечивающие функционирование и развитие сферы общественных услуг (расходы на образование, здравоохранение,культуру, социальное обеспечение, оборону и др.).

Таким образом, с помощью расходов бюджетов государство имеет возможность:

· регулировать распределение денежных средств между производственной сферой и сферой социальных услуг;

· влиять на стоимостную структуру производства;

· стимулировать развитие приоритетных, новых отраслей и производств, существенно влияя на укрепление своей экономической мощи.

2. По роли в воспроизводственном процессе расходы бюджетов делятся на:

1) текущие;

2) капитальные.

Текущимисчитаются расходы, направленные на обеспечение простого воспроизводства и касаются финансирования текущей денятельности предпниятий, организаций и учреждений.

К текущим расходам, например, относятся расходы на:

· оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;

· приобретение товаров и материалов;

· командировку;

· оплату коммунальных услуг и энергоснабжение и др.

Капитальные расходы – это расходы, связанные с расширеннымвоспроизводством и финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.

К капитальным расходам, например, относятся расходы на:

· приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

· капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;

· формирование государственных запасов и резервов.

При использовании такого деления расходов Бюджетный кодекс Украины предусмтривает возможность формирования текущего бюджета и бюджета развития.

3. По общественному назначению. При классификации расходов по этому признаку в распределении расходов можно выделить четыре их группы:

1) расходы на экономику;

2) расходы на социальные мероприятия;

3) расходы на оборону;

4)расходы на управление.

4. По уровням бюджетной системы выделяются расходы Государственного бюджета Украины и расходы местных бюджетов. Учитывая разные виды полномочий органов государственной власти, управления и местного самоуправления расходы бюджетов делятся на три группы:

· расходы на осуществление неделегированныхгосударственных полномочий,которые не могут быть переданы местному самоуправлению (на обеспечение конституционного устройства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства);

· расходы на осуществление делегированных полномочий (расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение АРК и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их исполнения на основе принципа субсидиарности);

· расходы на осуществление собственных полномочий (расходы на реализацию прав и обязанностей АРК и местного самоуправления, имеющие местный характер и определенные законами Украины).

5.По функциональному назначению расходы бюджетов в соответствии с функциями государства (по Бюджетному кодексу) и функциональной классификацией делятся на 10 групп:

ü общегосударственные функции;

ü оборону;

ü гражданский правопорядок;

ü безопасность и судебную власть;

ü экономическую деятельность;

ü охрану окружающей природной среды;

ü жилищно-коммунальное хозяйство;

ü здравоохранение;

ü духовное и физическое развитие;

ü образование;

ü социальную защиту и социальное обеспечение.

6.По ведомственному назначению.

Ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств для систематизации расходов и кредитования бюджета по признаку главного распорядителя бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины составляет и ведет единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств определяют сеть распорядителей бюджетных средств нижнего уровня и получателей бюджетных средств с учетом данных единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

7.По целевому назначению расходы бюджетов подразделяются на конкретные виды в соответствии с экономической классификацией. Такой подход дает возможность обеспечивать эффективный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств.

8. Программная классификация расходов и кредитования бюджета применяется при использовании программно- целевого метода в бюджетном процессе.

Процесс формирования бюджетных программ с использованием программно целевого метода базируется на определении результатов, которых необходимо достичь в государственном секторе в результате реализации этих программ, и наиболее оптимальных объемов ресурсов, для достижения этих результатов. Программная классификация расходов и кредитования государственного бюджета формируется Министерством финансов Украины на основе предложений, поданных главными распорядителями бюджетных средств во время составления проекта закона о Государственном бюджете в бюджетных запросах.

В соответствии с действующим законодательством все расходы бюджетов распределяются между звеньями бюджетной системы. Такое распределения осуществляется на основе определенных принципов:

Ø принцип значимости (мероприятия государственного значения финансируюся из государственногобюджета, а местного значения – из местных бюджетов);

Ø территориальный принцип ( финансирование предприятий, учреждений, организаций должно осуществляться с бюджета той территориальной общины или региона, на территории которой они находятся);

Ø ведомственный принцип (означает обеспечение финансирования предприятий, организаций и учреждений из соответстующего бюджета за подчиненностью);

Ø субсидиарный принцип ( распределение расходов должно базироваться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к непосредственному их потребителю).

Практическое направление расходов в соответствии с утвержденным бюджетом осуществляется с помощью бюджетного финансирования.

Государствоспомощью бюджетного финансирования как формы бюджетного механизма обеспечивает финансирование всех мероприятий, связанных с выполнением своих функций.

Бюджетному финансированию присущи такие признаки:

ü оно является одной из важнейших форм финансирования расходов бюджета;

ü его содержание проявляется в безвозвратном предоставлении бюджетных средств юридическим и физическим лицам;

ü предоставление этих средств осуществляется на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом;

ü перечень этих мероприятий соответсвует функциям государства;

ü бюджетное финансирование со стороны государства является формой финансового механизма, а со стороны субъектов хозяйствования – одной из форм финансового обеспечения.

Таким образом , бюджетное финансирование – это совокупность денежных отношений, связанных с распределением и использованием средств централизованного денежного фонда государства, осуществляемых путем безвозвратного и безоплатного предоставления бюджетных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Процесс бюджетного финансирования осуществляется в установленном Бюджетным кодексом Украиины порядке органами государственной казначейской службы Украины.

Бюджетное финансирование основывается и осуществляется на основе научных принципов (рис. 6.12).

9.По формам финансирования. Формы бюджетного финансирования – это способы предоставления бюджетных средств на мероприятия, предусмотренные в бюджете. Выделяются три основные формы:

· сметное финансирование (выделение государством бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетами и бюджетными росписями бюджетным учреждениям на цели, предусмотренные их сметами);

· бюджетное инвестирование (выделение бюджетных средств на инвестиционную или инновационную деятельность);

Рис 6.12. Принципи бюджетного финансирования

· государственные трансферты (государственные субсидии, государственные субвенции, государственные дотации и государственная помощь населению).

С развитием в Украине рыночных отношений возникает потребность в усовершенствовании форм бюджетного финансирования. В современных условиях применяется такой метод бюджетного финансирования – метод единого казначейского счета.

Этот метод используется для финансирования мероприятий с государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Это система бюджетных счетов органов Государственной Казначейской службы, открытых в учреждениях банков по соответствующим балансовым счетам, с которых органами государственной казначейской службы осуществляются платежи непосредственно субъектам хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow