Расходы бюджета играют важную роль в финансовом обеспечении потребностей социально-экономического развития общества.
В соответствии с Бюджетным кодексом Украины расходы бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата переплаченных в бюджет сумм. Понятие «расходы» в Кодексе раскрывается с помощью «затрат», а затраты – с помощью расходов, вчастности подчеркивается, что затраты бюджета – это расходы бюджета и(плюс) средства на погашение основной суммы долга. (Т.е. «затраты» - более широкое понятие чем «расходы»)
При осуществлении расходов бюджета происходит движение бюджетных средств от государства к распорядителям бюджетных средств (рис.6.10).
Рис. 6.10. Взаємосвязьрасходов бюджетов с затратами распорядителей бюджетных средств.
Поэтому, распорядители бюджетных средств являются субъектами бюджетных отношений. Через них обеспечивается исполнение расходной части бюджета.
|
|
Распорядителями бюджетных средств выступают руководители бюджетных учреждений, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета.
По объемам предоставленных прав распорядители бюджетных средств подразделяются на главныхи распорядителей нижнего уровн я (второй, третьей степени). (Рис.6.11).
Рис. 6.11. Состав распорядителей бюджетних средств.
При исследовании сущности бюджетных расходов необходимо базироваться на том, что бюджетные расходы имеют определенное экономическое содержание, обусловленное общественным способом производства, природой и функциями государства, играют решающую роль в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны.
Распределительные процессы, связанные с расходами бюджетов, характеризуются многообразием и взаимосвязью. Они охватывают разнообразные отношения, связанные с распределением и использоанием средств бюджетного фонда государства и отражают направления распределения бюджетных ресурсов государства. В основе такого распределения лежат функции государства, определенные Конституцией Украины. Именно функции государства являются главным фактором, влияющим на объемы расходов бюджетов, их распределение и использование. Поэтому, в теории и на практике при составлении бюджета исходят не из объемов доходов, а из потребности в расходах.
В процессе использования средств бюджетного фонда государство вступает в денежные отношения с такими субъектами:
· предприятиями, организациями и учреждениями (по поводу их финансирования);
|
|
· физическими лицами, гражданами страны (по поводу выплат, связанных с социальными гарантиями);
· юридическими и физич.лицами, иностранными государствами, межгосударственными объединениями (по поводу возврата государственных займов и выплаты процентов);
· другими субъектами, в соответствии с действующим законодательством.