Расходы бюджета, их сущность, состав и классификация

Расходы бюджета играют важную роль в финансовом обеспечении потребностей социально-экономического развития общества.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины расходы бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата переплаченных в бюджет сумм. Понятие «расходы» в Кодексе раскрывается с помощью «затрат», а затраты – с помощью расходов, вчастности подчеркивается, что затраты бюджета – это расходы бюджета и(плюс) средства на погашение основной суммы долга. (Т.е. «затраты» - более широкое понятие чем «расходы»)

При осуществлении расходов бюджета происходит движение бюджетных средств от государства к распорядителям бюджетных средств (рис.6.10).

Рис. 6.10. Взаємосвязьрасходов бюджетов с затратами распорядителей бюджетных средств.

Поэтому, распорядители бюджетных средств являются субъектами бюджетных отношений. Через них обеспечивается исполнение расходной части бюджета.

Распорядителями бюджетных средств выступают руководители бюджетных учреждений, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета.

По объемам предоставленных прав распорядители бюджетных средств подразделяются на главныхи распорядителей нижнего уровн я (второй, третьей степени). (Рис.6.11).

Рис. 6.11. Состав распорядителей бюджетних средств.

При исследовании сущности бюджетных расходов необходимо базироваться на том, что бюджетные расходы имеют определенное экономическое содержание, обусловленное общественным способом производства, природой и функциями государства, играют решающую роль в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны.

Распределительные процессы, связанные с расходами бюджетов, характеризуются многообразием и взаимосвязью. Они охватывают разнообразные отношения, связанные с распределением и использоанием средств бюджетного фонда государства и отражают направления распределения бюджетных ресурсов государства. В основе такого распределения лежат функции государства, определенные Конституцией Украины. Именно функции государства являются главным фактором, влияющим на объемы расходов бюджетов, их распределение и использование. Поэтому, в теории и на практике при составлении бюджета исходят не из объемов доходов, а из потребности в расходах.

В процессе использования средств бюджетного фонда государство вступает в денежные отношения с такими субъектами:

· предприятиями, организациями и учреждениями (по поводу их финансирования);

· физическими лицами, гражданами страны (по поводу выплат, связанных с социальными гарантиями);

· юридическими и физич.лицами, иностранными государствами, межгосударственными объединениями (по поводу возврата государственных займов и выплаты процентов);

· другими субъектами, в соответствии с действующим законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: