Тема 10. Социальные внебюджетные фонды

Необходимость, содержание и роль социальных внебюджетных

Фондов

Становление и развитие социальных внебюджетных фондов

Общая характеристика социальных внебюджетных фондов

Отечественная практика функционирования социальных

Внебюджетных фондов

Литература:

1. Закон України “Про загальнодержавне соціальне страхування від

нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які

спричинили втрату працездатності” від 23.09.99 р. № 1105- Х1У //

Відомості ВРУ. - №46-47.

2.Закон України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування

у зв’язку з тимчасовою втратою працездатності та витратами,

зумовленими народженням та похованням» від 18.01.01 р. № 2240-111 –

ВР // Відомості ВРУ. – 2000.- №14.

3. Закон України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування

на випадок безробіття» від 02.03. 2000 р. № 1533- 111 // Відомості ВРУ. –

2000. - №22.

4.Закон України „Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування”

№1058-ІУ від 09.07.2003р.

5.Закон України „Про недержавне пенсійне забезпечення” № 1057-ІУ від

09.07.2003р.

6. Закон України «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов`язкове

державне соціальне страхування, №2464 – VI, від 08.07.2010.

7. Закон України «Про заходи по законодавчому забезпеченню реформування

пенсійної системи», № 3668-17 від 08.07.2011(вступив в дію з 01.10.2011р.)

8.Фінанси: Підручник / За ред.. С.І. Юрія, В.М.Федосова. - К.:

Знання, 2008р. – Розділ11.

Біла О.Г., Чуй І.Р. Фінанси; Навч. Посіб. – Львів: «Магнолія 2006»,

Р. – Тема 10.

Глущенко В.В., Глущенко А.С., Глущенко О.В. Фінанси у рисунках,

схемах і таблицях: Навч.посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012 р. –

Тема 10.

Необходимость, содержание и роль социальных внебюджетных

Фондов

Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными и обеспечивают реализацию функций государства. Однако у государства могут быть определенные потребности, которые имеют особое значение и потому должны иметь соответствующее гарантировано финансовое обеспечение. Это и является основанием для создания фондов целевого назначения.

Государственные целевые фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования общественных потребностей из определенных источников, которые имеют целевое назначение.

Государственные целевые фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы и входят в состав государственных финансов.

Порядок формирования и использования государственных целевых фондов регламентируется соответствующим законодательством. Целевые государственные фонды, как правило, находятся в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется специально созданным административным аппаратом. Руководство фондов самостоятельно определяет направления использования средств в соответствии с законодательством.

В разных странах формируются различные целевые фонды, которые отображают специфические черты финансовых систем этих стран. Эти фонды занимают весомое место в финансовых системах. Например, во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии со специальных фондов финансируется более половины государствнных расходов, в Великобритании – свыше 1/3 государственных расходов.

Внебюджетные фонды отичаются друг от друга правовым статусом, сроком действия, целями использования и пр. (рис. 10.1.)

В Украине наибольшее распостранение получили общегосударственные социальные внебюджетные фонды, имеющие постоянный характер. В настоящее время в сфере социального страхования создаются такие внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд Украины;

· Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;

· Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

· Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Рис. 10.1. Классификация внебюджетных фондів

Социальные внебюджетные фонды являются формой перераспределения ВВП в денежном выражении с целью формирования централизованных фондов денежных средств и их использования на социальные программы.

Все виды распределительных отношений, осуществляемых с помощью социальных внебюджетных фондов, можно объединитьв такие группы:

· между органами государственной исполнительной власти и юридическими лицами, уплачивающими взносы в фонды;

· между органами государственной исполнительной власти и физическими лицами, которые уплачивают взносы и получают социальную помощь из этих фондов;

· между органами государственной исполнительной власти, связанные с перераспределением средств государственного бюджета, отдельных социальных фондов;

· между органами государственной исполнительной власти и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата кредитов, вложения временносвободных средств на депозитные счета;

· между рабочими органами фондов и учреждениями, организациями, предоставляющими населению социальные услуги.

Совокупность вышеназванных денежных отношений характеризует содержание внебюджетных фондов. Объективная необходимость таких фондов связана с тем, что в условиях товарно-денежных отношений государство должно эффективно организовывать перераспределение ВВП, создавая фонды денежных средств с целью полной реализации своей социальной политики.

Материальным выражением этих отношений являются централизованные фонды денежных средств, характеризующиеся признаками приведенными на рис 10.2.

По форме бюджеты социальных внебюджетных фондов являются финансовыми планами специальных органов государственной исполнительной власти, имеющими особый состав и структуру доходов и расходов и характеризующиеся определенным порядком составления, утверждения и исполнения.

Организационная структура внебюджетных фондов состоит из правлений и исполнительных дирекций, которые распоряжаются средствами целевого назначения.

Рабочие органы внебюджетных фондов взаимодействуют с законодательной властью, между собой, с финансовыми и кредитными организациями (рис. 10.3. на стр. 214).

Основным назначением социальных внебюджетных фондов является обеспечение специальных органов государственной исполнительной власти достаточным объемом финансовых ресурсов для выполнения ими своих полномочий. Социальные внебюджетные фонды играют важную роль в решении социальных вопросов в государстве (см. рис.10.4.).

Рис. 10.2. Главныепризнаки социальных внебюджетных фондов

Рис. 10.4. Роль социальных внебюджетных фондов

Рис. 10.3. Субъектыуправлениясредствами социальных внебюджетних

фондов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow