Экономико-правовое обеспечение охраны и защиты земель

Одним из основных принципов земельных отношений является принцип платности землепользования.

Формами платы за пользование ЗУ является земельный налог и арендная плата.

За пользование ЗУ, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование уплачивается земельный налог.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории РБ земельные участки, находящиеся:

-в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц;

-в собственности, постоянном или временном пользовании юридических лиц.

ЗУ, используемые незаконно также относятся к объектам налогообложения. При этом применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. Однако уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.

Функциональное использование ЗУ (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением по приложению 4 Налоговому кодексу.

Для земель различных категорий и видов устанавливаются различные правила определения размера земельного налога.

Арендная плата вносится за пользование земельными участками, предоставленными на праве аренды. При этом арендная плата за земельные участки, находящиеся в частной собственности, определяется по соглашению сторон. Законодательство регламентирует лишь порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Возмещение правомерного вреда землепользователям.

Согласно ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством. Ст. 75 КоЗ предусматривает возмещение землепользователям убытков, причиняемых:

изъятием земельных участков;

временным занятием земельных участков;

сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества;

ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов.

Ориентировочные размеры убытков определяются при подготовке земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии по выбору места размещения земельного участка, земельно-кадастровой документации на земельный участок, намечаемый к изъятию для проведения аукциона, а фактические – при разработке проекта отвода земельного участка.

Размер убытков, причиняемых землепользователям, определяется по правилам, предусмотренным Положением о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденным Постановление СМ РБ от 26 марта 2008 г. № 462. Осуществлять определение размера указанных убытков вправе организации, включенные в перечень, утвержденный названным постановлением.

Указ Президента РБ от 02 февраля 2009 г. № 58 предусматривает дополнительные гарантии защиты имущественных прав землепользователей при изъятии земельных участков для государственных нужд. (в собственность квартира типовых потребительских качеств, денежная компенсация за сносимые жилой дом или квартиру)

При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю земельного участка взамен изымаемого.

Возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства.

Возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства является одной из мер, обеспечивающих сохранение количественных и качественных характеристик сельскохозяйственных земель, лесных земель лесного фонда, т.е. земель, используемых в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Сущность возмещения потерь заключается в компенсации по условным нормативам государству затрат, обусловленных необходимостью вовлечения в сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство новых земель, взамен используемых не по целевому назначению.

Возмещению подлежат потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванные:

-изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства;

-невозможностью использовать земельный участок по целевому назначению в связи со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений) без изъятия земельных участков.

Потери возмещаются независимо от возмещения убытков, причиняемых землепользователям, изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов.

Законодательство предусматривает строго целевой характер использования средств, поступающих от возмещения потерь: средства от возмещения потерь сельскохозяйственного производства используются на освоение новых земель для использования их в сельском хозяйстве, сохранение и повышение плодородия почв и иных полезных свойств земель, землеустройство; от возмещения потерь лесохозяйственного производства – на созданий насаждений, выполняющих защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, основание и повышение продуктивности земель лесного фонда, благоустройство, охрану, защиту, воспроизводство, улучшение породного состава, качества, повышение продуктивности лесов, проведение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ.

Разрешение земельных споров.

В ст. 1 КоЗ впервые закреплено легальное определение земельного спора как неразрешенного конфликта между субъектами земельных отношений. Отличительным признаком земельного спора является его непосредственная связь с субъективными правами на землю, которая требует применения материальных норм земельного права, которая может иметь место на всех стадиях существования прав на землю. Спецификой земельных споров является то, что к ним относятся споры не только по поводу уже установленного права, но и по поводу будущих прав.

Не являются земельными спорами территориальные конфликты, споры между государственными органами по поводу административно-территориального устройства и другие.

Согласно ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют общий суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью; защита гражданских прав в административном (внесудебном) порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. КоЗ предусматривает, что земельные споры могут рассматриваться как в судебном, так и административном порядке.

Ст. 92 КоЗ закрепляет систему органов, разрешающих земельные споры, к которым относятся областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией и суды.

Ряд земельных споров может быть разрешен только в судебном порядке. Земельное законодательство относит к ним следующие:

споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки (ст. 92 КоЗ);

споры, связанные с наследованием земельных участков (ст. 92 КоЗ);

споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности (ст. 92 КоЗ);

споры, связанные с возмещением убытков (ст. 92 КоЗ);

споры об установлении и (или) условиях земельного сервитута (ст. 19, 45 КоЗ);

споры, связанные с изменением и расторжением договора аренды земельного участка (ст. 422 ГК).

Для иных земельных споров установлена альтернативная подведомственность: они разрешаются исполнительными комитетами или судом. Вопрос о выборе административного или судебного порядка разрешения земельного спора решается по усмотрению заявителя.

По предметному признаку земельные споры могут быть классифицированы на две группы: споры, непосредственно связанные с земельным участком, как объектом земельных правоотношений, и имущественные споры, связанные с земельными отношениями.

По общему правилу, земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Однако неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

Стороны, участвующие в земельном споре, пользуются равными правами и могут свободно распоряжаться этими правами в установленных законодательством пределах. Каждая из сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом в административном порядке, наделена следующими правами:

КоЗ допускает возможность обжалования решения по земельному спору как в вышестоящий исполнительный комитет, так и в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору. Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.

Следующей стадией рассмотрения земельного спора, является принятие решения исполнительным комитетом, рассматривающим земельный спор. Данное решение должно предусматривать порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

Дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Правила рассмотрения земельных споров в судах определяются гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Для земельных споров устанавливается исключительная подсудность. В соответствии со ст.ст. 48, 365 ГПК, иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей; заявления по делам об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом подаются в суд по месту нахождения этих объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: