double arrow

Источники римского права

Основными источниками римского права являлись: обычаи; правотворчество жрецов, магистратов, светских юристов; законодательство. В ранний период наибольшее распространение имели обычаи (mores). Первоначально они не были закреплены в письменной традиции, но со временем получили признание со стороны государства и послужили основой для формирования первых римских законов. Хотя в Риме довольно рано стали отделять собственно правовые нормы (ius) от религиозных предписаний (fas), древнее римское право в значительной мере носило сакральный характер, поэтому ведущую роль в правотворчестве играли жрецы. Они являлись первыми римскими юристами, формулировали нормы права, давали им толкование, следили за их соблюдением. Особое значение в юридической сфере имела коллегия понтификов. Свои сведения о праве понтифики сохраняли в строгой тайне, поэтому юридические знания были долгое время монопольной привилегией жрецов. В 304 г. до н.э. писец Гней Флавий похитил записи, содержавшие формулы исков, толкования норм и обычаев, сведения о судебном календаре. Они были преданы гласности и с этого времени больше не являлись секретом для народа: жрецы утратили свою монополию в юриспруденции. Ведущая роль в правотворчестве перешла к римским магистратам и светским юристам. Особое место среди них занимали преторы. Они участвовали в отправлении правосудия и одновременно создавали новое право, которое опиралось на их судебную практику. Оно дополнило старое цивильное право – право римской общины, предназначенное исключительно для римских граждан. Со временем цивильное право, с его приверженностью к архаичным юридическим процедурам, перестало отвечать новым потребностям гражданского оборота, вызванным бурным развитием рабовладения и торговых связей. Поэтому рядом с цивильным правом выросла система преторского права. С одной стороны, преторы при вершении суда стали вводить новые нормы права, которые восполняли пробелы цивильного права либо даже заменяли его нормы (в случае противоречия с ними). В последнем случае норма цивильного права сохранялась, но уже не обеспечивалась преторской защитой. С другой стороны, претор, вступая в должность, издавал свой эдикт, где определял те юридические правила, которых он будет придерживаться в своей будущей деятельности. Эдикт претора не имел силы закона, но являлся обязательным для исполнения, так как поддерживался властью претора в течение года его полномочий. Обычно новый претор вносил в эдикт предшественника лишь некоторые изменения, так что основная его часть оставалась неизменной. Аналогично этому порядку в Риме сложилось также право народов (ius gentium). Его появление было связано с введением магистратуры перегринского претора в III в. до н.э. Разрешая споры между иностранцами либо между ними и римскими гражданами, этот претор мог свободно обращаться к правовому наследию других стран (например, Греции или Ближнего Востока), опираться на нормы справедливости (aequitas) или положения «естественного разума». В своих эдиктах перегринские преторы не были связаны нормами цивильного права и синтезировали нормы из разных правовых источников, поэтому созданное ими право отличалось высоким уровнем развития. В императорскую эпоху возможности для правотворчества преторов были ограничены. По поручению императора Адриана юристом Сальвием Юлианом (примерно в 125–128 гг. н.э.) был составлен и одобрен сенатом вечный эдикт (edictum perpetuum), который стал обязательным для всех последующих преторов. В результате преторский эдикт перестает быть источником новых норм права.






Значительным был вклад в развитие права римских юристов. Они принимали участие в юридической практике, учебной и научной деятельности. Первым стал давать публичные консультации по правовым вопросам Тиберий Корунканий (первый великий понтифик из числа плебеев, III в. до н.э.). Квинт Муций Сцевола первый дал систематическое изложение цивильного права в 18 книгах (I в. до н.э.). Создателями двух школ классического римского права, прокульянской и сабиньянской, являлись юристы Лабеон и Капитон (I в. н.э.). Юрист Гай (II в.) прославился своим учебником по римскому праву, получившему название Институции Гая. Для правотворчества имели, прежде всего, значение консультации юристов, даваемые магистратам и частным лицам по разным юридическим вопросам. Юристы могли принимать участие в создании формул для юридических актов или подавать советы относительно исковых заявлений и ведения судебных дел. Император Октавиан Август официально подтвердил значимость их высказываний: «для возвышения авторитета права» юристы могли давать ответы «на основании власти» императора. Решения правовых вопросов, предлагаемые в их консультациях, стали носить обязательный характер (ius respondendi). Они могли применяться при рассмотрении аналогичных случаев. Закон императора Валентиниана III о цитировании (426 г.) установил обязательную силу для высказываний только пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. В случае несовпадений их мнений вопрос решался по принципу большинства, при равенстве голосов приоритетом обладало мнение Папиниана.

Уже в ранний период развития римского права начало складываться законодательство. Есть указания на существование законов римских царей, в частности, Ромула, Нумы Помпилия и Сервия Туллия, но их историчность находится под вопросом. Первыми писаными законами Рима стали Законы XII таблиц (451–450 гг. до н.э.).Они были составлены по требованию плебеев комиссией из экстраординарных магистратов (децемвиров – «десяти мужей»). Текст Законов был представлен на двенадцати медных досках и до настоящего времени не сохранился. Он был реконструирован на основании высказываний позднейших римских писателей и юристов. По сути, Законы XII таблиц являлись записью обычного права, они несли на себе сильный отпечаток родовых отношений и отражали еще низкий уровень развития правовой техники. Законом в узком смысле (lex) в Римской республике обозначались решения комиций, позднее силу закона получили и плебисциты – решения собраний плебеев по трибам. Закон обычно назывался по имени магистрата, предложившего его. Постановления сената (senatusconsultum) в республиканский период законами не признавались, но в эпоху империи они были приравнены к законам. Тогда же распространение получили указы императоров – конституции. Поначалу они тоже не имели силу закона, только в эпоху Адриана (II в.) юристы стали придавать им такое значение в рамках цивильного права. Существовало несколько видов конституций: эдикты – общие распоряжения императора, издаваемые так же, как прежде распоряжения республиканских магистратов; мандаты – инструкции императора чиновникам и правителям провинций по вопросам управления и суда; декреты – решения императора по судебным делам; рескрипты – ответы императоров на запросы должностных или частных лиц по юридическим вопросам (для разрешения сомнений при толковании и применении права). Поначалу эдикты и мандаты имели силу только на период правления императора, их издавшего, позднее они получили более долговременный характер.

В императорскую эпоху делались попытки систематизации римского права, прежде всего составления сборников конституций. Сначала такие сборники носили частный характер: сборник конституций императора Марка Аврелия (II в.) в 20 книгах, составленный Папирием Юстом; Кодексы Грегориана в 14 книгах (конец III в.) и Гермогениана в одной книге (начало IV в.). Первым официальным сборником конституций стал Кодекс Феодосия II (Codex Theodosianus) в 16 книгах, изданный в 438 г. Кодекс появился в Восточной Римской империи, но был принят и получил распространение также в Западной Римской империи и продолжал применяться даже в варварских королевствах после ее падения. Но наиболее значимой попыткой систематизации не только императорского законодательства, но и всего вообще римского права стала кодификация, предпринятая в Восточной Римской империи (Византии) в VI в. при Юстиниане I. С 528по534 гг. над созданием всеобъемлющего Свода трудились комиссии во главе с императорским чиновником
и юристом Трибонианом. Свод включил в себя три части: Кодекс Юстиниана, Институции и Дигесты. Кодекс Юстиниана в 12 книгах представлял собой сборник императорских конституций, начиная с императора Адриана и кончая самим Юстинианом. Он заменил три прежние кодекса (Грегориана, Гермогениана и Феодосия). Институции являлись простым и доступным учебником по римскому праву, в его основу были положены Институции Гая. Дигесты (Digesta – «собранное», «приведенное в систему»), или по-гречески Пандекты (Pandectae – «содержащее в себе все»), представляли самую объемную часть Свода. Это сборник высказываний выдающихся римских юристов. Было процитировано 39 юристов, все цитаты были разделены на 50 книг. Большая часть цитат относилась к упоминавшимся пяти юристам, отмеченным в Законе 426 г. о цитировании.
В приводимых фрагментах содержались ссылки на древние законы, решения преторов, выдержки из работ более ранних авторов. В результате был создан грандиозный компендиум античного права. Всем частям Свода была дана сила действующего закона. Впоследствии Свод был дополнен изданием четвертой части – Новелл, конституций императора Юстиниана, изданных в период между 535 и 565 гг. Начиная с XII в., Свод Юстиниана получил название Corpus iuris civilis – «Свод цивильного права», которое продолжает использоваться и сейчас.






Сейчас читают про: