Способы работы

Иногда в начале работы уже по характеру ма­териала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясно не сразу, а лишь в ходе его написания.

Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заглавием или, наоборот, де­тализируют некоторые пункты, разбивая их на более мелкие. Другими словами, возможны два способа работы:

1. Составляют подробнейший простой план, а далее преобразуют его в сложный, группируя час­ти пунктов под общими для них заголовками (ос­новными пунктами сложного плана).

2. Составляют краткий простой план и затем, вновь читая текст, пишут сложный, подыскивая детализирующие пункты. Этот путь, требующий больших затрат времени, приемлем лишь при продолжительной, заранее запланированной ра­боте над фундаментальным произведением.

В общем же случае, как мы уже отметили, це­лесообразно составлять подробный, детальный план к тексту книги при первом же ее чтении.

Такой план превратить в сложный, объединяя пункты, выбрасывая мелкие, куда легче, чем вновь обращаться к тексту книги, фактически вторично работая над планом и с текстом. Да и сам процесс обработки детального простого плана помогает лучше разобраться в содержании: ведь, объеди­няя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, фильтруют его в своем сознании.

Все пункты плана не обязательно записывать только в вопросительной или только в утверди­тельной форме. Приемлема как та, так и другая форма.

Как правило, пункты плана формулируют по-своему. Но они частично или полностью могут текстуально совпадать с отдельными фразами ис­точника. От этого план лишь выигрывает.

Обычно варианты плана могут дополнять друг друга, уточняя и расширяя содержание. Вам не придет в голову писать два-три варианта кон­спекта, а вот план имеет смысл записывать в ва­риантах, особенно тогда, когда появляется есте­ственное желание пришедшие в голову удачные, острые формулировки тут же, не откладывая, за­писать, чтобы не забыть.

Запись планов.

Чтобы избежать нерационального переписы­вания, главные заголовки сложного плана выде­ляют из подробного простого, подчеркивая часть пунктов. Если сделать этого нельзя, заголовки выписывают в отдельные графы (тем самым как бы вписывают между простыми пунктами). При уплотненной записи заголовки приходится выно­сить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему опытные читатели стараются писать планы с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений по­лями.

Если черновую разработку такой формы за­писи плана можно рекомендовать как полезную, но не обязательную, то для схематического пла­на, т. е. плана-схемы, отражающего взаимосвязь пунктов, черновик в большинстве случаев необ­ходим. Иначе не получить полноценной схемы.

Запись любых планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого пункты записывают на одном большом листе бумаги (всегда лишь с одной его стороны) или на нескольких листах, но опять-таки не ис­пользуя их оборота. Тогда, если нужно, читатель сразу сможет увидеть все пункты (листки для этого раскладывают один под другим, чтобы, не переворачивая их, скользить взглядом по всей за­писи).

Сложный план большого объема полезно за­писывать в нескольких вариантах. Пример из нашей книги: отдельно выписать основные раз­делы — чтение, рабочий каталог, записи в библиотеках, техника, а затем полное оглавление, рас­крывающее по пунктам подробно все содержание глав.

Планы накапливают и хранят:

— в отдельных тетрадях;

— в конвертах;

— в самом источнике (в этом случае они мо­гут быть записаны на полях, скажем, в газете или приложены на вкладных листках);

— в каталоге (на карточках или на листках, сложенных «гармошкой» в формат карточек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: