Биография. Шмурло родился 29 декабря (по старому стилю) в Челябинске в семье дворянина литовского происхождения. В 1874 г. поступил на юридический, а затем перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета. По окончании был оставлен для подготовки к профессорскому званию (по рекомендации К.Н. Бестужева-Рюмина), одновременно преподавал историю в гимназиях и на Высших женских курсах. Начиная с 1884 г. участвовал в кружке молодых историков Петербургского университета (туда вошли еще С. Ф. Платонов, А. С. Лаппо – Данилевский, В. Г. Дружинин и др.). В 1888 г. под руководством К.Н. Бестужева-Рюмина защитил магистерскую диссертацию «Митрополит Евгений как ученый…». В этой работе Шмурло творчески использовал бестужевский метод предварительного критического анализа источников. В том же году был утвержден приват-доцентом Петербургского университета. В 1889 г. стал одним из учредителей Исторического общества при Петербургском университете.
Огромное значение для формирования научных интересов ученого стала его поездка в Италию в 1890 г. (до этого он был там несколько раз). Шмурло работает в архиве Ватикана. В 1891 г. он подготовил к публикации рассказ Джованни Тедальди о России времен Ивана Грозного, найденный в этом архиве.
|
|
С июля 1891 г. в течение 12 лет Е. Ф. Шмурло – профессор кафедры русской истории Дерптского университета. Он вел курсы русской истории 16 – 18 вв. и курс историографии. В 1891- 1894 гг. Шмурло предпринял ряд командировок для работы в итальянских архивах и библиотеках с целью сбора материалов по русской истории. Проблемы русско-итальянских связей 17-18 вв. занимали особое место в творчестве ученого.
В 1898 – 1899 гг. историк принимал участие в ликвидации последствий голода в Уфе и Стерлитамакском уезде и в качестве специального корреспондента газеты «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовал ряд очерков (сборник «Голодный год…» 1898 -1900 гг.). В 1899 г., через год после смерти К.Н. Бестужева-Рюмина, Шмурло выпустил книгу о своем учителе, полную личных воспоминаний.
В 1903 г. Е. Ф. Шмурло выехал в Италию для работы в Ватиканском архиве как ученый корреспондент Академии наук. Он поставил перед собой задачу охватить «всю совокупность сношений России с итальянскими государствами и с папским престолом…». Параллельно он вел поиск документов по русской истории в архивах и библиотеках Италии, Испании, Франции и Голландии.
Плодами его труда явились сборники документов «Римская курия на русском православном Востоке в 1609 – 1654 гг.», «Россия и Италия: сборник исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией» и «Памятники культурных и дипломатических сношений России с Италией». Кроме публикаторской деятельности Евгений Франциевич продолжал заниматься проблемами историографии. В 1912 г. вышел «Петр Великий в оценке современников и потомства».
|
|
За годы работы в Риме Е. Ф. Шмурло собрал богатейшую библиотеку ученого корреспондента - около 2 тыс. наименований, более 6 тыс. книг. Туда вошли ценные, преимущественно исторические материалы.
В 1911 г. ученый был избран членом – корреспондентом АН по разряду историко-политических наук. Одновременно он являлся членом различных ученых обществ в России: Русского географического, Русского археологического, Исторического общества в Петербурге, членом ученых архивных комиссий Рязани, Воронежа, Витебска, Владимира, Симферополя. В 1916 г. Шмурло в последний раз побывал на Родине. Оказавшись после октября 1917 г. в положении эмигранта, ученый перестал получать жалованье от Академии Наук.
В течение первых послереволюционных лет Е. Ф. Шмурло налаживал связи с русским зарубежьем. В 1921 г. он организовал в Риме Русскую академическую группу в Италии, в конце 1924 г. переехал в Прагу. Несмотря на преклонный возраст, историк активно занимался научной, общественной и педагогической деятельностью. В этот период им были опубликованы наиболее значимые труды, такие как «Вольтер и его книга о Петре Великом» (1929), «История России 862 – 1917 гг.» (Мюнхен, 1922), «Введение в русскую историю» (1924), «Курс русской истории» (Прага, 1931-1935 гг.) и др. Е. Ф. Шмурло входил в Ученый совет и Ученую комиссию Русского заграничного исторического архива, был историком филологического отделения Русской Учебной коллегии, членом Русской Академической группы в Чехословакии, почетным членом Славянского института и председателем (до 1931 г.) Русского исторического общества в Праге.
9 января 1934 г. парижская газета «Последние новости» писала «7 апреля в 2 ч. 30 мин. Дня в городской больнице в Праге скончался старейший русский историк за границей Евгений Франциевич Шмурло. Покойному 11 января исполнилось 80 лет, в связи с чем состоялось в Праге и других центрах эмиграции его чествование». Похоронен он был на Ольшанском кладбище в Праге рядом со своими друзьями и коллегами – А. А. Кизеветтером и Б. А. Евреиновым.
О признании научных заслуг Е. Ф. Шмурло со стороны историков русского зарубежья свидетельствуют письма-поздравления к 75-летнему и 80-летнему юбилеям историка, полученные от Г. В. Вернадского, П. Н. Милюкова, П. Б. Струве, Е. П. Ковалевского, Н. Н. Бубнова и др. Особенно высоко оценивали они научные достоинства последнего труда Е. Ф. Шмурло - трехтомного «Курса русской истории». В январе 1934 г. П. Н. Милюков писал ему: «Вашей последней работой Вы облегчили путь нашим преемникам к серьезной, критической научной разработке исторических данных по наиболее тяжелому периоду нашей истории. Всем этим Вы сделали большой вклад в историю нашей науки, и труд Вашей жизни не будет ни забыт, ни обойден».
Исторические взгляды. Е. Ф. Шмурло одним из первых в русском историческом зарубежье предпринял систематическое освещение русской истории от образования Древнерусского государства до Октябрьского переворота. Вслед за Соловьевым и Ключевским он стоял на позициях органического развития исторического процесса, тесно увязывая историю России с историей других народов. Шагом вперед в этом направлении было то обстоятельство, что важное место в своей книге «История России» он отводил вопросам геополитики. Глубокий анализ источников и достижений отечественной и зарубежной мысли привел ученого к более широкой по сравнению с европоцентристской теорией трактовке хода исторических событий, что позволило ему внимательнее отнестись, в отличие, например от Кизеветтера и Милюкова, к схеме исторического процесса евразийцев.
|
|
Историю России ученый делит на 6 сменяющих друг друга эпох, каждая из которых подразделяется на несколько периодов:
зарождение русского государства. 862 – 1054
неустойчивость политического центра. 1054 – 1462.
Киевский период. 1054 – 1169
Суздальско-волынский период. 1169 – 1242.
Московско-литовский период. 1242 – 1462.
Московское государство. 1462 – 1613.
Образование Московского государства. 1462 – 1533.
Время первого царя. 1533 – 1584.
Смутное время. 1584 – 1613.
превращение в европейскую державу. 1613 – 1725.
образование абсолютной монархии. 1613 – 1682.
Эпоха реформ Петра Великого. 1682 – 1725.
Россия – европейская держава. 1725 – 1855.
Время дворцовых переворотов. 1725 – 1741.
Время просвещенного абсолютизма. 1741 – 1796.
Время политического преобладания в Европе. 1796 – 1855.
разрушение старого порядка. 1855 – 1917.
Эпоха великих реформ Александра 2. 1855 – 1881.
Противодействие реформам. 1881 – 1904.
Подготовка революции. 1904 – 1917.
Автор по-новому осветил положение Руси в системе европейских и азиатских народов, выявил массу конкретных фактов и частных закономерностей развития русских земель 13 – 15 вв. Ученый подчеркивал необходимость изучения всех государственных формирований, в которые вошли восточные славяне, чтобы понять, как складывалось национальное единство и самобытность России. В Новом времени для России ученый выделил приоритет государства над обществом, подчинение «интересов национальных интересам международным», особенно ярко это проявилось в характеристике правления Александра 1. Рассматривая проблемы социокультурного развития российского общества, историк прослеживал стереотипы поведения различных групп населения и их отношение к культурным ценностям на разных этапах русской истории. Отдельные персонажи российской истории выступают «перед судом историков» - историографический обзор оценки таких деятелей, как Иван Грозный, Петр Первый.
Увлекательное повествование сопровождается конспективным изложением фактов, перечнями памятником материальной и духовной культуры, историческими схемами, историографическими экскурсами и неожиданными сопоставлениями. Это значительно расширяет границы «исторического поля» исследования.
|
|
Главное внимание историк сосредотачивает на «составных элементах свершившегося факта или явления, силах, его породивших, процессе развития, причинной связи», предназначая свое повествование «для размышления и анализа» читателя. Автор предпочтительнее останавливался на явлениях духовной жизни, на фактах, позволяющих сближать и сопоставлять историю России с историей Западной Европы, а также на особенностях той обстановки, в которой сложилась жизнь нашей Родины.
О реформах Петра I: «Реформы Петра Великого. не есть результат предварительного, строго обдуманного плана; они обязаны не кабинетной теории…, выросли из самой жизни, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты; не всё в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось. …Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное, и противоречивое. …Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных».
«Дело, которое исполнил Петр, не было создано им; программу он получил уже готовой; сами пути ее исполнения были тоже указаны предшествующим поколением; но люди 17 в. еще не прониклись сознанием, что реформа настоятельно необходима, что откладывать ее невозможно; да и самую программу они скорее чувствовали, чем ясно сознавали… Люди еще стояли на распутье, в нерешительности, большинство еще сомневалось, действительно ли нужна реформа, … но явился Петр и взмахом меча разрубил гордиев узел».
Милюковым преобразования Петра рассматривались в связи с военными нуждами государства, тесно связанными с проблемой финансов. В этом Шмурло солидарен со своим коллегой. Также оба историка согласны в том, что реформы не имели строгого предварительного плана, их вызывали сиюминутные требования государственной жизни, особенно внешней политики. «Одним из важных выводов труда Милюкова был вывод об ограниченности влияние Петра I на выработку и проведение реформы. Вопросы государственного устройства интересовали царя настолько, насколько от нее зависело удовлетворение ближайшей, очередной нужды. Существенный недостаток реформы - отсутствие в ней необходимого элемента - мысли: лишенная мысли она разрушала старое только по необходимости, не решаясь ни на шаг ступить далее, чем требовала нужда текущей минуты». Милюков умаляет роль личности царя-преобразователя в реорганизации страны, выставляя на первый план объективные потребности времени, вызвавшие и этот процесс, и личную инициативу Петра. В отличие от Милюкова, Шмурло возвеличивает Петра, характеризуя его качества, весьма сильно повлиявшие на решительный поворот нашей истории.
Качества Петра:
жажда знания
пытливость ума
неустанный труженик
работоспособность
энергия
царь-гражданин – осознание нужд государства, своих обязанностей как государя, единение себя с народом, его нуждами.
сознание собственной человеческой ограниченности – умение признавать и исправлять свои ошибки.
широта взгляда, просвещение.
Шмурло характеризует Петра как развитую духовную личность, желающую приобщаться к высокой культуре, знаниям и двигающуюся вперед к своему идеалу – великой России - сильной державе и духовно свободной, быстро развивающейся стране. Последствия дела Петра для нашей страны были «громадны.…Уже ближайшее поколение дало России… Ломоносова… в следующем, 19, веке… великого Пушкина». «Русская личность стала выделяться из общей массы лишь с Петра Великого; лишь при нем она была поставлена в надлежащие условия для своего развития и самоопределения».