Внешняя политика СССР

В 60-70-е гг. характеризуются активностью советской внешней политики. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.
Руководство СССР прилагало значительные усилия для ослабления международной напряжённости (См. дополнительный иллюстративный материал). В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный СССР проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. В 1972 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о неприменении силы в международных отношениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия. СССР подписал с другими странами такие важнейшие документы, как Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (февраль 1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (апрель 1972 г.). По инициативе СССР в октябре 1973 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил. На конгрессе присутствовало 3200 делегатов из 143 стран. Делегаты конгресса в своих выступлениях продемонстрировали стремление углублять движение за мир.
Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита президента Франции Ш. де Голля в СССР были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. В ходе поездки Л.И. Брежнева во Францию в октябре 1971 г. был подписан ряд документов, в частности, "Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией", в результате чего сотрудничество между двумя странами поднялось на более высокий уровень. СССР и Франция в своих взаимоотношениях переходят к заключению долгосрочных соглашений. В частности, в 1973 г. была подписана 10-летняя программа советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности. В 1977 г. Л.И. Брежнев вновь посетил с официальным визитом Францию. Был подписан ряд важных политических документов: советско-французская Декларация, Совместное заявление Советского Союза и Франции о разрядке международной напряженности, советско-французская декларация о нераспространении ядерного оружия и др.
Значительный прогресс был достигнут в решении германской проблемы. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор о признании послевоенных границ в Европе. ФРГ установила дипломатические отношения с ГДР. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания подписали четырёхстороннее соглашение по Берлину, в соответствии с которым Западный Берлин признавался отдельным государством, не являющимся частью ФРГ. В 1971-1975 гг. регулярно проходили встречи на высшем уровне руководителей СССР и ФРГ. Успешно развивались отношения СССР с Италией, Великобританией и другими капиталистическими странами. В 1974 г. было подписано соглашение на десять лет о сотрудничестве в различных сферах между СССР и Италией, долгосрочные соглашения между СССР и ФРГ и с рядом других стран. В 1978 г. Л.И. Брежнев вновь посетил с официальным визитом ФРГ, в результате поездки были подписаны документы, которые значительно углубили те позитивные процессы, которые началась между двумя странами.
Первостепенное значение в ослаблении международной напряженности имели отношения ведущих мировых держав - СССР и США. В 70-е годы во взаимоотношениях двух держав происходит поворот от конфронтации к сотрудничеству. В мае 1972 г. в Москве состоялась встреча между руководителями двух государств Л..И. Брежневым Р. Никсоном. По итогам встречи был подписан документ "Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки", в котором в основу взаимоотношений между двумя странами были положены принципы мирного сосуществования. СССР и США подписали также Договор об ограничении стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1) (См. дополнительный иллюстративный материал). Договор ОСВ-1 ограничивал число баллистических ракет, другие виды вооружения договором не регулировались, тем не менее, подписание этого Договора имело огромное значение, так как впервые после начала холодной войны ограничивались современные и наиболее мощные виды вооружений. Заключение этого договора положило начало политике "разрядки" международной напряжённости.
В июне 1973 г. состоялся визит Л.И. Брежнева в США. Был подписан целый ряд документов, которые закрепляли в отношениях двух стран поворот от конфронтации к нормальному взаимовыгодному сотрудничеству. Важнейшим среди документов было "Соглашение о предотвращении ядерной войны". США и СССР обязывались делать все от них зависящее, чтобы не допустить возникновения ядерной войны. Советско-американские отношения развивались не только в сфере разоружения. В 1972-1973 гг. были подписаны 23 соглашения между СССР и США по сотрудничеству в различных областях.
В июне - июле 1974 г. в Москве состоялась новая встреча между руководителем СССР и президентом США Р. Никсоном. Была достигнута важная договоренность об ограничении систем противоракетной обороны, о согласованном ограничении подземных испытаний ядерного оружия, о дальнейших усилиях, направленных на ограничение стратегических наступательных вооружений, о принятии мер, нацеленных на исключение химического оружия из арсенала государств.
В ноябре 1974 г. в районе Владивостока состоялась новая встреча на высшем уровне Л.И. Брежнева и президента США Дж. Форда, в ходе которой были обсуждены наиболее важные проблемы советско-американских отношений (См. дополнительный иллюстративный материал).
Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в 1975 г. в столице Финляндии г. Хельсинки (См. дополнительный иллюстративный материал). Впервые за одним столом собрались представители 33 государств, США и Канады (См. дополнительный хрестоматийный материал). Совещание закончилось подписанием 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта. Сердцевиной его стала Декларация принципов, которыми государства обязывались руководствоваться во взаимных отношениях: суверенное равенство; уважение прав, присущих равенству; неприменением силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религий и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Но процесс "разрядки" оказался недолговечным. На Западе было широко распространено убеждение, что под прикрытием разрядки СССР стремится укрепить своё собственное влияние в мире и ослабить своих противников. Недовольство советского руководства вызывала поддержка Дж. Картером советских правозащитников.
После подписания Заключительного акта СБСЕ СССР принял решение о размещении в Восточной Европе ракет средней дальности СС-20, которые не ограничивались соглашениями по стратегическому вооружению. К этому времени началось вторжение советских войск в Афганистан, и Конгресс США отказался ратифицировать ОСВ-2.
В ответ на размещение СС-20 США в 1979 г. приняли решение о размещении в Западной Европе "крылатых ракет" и ракет средней дальности "Першинг-2", способных достигать территории СССР. Одновременно шли переговоры о сокращении вооружений ОВД и НАТО. Но 1 сентября 1983 г. советские ПВО сбили над территорией СССР южнокорейский пассажирский лайнер. Отношения между СССР и Западом сразу резко обострились. Президент США Р. Рейган принял решение форсировать создание стратегической оборонной инициативы (СОИ), т.е. создать "космический щит" над США. Р.Рейган называл СССР "империей зла", "центром зла" и обещал "покончить" с СССР. Отношения СССР и США достигли особой напряжённости.
СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объём товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал в социалистические страны топливо, электроэнергию, руды, металлы; импортировал машины, оборудование, транспортные средства.
В 1971 г. сессия СЭВ, проходившая в Бухаресте, приняла Комплексную программу социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение. Комплексная программа была рассчитана на 15 - 20 лет, она положила начало качественно новому этапу сотрудничества социалистических стран. В 1978 г. было завершено строительство комплекса объектов магистрального газопровода "Союз" (Оренбург - Западная граница СССР), по которому из СССР в социалистические страны стало ежегодно поступать 15,5 млрд. куб. м газа. В том же году было завершено строительство первой межсистемной линии электропередачи Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), что должно было обеспечить начало параллельной работы объединенных энергосистем - членов СЭВ и Единой энергетической системы СССР.
Но стремление СССР распространить на страны ОВД советскую модель развития вызывало недовольство в странах Восточной Европы.
Весной 1968 г. руководство Чехословакии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку создать "социализм с человеческим лицом" путём демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Время этих преобразований получило название "пражской весны". Возникла угроза развала Варшавского договора. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР и некоторых стран ОВД. К власти в Чехословакии пришло новое правительство во главе с Г. Гусаком.
Вторжение советских войск в Чехословакию вызвало резкое осуждение Запада. На Западе появилось понятие "доктрина Брежнева". Суть её состояла в том, что СССР в интересах укрепления социализма пойдёт на ограничение суверенитета любого социалистического государства.
На рубеже 70-80-х гг. разразился острый политический кризис в Польше. Экономическая политика Польши была ориентирована на внешние займы. В результате у Польши оказался огромный внешний долг. Польское руководство повысило цены, что вызвало по всей стране рабочие забастовки под политическими лозунгами. Руководство рабочим движением взял на себя общепольский профсоюз "Солидарность" во главе с Л. Валенсой. В этой ситуации руководитель Польской объединённой рабочей партии, глава правительства и министр обороны генерал В. Ярузельский в конце 1981 г. ввёл в Польше военное положение. Лидеры "Солидарности" были арестованы и высланы.
В этот период осложнились отношения СССР с Китаем. СССР вел борьбу за укрепление своего влияния в "третьем мире". Это встречало резкое противодействие Китая. Укрепление экономической мощи Китая с его колоссальным по численности населением беспокоило советское руководство. СССР опасался военного альянса между КНР и США. Это заставило держать на границе с Китаем значительные военные силы, строить стратегический БАМ, поддерживать военные программы Индии. Отношения между СССР и Китаем стали откровенно враждебными.
2 марта 1969 г. китайские воинские части попытались силой захватить остров Даманский на Амуре. Остров плотно прилегал к китайской стороне, но его принадлежность чётко не была определена договорными документами двух стран. Советская сторона привлекла авиацию, артиллерию, пехоту. Бои за Даманский продолжались два месяца и едва не переросли в советско-китайскую войну. В сентябре 1969 г. советская сторона фактически признала принадлежность острова к китайской стороне, в 1991 г. эта принадлежность была закреплена юридически.
В конце 70-х - начале 80-х гг. в государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.
СССР и развивающиеся страны. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно - техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. Как правило, экономическая помощь СССР оказывалась практически безвозмездно на многомиллиардные суммы (См. дополнительный иллюстративный материал).
В январе 1973 г. в Париже были подписаны соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. В 1975 г. вьетнамский народ добился полного освобождения юга Вьетнама. В 1976 г. произошло государственное воссоединение Вьетнама, и была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). СССР стал оказывать всестороннюю помощь вьетнамскому народу в строительстве социалистического Вьетнама. 3 сентября 1978 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Вьетнамом. СССР оказывал всестороннюю помощь и Лаосу, где к власти пришла марксистско-ленинская Народно-революционная партия.
Крупнейшим партнёром СССР в "третьем мире" была Индия. СССР оказывал её большую экономическую помощь. СССР поставлял Индии также оружие, необходимое ей для противодействия Китаю и Пакистану. 9 августа 1971 г. в Дели был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией. Важное значение для укрепления взаимоотношений между двумя странами имел визит Л.И. Брежнева в Индию в ноябре 1973 г.
СССР оказывал поддержку арабским народом. СССР подписал Договоры о дружбе и сотрудничестве с Египтом 27 мая 1971 г. (в марте 1976 г. президент Египта А. Садат в одностороннем порядке прекратил действие Договора), с Ираком 9 апреля 1972 г. Позиции СССР в арабском мире укрепились, за исключением Саудовской Аравии и ряда монархий Персидского залива. В Египте же позиции СССР ослабли, так как в 1970 г. президентом Египта стал А. Садат, который стал проводить курс на сближение с Израилем и США.
СССР активно влиял на политический процесс в Африке. Большую помощь получали партизаны Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, боровшиеся за свержение португальского колониального режима. В 1976 г. была провозглашена Народная Республика Ангола, в том же году между СССР и Анголой был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Успешно развивались отношения СССР с Мозамбиком. В 1977 г. между СССР и Мозамбиком был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Большую помощь СССР оказывал и народу Эфиопии, где в 1974 г. произошло свержение монархического режима и к власти пришёл генерал Менгисту Хайле Мариам. 20 ноября 1978 г. между СССР и Эфиопией также был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве.
В 1970 г. президентом Чили стал социалист С. Альенде (1970-1973). В начале СССР поддерживал президента С. Альенде, рассчитывая, что Чили пойдёт социалистическим путём. Но неудачная экономическая политика С. Альенде привела к тому, что в 1973 г. его правительство было свергнуто генералом А. Пиночетом. В 1979 г. в Латинской Америке у СССР появился ещё один союзник - Никарагуа, в которой после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришли сторонники Сандинистского фронта национального освобождения, заявившие о стремлении построить социализм. СССР стал оказывать всемерную поддержку Никарагуа.
На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1973 г. правивший в Афганистане король Захир-шах был свергнут. В 1977 г. к власти пришел двоюродный брат бывшего короля - М. Дауд. Афганистан был объявлен республикой. Были провозглашены некоторые реформы, но на самом деле М. Дауд установил президентскую диктатуру. СССР придавал особое внимание Афганистану, так как имел с ним общие границы. Обстановка в Афганистане была сложной и постоянно ухудшалась. В феврале 1978 года в Кабуле был убит посол США А. Даббс, в марте этого же года произошло крупное волнение пехотной дивизии в Герате, во время которого погиб советский военный советник. В апреле 1978 г. в Афганистане был свергнут режим М. Дауда. К власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Н.М. Тараки. НДПА по сути была коммунистической партией и сразу же получила советскую военную, экономическую и политическую поддержку. 5 декабря 1978 г. между СССР и Афганистаном был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но позиции коммунистов в Афганистане были крайне непрочными. Осенью 1979 г. лидер одной из группировок внутри НДПА Х. Амин совершил переворот. Н.М. Тараки был убит. В Москве подозревали, что Х. Амин намерен переориентироваться на США. В декабре 1979 г. в Афганистан были введены советские войска. Силами советского спецназа Х. Амин был уничтожен, во главе Афганистана был поставлен Б. Кармаль.
СССР рассчитывал на кратковременное пребывание своих войск в Афганистане. Но советские войска оказались в стране с фанатичным мусульманским населением, с острыми межплеменными распрями. Кроме того, ввод советских войск крайне негативно был воспринят на Западе. В Афганистане началась партизанская война против советских войск. Афганские партизаны именовали себя моджахедами. Моджахеды сразу же стали получать военную, политическую поддержку США. Пребывание советских войск в Афганистане затягивалось
Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественно - политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства страны.
Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР (КГБ).
Широкий резонанс в обществе вызвали нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличённые во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачёв, руководитель аграрного сектора ЦК партии.
Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.
После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких- либо реформ.

Вопрос

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика. В середине 80-х годов СССР являлся крупнейшей военно-политической державой в мире. Успехи СССР в развитии экономики и повышении жизненного уровня граждан были очевидны, динамично строились национальные и международные отношения. Ос новная масса населения считала существующий в СССР социалистический строй наилучшим и прогрессивным. Однако все это было только видимостью, созданной советской пропагандой. СССР в тот момент был «колос сом на глиняных ногах». Из засекреченных докладоь высшему советскому руководству следовало, что постоянно замедляющиеся, по сравнению со странами Запада, темпы развития поставили СССР на край пропасти. Необходимость немедленных реформ была очевидна. Но основная проблема как раз и заключалась в том, что в СССР не было механизмов, способных регулировать этот процесс.
Политическое и экономическое развитие страны в 1985-1991 гг. четко делится на две части: реформирование «сверху» в 1985— 1988 гг. и реформаторское движение «снизу» 1989-1991 гг. Рубежом служат первые в СССР альтернативные выборы в Верховный Совет весной 1989 г Перестройка. Первый этап: 1985-1988 гг. Начало повою политического курса связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Впрочем, изначально планировался лишь косметический ремонт КПСС.
Так, на XXVI1 съезде КПСС, в принятой им новой редакции Программы КПСС, повторяется тезис о социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистического общества перед капитализмом. Хотя в то же время на нем раздавалась серьезная критика отдельных сторон советской действительности, j После январского пленума ЦК КПСС 1987 г. в стране начинает набирать силу гласность, т. е. расширение свободы слова. Во многом это связано с деятельностью секретаря ЦК КПСС по вопросам идеологии А. Н. Яковлева, сторонника демократических перемен. Все громче звучат критические выступления в адрес советской системы. Разворачивается критика сталинизма, а чуть позже и самой коммунистической идеи.
В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало свою «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30— 40-х годов и начала 50-х годов» во главе с А. Н. Яковлевым. «Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине 20-х годов, советское руководство не решилось критиковать большевистский террор эпохи Гражданской воины и нэпа, и возложило всю вину за произвол и беззакония только на Сталина и его окружение.
На XIX партконференции летом 1988 г. была принята резолюция «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», в которой бьь и выдвинуты революционные по своей сути предло-1 жения. Было предложено создать высший (внепартийный!) орган власти — Съезд народных депутатов СССР» выборы в которой провести на конкурсной, альтернативной основе. (Ранее же на выборах не было борьбы между кандидатами — на одно депутатское место претендовал по указке властей лишь один человек). Наконец, партия приглашала всю страну к открытой честной дискуссии о модернизации общества. Это был смертный приговор КПСС: лишенная репрессивного аппарата и полного господства над СМИ, партия была обречена, поскольку ее оппоненты постоянно вскрывали недостатки в жизни страны, а партийная пресса не могла противопоставить им убедительных аргументов. Недаром консерваторы во главе с секретарем ЦК КПСС во главе с Е. К.Лигачевым полагали, что перестройка может привести к крушению социализма. Однако реальных мер по улучшению жизни в стране они предложить не могли.
Второй этап: 1989—1991 гг. Согласно принятому на XIX партконференции новому закону о выборах, весной 1989 г. в СССР состоялись первые альтернативные выборы в Первый съезд народных депутатов. Несмотря на то, что депутаты избирались не только по территориальным округам, но и от общественных организаций, контролируемых КПСС, в числе депутатов оказалось немало людей, ратующих за более кардинальные реформы.
Уже на Первом съезде народных депутатов СССР образовалось два основных блока, которые сохранились практически без изменений на последующих съездах: блок коммунистов и блок их противников — демократов. Демократы создали свою фракцию — Межрегиональную депутатскую группу, которая выступала за введение рыночной экономики, расширение гражданских свобод и предоставление большей самостоятельности союзным республикам. Многие представители русского населения союзных республик (прежде всего прибалтийских), считая, что это приведет к выходу этих республик из состава СССР и последующим гонениям местных властей против русских, выступили против демократов и создали свою группу — «Союз».
На Втором съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 г. были приняты постановления о работе Верховного Совета, сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и ко митетов. На съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменений избирательной системы и конституционного надзора.
На Третьем съезде весной 1990 г. первым Президентом СССР был избран М.С.Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР — А.И.Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Кроме того, из Конституции была изъята знаменитая 6-я статья о руководящей роли КПСС в советском обществе.
Летом 1990 г. состоялся последний в истории, 28-й по счету, съезд КПСС. Хотя Горбачеву удалось добиться сохранения целостности партии, съезд можно охарактеризовать как «могильный». Предпринятая на съезде попытка мягко, без потрясений перевести КПСС из коммунистической в социал-демократическую партию была обречена на провал. Был выдвилут тезис о том, что КПСС должна «повернуться лицом к человеку и его нуждам, однако в действительности положение народа продолжало лишь ухудшаться, что лишало КПСС остатков популярности. Многие коммунисты стали переходить в ряды демократов.
С лета 1990 г. реальная власть на местах начинает переходить в руки местных лидеров демократической оппозиции. Наиболее ярко антикоммунистическая направленность руководства новых Советов проявилась в Москве и Ленинграде, где к власти пришло движение «Демократическая Россия». В Москве Председателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на щедрые обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем, а интенсивная политическая борьба в них была одной из причин того, что эффективность советской власти снизилась.
Тогда же, летом 1990 г., в СССР появляются альтернативные КПСС политические партии. Это Демократическая партия, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне. В 1991 г. были зарегистрированы общесоюзные партии, первой из которых стала КПСС, второй — ЛДП (ныне ЛДПР).
Национальные конфликты. Демократизация общества разбудила спавшее доселе чудовище — национализм. По мере развития «перестройки» все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, пытавшимися использовать напряженность для решения тех или иных своих проблем.
В 1988 г. начался длительный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (в Ферганской долине, Алма-Ате, Душанбе и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русское население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов стал Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. Противостояние имело место также в Молдавии, где гагаузы и русские Приднестровской области выступили против ущемления их „национальных прав и выхода республики из Союза, и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступила против курса лидеров своих республик на полный суверенитет.
Экономика. Официальным документом, определяющим экономическое развитие СССР в этот период, стал одобренный XXVII съездом КПСС план 12-й пятилетки (1986— 1990). Этот план получил название «курс на ускорение социально-экономического развития». Главной задачей было определено увеличение роста ВВП (валового внутреннего продукта) до 4 %. Полученные в результате «ускорения» средства частично планировалось перебросить в социальную сферу, а именно «накормить народ» и обеспечить его жильем. Так как «ускорение» не было достигнуто, то эти программы также остались на бумаге.
Достигнуть увеличения ВВП предполагалось за счет более рационального использования имеющихся производственных мощностей и целого ряда либеральных законов («О бригадном подряде», «О кооперации»). План 12-й пятилетки, как и все предыдущие, так и не был выполнен, даже по официальным, завышенным данным в 1986— 1988 гг. прирост составлял в среднем 2,8%, в 1989 г.— 2,4 %, а в 1990 г. было реальное его падение примерно на 2%. В 1991 г. падение ВВП достигло 10 %.
Стремление спасти экономику страны, но в то же время оставить ее советской, привело к принятию ряда законов, согласно которым государство делилось рядом своих полномочий с предприятиями. Из сверхцентрализованной экономика СССР стала просто централизованной. Однако эти реформы запоздали. Экономика СССР была столь неэффективна, что не выдержала очередного реформирования и стала разваливаться.
Чтобы спасти от краха хотя бы часть предприятий, в 1990 г. были приняты законы о малых предприятиях, совместных предприятиях и коммерческих банках. Но эти меры тоже не спасли экономику страны. В 1990 г. глава правительства Н. И. Рыжков ушел в отставку. Последняя попытка вывести СССР из экономического кризиса была предпринята в 1991 г., за счет прямого ограбления народа (обмен денег, замораживание вкладов, повышение цен) и передачи большой доли самостоятельности в регионы.
Уровень жизни. Весь период перестройки характеризуется постоянным падением жизненного уровня населения СССР и постепенной поляризацией общества. Увеличение денежной массы (инфляция), нехватка товаров (дефицит), появившаяся безработица, задержки денежных выплат — все это приводило к обеднению большей части народа. Лишь 5—6 % населения страны достигли того жизненного уровня, который власти обещали в результате перестройки всем.
Внешняя политика. Внешнеполитический курс СССР в 1985-1991 гг., определялся в первую очередь стремлением нового руководства страны, во главе с М. С. Горбачевым, найти поддержку проводимого курса реформ у правительств ведущих стран мира. Экономическое отставание СССР от развитых стран было так велико, что возможностей догнать их без их помощи уже не было. Чтобы добиться этой помощи, необходимо было уступить в некоторых вопросах, что СССР и вынужден был сделать. На первом этапе, в 1985-1989 гг., помощь западных стран была больше моральной, после 1989 г.— материальной.
Первый этап. В этот период СССР видел своей основной задачей сохранение лагеря социализма, пусть даже ценой отказа от активной внешней политики в отношении стран третьего мира и дальнейшего продвижения социализма «вширь». Т. е. фактически СССР впервые за всю свою историю был готов пойти на признание социализма лишь как одного из вариантов развития. Для Запада же это должно было означать начало процесса сотрудничества.
Сначала было необходимо решить основные проблемы, мешающие признанию СССР как миролюбивой, демократической страны: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений и вывод советских войск из Афганистана.
В области разоружения СССР уже в который раз предлагал миру кардинальное решение, полной ликвидации военной мощи ведущих стран (Литвинов — 1932 г., Хрущев — 1957 г., Горбачев — 1987 г.). На этот раз речь шла об одновременном роспуске НАТО и ОВД. Такое решение, разумеется, не было приемлемо для Запада, так как в этом случае он потерял бы власть над миром и стал бы практически беззащитным перед густонаселенными азиатскими и африканскими странами.
Поэтому Горбачев, желая добиться расположения Запада, вынужден был согласиться на американский вариант разоружения.
В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем эти ракеты уничтожались, они не могли быть перебазированы в другие регионы. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии и Китая. СССР пошел на значительно большие уступки, чем США. Так, первоначально советское правительство выдвинуло требование, чтобы в процессе договоренностей были учтены французские и английские ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, но затем вынуждено было отказаться от него.
Постоянной кровоточащей раной советского общества и постоянным укором со стороны мирового сообщества была многолетняя война в Афганистане. Бесперспективность афганской войны для СССР была очевидной, но принять решение о выводе войск было нелегко. Ведь это означало бы признание в слабости Советской Армии, которая была основой созданной после Второй мировой войны системы социализма.
Однако процесс интеграции СССР в мировое сообщество был уже необратимым, и в 1988 г. в Женеве США и СССР подписали совместный документ о своей политике в отношении Афганистана. СССР обязался вывести свои войска, а США— не поддерживать противников существующего в стране правительства. Примечательно, что инерция противостояния была так велика, что даже после вывода войск из Афганистана в 1989 г. СССР продолжал оказывать помощь афганскому правительству, а США — оппозиционерам. Только крушение СССР остановило процесс иностранного вмешательства в дела Афганистана. Впрочем, это не принесло стране мира: гражданская война продолжается там и по сей день.
Второй этап. Начатая Горбачевым демократизация внутренней и внешней политики СССР не могла не отразиться на ситуации в странах социалистического лагеря. Обнаружив неготовность и нежелание СССР силой удерживать их под своим контролем, народы Польши, ГДР, Венгрии, Чехословакии и других социалистических стран выбрали правительства национального самоопределения, оппозиционные СССР. Результатом стало объединение Германии {1990 г.) и распад ОВД и СЭВ, официально закрепленное в 1991 г. СССР лишился практически всех своих союзников, обрекая себя тем самым на еще большую политическую зависимость от стран Запада.
В этот же период СССР восстанавливает отношения со странами, отношения с которыми порвал, еше обладая политическим авторитетом: Китай, Чили, ЮАР.

Культура. Литература и искусство. В культуре, как и в обществе в целом, в период перестройки произошли грандиозные сдвиги. В стране впервые появилось некое подобие демократических свобод, том числе и свобода слова.
Из печати выходят произведения многих запрещенных и полузапрещенных раньше в СССР авторов, таких, как И. А. Бродский, А. И. Солженицын, В. В. Набоков. Отмена государственной цензуры вызвала к жизни небывалый всплеск интереса образованной части общества к белым пятнам своей истории и культуры. Однако на обшей волне этого интереса помимо действительно высокохудожественных произведений появилось и множество безвкусных поделок.
Главными темами журналистских расследований, особенно в популярнейших тогда журнале «Огонек» и телепередаче «Взгляд», стало разоблачение негативных проявлений социализма. Разоблачалось как прошлое (например, сталинские репрессии), так и настоящее, например использование служебного положения партноменклатурой.
Отказ государства от четкой политики в области культуры имел и резко отрицательные последствия. Предоставленные своей участи многие государственные культурные учреждения были попросту ликвидированы или проданы в частные руки. В страну хлынул поток иностранных фильмов, литературы, идей, зачастую противоречащих всем общечеловеским нормам морали, зато коммерчески выгодных. Многие люди оказались втянутыми в религиозные секты сомнительного толка, политические экстремистские организации. Эти негативные явления привели к тому, что большая часть населения потеряла привычные ценностные ориентиры.
Наука. Переход к политике гласности вскрыл все недостатки отечественной науки. Заорганизованность и недостаточное финансирование большинства отраслей науки, особенно академической, стали очевидными. Основа научного потенциала страны — НИИ (научно-исследовательские институты) были поставлены в тяжелейшее положение: чтобы выжить в новых условиях, они вынуждены были сократить численность сотрудников и ограничить круг решаемых задач. Должность научного сотрудника потеряла свою былую престижность, а сами ученые перешли в разряд материально неблагополучных. Следствием этого стал колоссальный отток ученых в предпринимательство и за рубеж, остро встала проблема «утечки мозгов».
Таким образом, попытка перевести науку на само-финсированис и свободные рыночные отношения провалилась, полностью уничтожив старую систему организации науки и так и не создав приемлемую новую.
Образование. Серьезные проблемы испытывала в этот период и система образования. Практически предоставленные сами себе школы и вузы оказались в весьма затруднительном положении. Не имея четкого социального заказа на выпуск конкретных специалистов для нового постсоветского общества, руководство образовательных учреждений фактически пустило дело на самотек. Не намного улучшило положение и разрешение на организацию частных учебных заведений.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: