Управление персоналом

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Красноярск, 2014


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный технологический университет»

Высшая школа бизнеса управления и психологии

Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко, В.И. Кардашов

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Рекомендовано научно-методическим советом

Института дополнительного образования в качестве курса лекций

для слушателей Высшей школы бизнеса, управления и психологии

по курсу «Управление персоналом»

Красноярск 2014


УДК 005.95

ББК У291. 6-21

Белокопытов, Ю.Н. Управление персоналом: курс лекций для слушателей Высшей школы бизнеса, управления и психологии по курсу «Управление персоналом» /составители Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко, В.И. Кардашов. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 92 с.

Рецензенты:

Левшина, В.В., доктор технических наук, профессор

Воробьев, И.Н., кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Красноярского филиала МЭСИ

Отражены концептуальные положения курса «Управление персоналом», раскрыты базисные понятия и предмет дисциплины, основные направления деятельности службы управления персоналом, особенности современной кадровой политики России. Особое внимание уделено стратегии управления персоналом и корпоративной культуре, которая является интегративным фактором перемен.

© Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко, В.И. Кардашов, 2014

© ФГБОУ ВПО «СибГТУ»,

Высшая школа бизнеса

управления и психологии, 2014
Содержание

Введение. 4

ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В КУРС «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ». 6

1.1 Базисные понятия и предмет дисциплины.. 6

1.2 Управление персоналом как наука и учебная дисциплина. 13

1.3 Формирование и развитие концепции управления персоналом. 20

1.4 Функции управления персоналом. 23

1.5 Личность менеджера в современных процессах управления. 25

ЛЕКЦИЯ 2 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СИСТЕМА ………………..29

2.1 Краткая историческая справка о развитии СУП.. 29

2.2 Основные направления деятельности СУП.. 32

2.3 Организационная структура и штаты СУП.. 50

2.4 Основные направления перестройки СУП в современных условиях. 55

ЛЕКЦИЯ 3 КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ. ……………..57

3.1 Понятие кадровой политики. 57

3.2 Аксиомы управления персоналом. 58

3.3 Концептуальные кадровые документы.. 59

3.4 Современная кадровая политика в России. 62

ЛЕКЦИЯ 4 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ………………………65

4.1 Человеческий капитал: личностный, структурный, социальный. 65

4.2 Стратегия управления персоналом (стратегия бизнеса, стратегия системы управления, кадровая стратегия) 66

4.3 Стратегический подход к управлению персоналом. 69

(показатели и развитие) 69

ЛЕКЦИЯ 5 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР ПЕРЕМЕН…………………………………………………………………………..73

5.1 Формирование и развитие организационной культуры.. 73

5.2 Роль культуры в развитии деятельности организации. 74

Библиографический список. 78

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов. 79

Приложение Б (справочное) Характеристика Ачинского нефтеперерабатывающего завода 80


Введение

На современном этапе развития рыночных отношений в России проблемы кадрового менеджмента являются определяющими при решении вопросов управления организацией, так как многие руководители справедливо приходят к мнению, что организация – это, прежде всего, люди. Актуальность задачи эффективного использования кадрового потенциала обусловлена тем, что именно человеческий ресурс организации обеспечивает не только социальную, но и экономическую эффективность процесса управления.

«Управление персоналом» является самостоятельным научным направлением и одной из самых сложных проблем современного общества. Еще в древности говорили о том, что искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно актуальной она стала сегодня, когда Россия постепенно набирает свою мощь сильного государства и вступает на новый этап своей истории. Без знания основ управления персоналом и искусства управления деятельность современного менеджера будет обречена на провал.

В предлагаемом курсе лекций раскрыты различные управленческие и психологические факторы, которые сопутствуют успеху управления. Важнейшие из них – это личность менеджера и стратегия кадровой политики. Современный менеджер должен обладать такими специфическими качествами, как стремление к успеху, компетентность, умение налаживать взаимоотношения с персоналом, стремление к риску и др. При этом необходимо отметить, что перечислить все качества, которыми должен обладать менеджер, практически не возможно, так как это может привести или к бесконечности или к тупиковой ситуации.

Термин «кадровая политика» в управленческой литературе употребляется в различных контекстах. Некоторые авторы рассматривают кадровую политику как составную часть общей стратегически ориентированной политики организации, цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Другие – считают, что кадровая политика организации представляет собой программу и деятельность кадровых служб по ее реализации. Такие различные подходы к толкованию содержания кадровой политики организации не в полной мере противоречат одна другой, но в то же время не тождественно отражают сущностные функции кадровой политики. Считаем нецелесообразным сводить кадровую политику только к программе и деятельности кадровых служб по ее реализации.

Кадровая политика представляет собой систему научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.

Кадровая политика в обычных условиях ориентирована, как правило, на развитие. Ее идеологическим кредо чаще всего бывают стратегия опережения конкурентов, лидерство в отрасли, организационная культура предприятия, где сущностным значением кадровой политики выступает работа с персоналом, отвечающая требованиям концепции и стратегии развития организации.

Кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время должен учитываться ее многоуровневый характер (дочерние фирмы, филиалы, подразделения с учетом их регионального территориального размещения), охватывающие все группы персонала, а также все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.

Кадровую политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности как менеджеров, так и персонала организации. Для некоторых руководителей декларация таких черт покажется чистым идеализмом. Такое мнение ошибочно, это не альтруизм, а трезвый экономический расчет, это наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются.

Курс лекций «Управление персоналом: психологические и управленческие аспекты» предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Управление персоналом», «Менеджмент организации» и др., а также может быть использован для проведения занятий в рамках программы дополнительного образования ВШБУП «Управление персоналом».

В курсе лекций обобщены результаты зарубежных и отечественных теоретических исследований, а также практический опыт в области управления персоналом организаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: