Материалистическая теория 4 страница

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

22. Исполнительная власть, ее признаки. Система органов исполнительной власти в России

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

-издание правовых актов управления;

-использование распорядительных и контрольных полномочий;

-заключение административных договоров;

-проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

-органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

-корпус государственных служащих;

-юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Функции исполнительной власти

-подзаконодательное регулирование;

-осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

-административное правоприменение;

-осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

-административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

-охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

-информационное обеспечение органов государственной власти компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении её функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст.5 Конституции Российской Федерации).

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

А)федеральные органы исполнительной власти;

В)органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеральному устройству. Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации). В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется субъектами Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе постоянного внимания, противоречий в функционировании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Данное противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда. Постоянной должна быть задача его ослабления и учёта в правотворчестве и правоприменении. Это тем более важно, что совместное ведение не означает, что по образующим его вопросам принимаются совместные решения органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Напротив, по общему правилу, решения на соответствующих уровнях принимаются органами в соответствии с законодательством, но самостоятельно.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует «расщепление» предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать её единство в многообразии.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.

В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию организационной системы, так и содержанию её функционирования.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации, обеспечивает его согласованное функционирование и взаимодействие с другими органами государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандуюший вооружёнными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации согласование Президентом с Государственной Думой назначение Председателя Правительства Российской Федерации имеет формально процедурный характер. Президент в конечном счёте может назначить на эту должность свою кандидатуру (см.п.4 ст.3). Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства Российской Федерации; определять внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и всей системы исполнительной власти.

В создании условий для выполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий важную роль играет его Администрация. В её состав в качестве самостоятельных подразделений входят главные управления и другие структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера, связанными с реализацией Президентом его полномочий. Например, созданы Управление делами Президента Российской Федерации, Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и др. Они действуют в соответствии с Положениями о них, утверждёнными Президентом Российской Федерации. Некоторые из них наделены достаточно широкими полномочиями, реализуемыми во вне. Например, Главное управление специальных программ осуществляет мобилизационную подготовку федеральных органов исполнительной власти и их аппаратов; координирует работу руководителей федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и их аппаратов по мобилизационной подготовке и т.п.

Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению исполнительной власти, закреплёнными в ст.114 Конституции Российской Федерации и конкретизированными в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года. Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года была установлена следующая структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:

Правительство Российской Федерации.

Федеральные министерства:

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство государственного имущества Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство науки и технологий Российской Федерации;

Министерство национальной политики Российской Федерации;

Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономики Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации;

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии;

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды;

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Они же, в свою очередь, подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных не эти цели в федеральном бюджете. Устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов. Назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов власти. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Оно вправе утверждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации:

Организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

Обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и координирует деятельность её органов;

Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики:

Осуществляет регулирование экономических процессов;

Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных направлений экономики;

Вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по её реализации;

Осуществлет управление федеральной собственностью;

Разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

Осуществляет общее руководство таможенным делом;

Принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

Разрабатывает и реализует налоговую политику;

Обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

Принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг

Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере:

Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

Принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

Разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

Обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

Принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

Содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодёжной политики;

Взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

Разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

Разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки науки;

Обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

Обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

Участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

Разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации:

Осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

Организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

Обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учётным специальностям;

Обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

Принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

Руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений:

Осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

Обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

В пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками договоров их обязательств;

Отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами её территории;

Осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство Российской Федерации осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое оно осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти, ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и т.д.

Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами, Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются положения о каждом из них.

23. Судебная система в Российской Федерации. Признаки судебной власти

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

24. Механизм государства: понятие и структура

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы,полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только гос.органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за полит. власть.

Следующие признаки механизма государства:

- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: