Материалистическая теория 6 страница

Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосредственной зависимости от того, какой политический режим сформировался в данном обществе - демократический или тоталитарный.

Единство государства и права проявляется в том, что они - явления одного и того же общества, они функционируют вместе и у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Единство государства и права выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы. Государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности. Государственное и правовое развитие - единый процесс.

Однако это вовсе не означает, что все, свойственное государству, свойственно праву, и наоборот. Они являются самостоятельными образованиями, обладающими, помимо общих, и рядом специфических черт.

Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и имеют общую задачу, решают они ее поразному: государство - в сфере социального управления, право - в сфере социального регулирования.

Различия вытекают уже из определения данных понятий. Государство - это прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право - это система норм, субъективных прав, юридических операций.

Государство прежде всего выражает какойто общий интерес граждан; это организация, которая действует в интересах всего общества, для него характерен приоритет группового над индивидуальным. Право же прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.

Государство связано с властью, с принуждением, имеет жесткие внешние проявления. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы.

Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности.

Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.

Как уже отмечалось выше, государство по определению - организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства - правовое государство.

29. Правовое государство: понятие, принципы, признаки

Высшей ценностью в государстве и в мире признается человек. Право, экономика, культура, политическая организация общества – все эти категории направлены на одну цель – обеспечение достойной жизни и развития каждого человека. Данной цели можно добиться только посредством правового государства.

Пункт 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В данном случае мы имеем дело с «нормой-программой», рассчитанной на перспективу развития. В принципе, в современной российской правовой действительности можно говорить о полностью сложившемся правовом государстве. Можно отметить также постоянное стремление к его совершенствованию и законодательное закрепление такого положения. Известно, что законодатель, в решающей степени, не может повлиять на объективные процессы, складывающиеся в обществе, следовательно он не может повлиять и на право, как объективную категорию. Не вызывает сомнения тот факт, что включением в Конституцию РФ (равно как и в другие нормативно-правовые акты) нормы, которая характеризует российское государство как правовое, не сделает наше государство «более» или «менее» правовым. Но это важная норма и важный принцип, на котором должно строиться и остальное законодательство, к которому должны стремиться органы исполнительной власти в первую очередь. Так как от них в большей степени исходит угроза нарушения прав человека и злоупотребление правом.

Правовым государство становится только тогда, когда все органы и граждане государства подчинены праву, все методы государственного регулирования являются правовыми и направлены на защиту прав человека и гражданина. Это базовые принципы правового государства. Нельзя принимать антиконституционные законы под предлогом целесообразности, но иногда объективные законы развития общества диктуют нам такие условия, в рамках которых мы должны найти границу между целесообразностью и не злоупотреблять своим «правом». Важно различать данные понятия. Но, несомненно, правовым государство станет только тогда, когда уровень правосознания у граждан повыситься. На современном этапе развития права можно не безосновательно сказать, что уровень правосознания у граждан России находится далеко не на низком уровне. Это обусловлено, скорее всего, историческими факторами. 70 лет мы жили то в тоталитарном, то в авторитарном государстве. У нас просто не было опыта такого государственного строительства. Права человека всячески игнорировались и нарушались. Но сейчас у нас есть все предпосылки к созданию совершенного правового государства. Многое еще предстоит сделать на пути к этому, главное не потерять «нить» и основы такого развития.

Главной целью правового государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этой цели должны быть подчинены все органы государственной и муниципальной власти. Эти органы и являются институциональным выражением принципа «правового государства». К числу этих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, Уполномоченный по правам человека и т.д.

В перечисленных органах (но и не только в них) находит свое институциональное выражение принцип «правового государства». Эти органы призваны защитить права и свободы человека и гражданина и обеспечить эффективное функционирование остальных органов власти (в первую очередь это касается Президента).

Исключительная роль в защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина отводится Президенту РФ. Согласно п.2 ст.80 Конституции РФ, «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». Данная формулировка основного закона не предполагает расширительного толкования, как полагают многие граждане. Это выражается в действиях граждан, касающихся подачи жалоб, заявлений и других обращений в адрес Президента РФ. Не следует данную функцию Президента РФ понимать в этом смысле. В Российской Федерации существует ряд других органов, специально предназначенных для этих заявлений и обращений (например, суд и правоохранительные органы). Функция главы государства иная, но не менее важная. Президент РФ призван обеспечить стабильность политических отношений в стране, устойчивость государственного развития. Ведь именно стабильное политические развитие может в значительной степени приблизить становление правового государства. Опыт предыдущих лет показал, что «политические крайности», (переход от социализма к демократическому правовому государству) не могут создать необходимых условий для создания реального правового государства, и уж тем более не будут способствовать формированию высокого уровня правосознания граждан. Тем же целям, а именно стабильности, но уже политических институтов власти, Президент РФ тоже способствует, путем создания необходимых условий их функционирования и выступая арбитром в споре между органами государственной власти.

Так же одной из важнейших функций Президента РФ является создания условий для соблюдения и не нарушения прав и свобод человека и гражданина (важнейшие составляющие правового государства). Данные условия создаются посредством сохранения государственной целостности, принятие мер по охране государственного суверенитета РФ и независимости страны. Данные выводы так же следуют из смысла п.2 ст.80 Конституции РФ.

Еще одним из важнейших институтов, от которого зависит формирование и становление Российской Федерации как правового государства является Правительство РФ. «Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации». На данном государственном органе лежит важнейшая функция «…по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью». В связи с этим Правительство РФ участвует в разработке государственной политики и основных целевых программ, направленных на защиту личности и общества в целом, на что и должно опираться любое правовое государство. Посредством специальных государственных органов: органов прокуратуры, юстиции, органов внутренних дел и т.д. пресекаются и предотвращаются различные правонарушения. К тому же Правительство РФ осуществляет финансирование деятельности данных органов.

С другой стороны Правительство РФ обладает таким объемом правомочий, который не исключает возможности нарушения прав граждан. Необходимо заметить, что наибольшая возможность нарушения прав и свобод человека и гражданина имеется у Правительства РФ как у правоприменительного органа.

30. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т.Гоббса: «Война всех против всех». Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случае мы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт, чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическую позицию. - Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Последняя отличается от первой тем, что свобода, потребности и притязания не могут существовать и проявляться в некоем вакууме. Быть членом общества - значит соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые как раз и определяет государство, поскольку оно создается для блага всех - благой жизни, по Аристотелю.

Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. В данном случае оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.

При столкновении интересов людей и религиозная, и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще Б. Спиноза утверждал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в границах познанных естественных необходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, а государство может быть признано таковым, если его законы основываются на здравом рассудке.

Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимная ответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму прав человека, в то время как социальные необходимости юридической формой своего выражения имеют обязанности.

Категория социальной свободы может рассматриваться только в паре с категорией социальной ответственности. Это общепризнанная международно-правовая и внутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускает возможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов других людей...» (ч. 3 ст. 55). Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3. ст. 17). Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан.

Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введена в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В статье 1 Закона говорится, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Примечательно, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе, так или иначе, зависит от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надежный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включен» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые носят правовой характер. В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий.

Говоря о гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека, необходимо помнить о таком их свойстве, как процедурность, поскольку вне определенных правил юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе с ней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать прав человека, но их реализация без адекватного правового оформления снижает возможности их защиты со стороны государства.

Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц и органов государства и т.д.

Система гарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и социальных потрясений, которые выпали на долю человечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения социальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там, где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия и угнетения, как это было ранее. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия. Это требует, естественно, некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.

Нельзя категорично утверждать, что является более существенным и главным для всех людей, без исключения, но думается, что право на жизнь - все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Вместе с тем важнейшие аспекты содержания права на жизнь не нашли своего места в основных универсальных документах, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д. Право на жизнь чаще всего интерпретируется как право индивида на свободу и личную неприкосновенность, порой сводя проблему к отмене смертной казни.

Содержание прав человека на жизнь и роль государств в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь – это прежде всего право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса.

Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном.

Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего, права на труд, образование, здравоохранение и т.п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

31. Разделение властей как принцип правового государства

Основными разработчиками концепции разделения властей являлись Д.Локк, Ш.Монтескье. В частности Монтескье привел принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Власти должны быть равноправны.

В Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. До этого в СССР данный принцип не признавался, так как считалось, что власть едина и принадлежит народу в лице советов народных депутатов.

Впоследствии Д.Адамс дополнил теорию разделения властей идеей их взаимного сдерживания и в США эта теория получила наименование системы сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей выражается в следующем:

1. Законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различными государственными органами и должностными лицами.

2. Власти автономны в своем функционировании, не могут быть устранены друг другом.

3. Никакая ветвь власти не может пользоваться теми полномочиями, которые по конституции предоставлены другой ветви власти.

Идея разделения властей имела и своих противников. Например, Гегель считал идею взаимного ограничения властей ошибкой, так как при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из ветвей по отношению к другим, перекладывание ответственности на другие ветви власти.

Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ 1993 г. (ст.10). Действующая Конституция совмещает принцип разделения властей с разграничением полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда называют вертикальным разделением властей).

Также выделяют так называемую четвертую ветвь, причем одни понимают под ней контрольно-надзорные органы, другие СМИ.

В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе сис-мы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей гос власти, гос-ая власть по прежнему сохраняет своё единство поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляться в тесном взаимодействии.

Термин «разделение» властей обозначает принцип организации и механизм реализации гос власти. Принцип разделения властей — это рациональная организация гос власти в демократическом Г, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов Г как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов Г, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая гос власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве. Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами Г, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов Г, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы Г и повышает их авторитет в обществе.

32. Теория разделения властей и особенности ее применения в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: