Под принципами ГС понимаются основные идеи, исходные положения ее строения, организации и функционирования, выдвинутые в результате научного обобщения практики ГС, с учетом международного опыта.
Принципы устанавливают основные правила административного управления. Они закладываются в основу формирования и дальнейшего развития ГС всех ее уровней, видов и ветвей власти.
Принципы определяют правовое и организационное содержание.
Принципы – понятие субъективное. Они формируются законодателем (человеком) исходя из правового опыта и правовой культуры в стране.
Все принципы в совокупности органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание и формы осуществления ГС.
Все государственные органы обязаны проводить в жизнь эти принципы. Все государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе (при организации конкурса на ГГС, отборе, подборе, ротации, проведении аттестации).
Принципы построения и функционирования ГС:
1. Принцип федерализма – конституционный принцип. Предполагает и обеспечивает единство системы ГС и разграничивает предмет ведения и полномочий между федеральной и региональной властями.
|
|
В России существуют 2 уровня ГС – ФГС и ГССФ. Они автономны и независимы друг от друга.
2. Принцип федерализма предполагает наличие вертикали власти, которая должна обеспечить управление в стране и стабильное развитие.
Принцип федерализма предполагает так же единство системы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ).
Рассматриваемый принцип пока не в полной мере реализован, что ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.
3. Принцип законности – является всеобщим – основанность на Конституции РФ, ФЗ, Законах субъектов РФ.
Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории страны, то есть все то, что разработано в субъектах не противоречит ФЗ и Конституции.
Предполагает наличие у государственных служащих правовых знаний и правовой культуры.
4. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – основополагающий либеральный принцип, закрепленный в международном праве: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей конституционной ценностью.
Государственный служащий обязан не только признавать, но и соблюдать принцип, защищать права и свободы. Государственные служащие должны служить народу.
Принцип предполагает активное вовлечение населения в государственное управление: непосредственно и опосредованно, осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.
|
|
5. Принцип равного доступа граждан в ГС – важная конституционная норма, подчеркивающая демократизм системы ГУ.
Никакой дискриминации, кроме законных ограничений (независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, причастности к общественным объединениям).
Нельзя толковать данный принцип расширительно: следует различать общие требования при поступлении на ГС и специальные требования (стаж, образование, навыки).
Равнодоступность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Есть социальные ограничения, медицинские, не позволяющие гражданам состоять на ГС (иностранцы, несовершеннолетие (менее 18 лет), не владеющие государственным языком, недееспособные, имеющие серьезные заболевания). В связи с такими ограничениями граждане не вправе требовать у государства предъявления желанной должности.
Равный доступ предполагает ограничение бюрократии и коррупции.
Инструмент равнодоступности – конкурсный отбор.
6. Принцип единства правовых и организационных основ ГС – единый подход к организации ГС (ФГС и ГССФ).
Правовой статус ГС, правовое положение служащих, регулирование прохождения ГС, ведение реестра должностей, управление ГС, формирование кадрового состава ГС.
7. Принцип взаимосвязи ГС и МС.
Муниципальная служба – самостоятельная административная власть, максимально приближенная к населению, но она встроена в единую систему ГС в стране.
ГС и МС выполняют схожие социальные функции, поэтому должны взаимодействовать. Взаимосвязь обеспечивается посредством(ФЗ № 79):
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
8. Принцип открытости:
ü Гласность и прозрачность деятельности;
ü Доступность общественному контролю;
ü Информирование о деятельности государственных органов и государственных служащих;
ü Сочетание гласности и конфиденциальности. ГС не должна превращаться в закрытый ящик, работающий только на и для себя;
Граждане вправе знать о структуре и содержании деятельности ГС, положении дел в административной ветви государственной власти, с вакансиях.
Реализуется по средствам деятельности Общественных приемных, Интернет-приемных, специалистов по связи с общественностью.
9. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.
Данный принцип определяет качество и эффективность административной власти.
Как нами управляют, так мы и живем.
ГС - это служба, предполагающая высокую квалификацию, требующая высокого мастерства и компетентности.
Профессионализм – глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками (опыт).
Компетентность – знание предмета деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе.
Компетентность полномочий = способность к реализации полномочий.
10. Принцип защиты служащих от неправомочного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность – новый принцип, ранее не зафиксирован. Легализовать его заставила практика ГС.
|
|
Принцип говорит о том, что государственные служащие находятся под защитой государства.
Никто, кроме уполномоченных законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.
Служащий может отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства.
11. Принцип стабильности кадров.
Стабильность – постоянство государственно-служебных отношений. Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против необоснованных действий.
Их положение не должно зависеть от политической конъюнктуры.
Принцип ответственности служащих за их решения – добросовестное выполнение.