Официальными письмами обмениваются организации, учреждения, должностные и частные лица.
В основе классификации официально-деловой переписки лежат различные классификационные признаки. Так, например, по тематическому признаку официально-деловую корреспонденцию достаточно условно разделяют на деловую и коммерческую. Переписку, с помощью которой офор-мляют экономические, правовые, финансовые и другие формы деятельности предприятия, принято называть деловой корреспонденцией. Письма, составляемые при заключении и выполнении коммерческих сделок относят к коммерческой корреспонденции (письма-запросы, предложения, письма претензии и ответы на әти виды писем и др.).
Основные виды коммерческой корреспонденции:
■ коммерческий запрос;
■ ответ на запрос;
■ письмо-предложение;
■ ответ на предложение;
■ письмо-претензия (рекламация);
■ ответ на рекламацию;
■ информационно-рекламные письмя.
Актуальность коммерческой корреспонденции как формы делового общения между предприятиями и организа-циями значительно возросла в последнее время в связи с коммерциализацией экономики. Коммерческие письма составляются от имени юридических лиц и имеют правовую силу. От того, насколько точно, грамотно и убедительно составлено коммерческое письмо, зависит в конечном итоге успех будущей сделки. Коммерческое послание, помимо ясности и точности изложения, должно отличаться также определенной воздействующей силой, в связи с чем, при составлении текста письма должны учитываться пси-хологические факторы его восприятия адресатом. Элементами такого рода воздействия являются этикетные фразы и конструкции, не только создающие определенные рамки корректности и вежливости, но и задающие общению определенную тональность. Например: 1. Согласно нашей договоренности просим сделатъ нам предложение на поставку... 2. Мы будем рады, если Вы сообщитпе нам о возможности поставки.... Оба предложения выражают просьбу, однако второе настраивает адресата на установ-ление уважительных, доброжелательных отношений.
|
|
Коммерческую корреспонденцию составляют такие виды писем, как письмо-запрос, письмо-предложение (оферта), письмо-ответ (на запрос, предложение), письмо-претензия (рекламация).
Письмо-запрос - это документ, представляющий собой обращение лица (организации), желающего заключить сделку (покупателя к продавцу, импортера к экспортеру), с просьбой дать подробную информацию о товаре (услугах и т. п.) и (или) направить предложение на поставку товара (обращение продавца к покупателю). Письмо-запрос обычно состоит их двух частей. Во введении в ловество-вательной форме излагается существо вопроса; в заключении ставятся вопросы, на которые ожидается ответ адресата. Запрос должен быть кратким, со ссылкой на соответствующие нормативные материалы, достигнутые договоренности, прежние письма.
|
|
В содержание коммерческого запроса, как правило, входят такие аспекты, как наименование товара (услуг) и условия, на которых автору запроса желательно получить товар. Запрос такого типа входит в группу контрактных Документов и используется в операциях по подготовке и заключению сделки. Содержательные аспекты запроса реализуются с помощью устойчивых языковых моделей, таких, например, как: Просим выслатъ нам предложение на поставку... Будем весъма признателъны, если Вы сообщите нам о...; Обращаемся к Вам с просьбой выслатъ нам предложение...
Письмо-запрос может содержать следующую информацию: о принятии запроса к рассмотрению; о выяснении возможностей поставки товара, интересующего покупателя; об отказе поставить товар, интересующий покупателя; об изменении условий запроса (изменении количества товара, марки, сроков поставки и т. п.).
Ответ на запрос формулируется в зависимости от конкретной ситуации, т. е. от степени возможности и готовности продавца удовлетворить пожелания покупателя. Письмо-ответ может иметь форму трафаретного или обычного письма. В случае отказа поставить интересующий покупателя товар вписьме-ответе могут быть использованы следующие типовые модели: К сожалению, мы не можем ответить на Ваш запрос положителъно и выслатъ Вам конкретное предложение на поставку...; Мы просим Вас отложитъ этот вопрос до... Если продавец может сразу удовлетворить просьбу покупателя и поставить интересующий его товар, он направляет предложение.
Писъмо-предложение (оферта) — это заявление продавца, экспортера о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий. Предложение может быть направлено вответ на запрос покупателя либо по инициативе продавца. В предложении обычно указываются наименование предлагаемого товара, количество икачество товара, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки идругие условия поставки взависимости от характера товара.
При составлении предложения используются стандартные модели: В ответ на Ваш запрос от... мы предлагаем Вам...; Товар сертифицирован (снабжен сертификатом качества)...; Товар будет поставляться в... квартале те-кущего года.
Ответ напредложение. Ответ на предложение может содержать согласие на условия предложения, подтверждение принятия предложения. В этом случае сделка считается законченной. Принятием предложения является выдача заказа или заключение контракта. Если покупатель не согласен с условиями предложения или не заинтере-сован в предлагаемом товаре, он отклоняет предложение. В этом случае между продавцом и покупателем может установиться переписка до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность.
Письмо-претензия (рекламация) — коммерческий документ, представляющий собой выражение претензий к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обя-зательства, и требование возмещения убытков. Рекламация должна содержать: основания для предъявления претензий; доказательства — ссылки на нормативные акты, документы (акт экспертизы, акт приемки и т. д.); конкретные требования стороны, предъявляющей претензию (на-пример, требование замены некачественного товара; требование уценки товара и т. д.).
При составлении текста рекламации используются стандартные модели: К сожалению, мы должны поставить Вас в известностъ, что...; К нашему огромному сожалению, условия контракта Вами не выполнены; Мы офи-циалъно заявляем Вам рекламацию на...
|
|
Ответ на рекламацию. В ответе на рекламацию сообщается, что претензия принята к рассмотрению; претензия удовлетворяется полностью или частично (с указанием срока и способа ее удовлетворения); претензия откло-няется (полностью или частично) суказанием мотивов отказа с соответствующей ссылкой на нормативные акты идругие документы, которые его обосновывают. Стандартные модели ответа на рекламацию: Приносим свои из-винения за...; Ваша претензия признана необоснованной. В последнее время широкое распространение получили коммерческие документы информационно-рекламного характера: товарное предложение, сообщение о видах про-изводимых товаров и услуг. К ним предъявляются особые требования: запоминаемость, способность вызвать коммерческий интерес. Письма этого типа являются нерегламен-тированными; отличаются болыпей свободой выбора языковых средств. Так, в них часто встречаются оценочные конструкции: безупречная работа, разумная ценовая политика.