В хозяйственном судопроизводстве прокуроры выполняют два направления прокурорской деятельности: надзорное и участие в рассмотрении судами хозяйственных дел

Предметом надзорного направления выступает соответствие закону решений, определений и постановлений судов (судей) по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК) предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в следующих формах:

1) искового заявления по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений;

2) заявления по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), об установлении юридических фактов;

3) заявления о возбуждении приказного производства;

4) апелляционного протеста на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу;

5) кассационного протеста на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции;

6) протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление;

7) представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

8) протеста на постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда.

Под прокурором, полномочным направлять в хозяйственный суд иск (заявление) и соответственно подписывать их, понимают руководителя органа прокуратуры и их заместителей. Право на обращение в Высший Хозяйственный Суд предусмотрено только для Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров и их заместителей.

Прокурор вправе предъявить иск в суд в защиту общественных и государственных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц. Иск (заявление) в защиту государственных и общественных интересов прокурор вправе предъявить без согласия соответствующих государственных органов и общественных организаций, органов местного управления и самоуправления, юридических лиц и граждан.

Во втором случае условием предъявления иска (заявления) является наличие установленных прокурором нарушений законодательства и согласия указанных лиц на предъявление иска (заявления). При этом согласие на предъявление иска в защиту интересов лиц, не имеющих доли государственной собственности, должно быть оформлено в виде письменного заявления, которое прилагается к иску, в противном случае иск будет оставлен без движения. Согласие юридических лиц, имеющих долю государственной собственности, на предъявление прокурором иска в их интересах может быть выражено письменно в виде обращения к прокурору уполномоченного лица с просьбой о предъявлении иска, заявления о согласии на предъявление иска либо в иной форме, подлежащей установлению судом при подготовке дела к судебному разбирательству, или согласие может быть подтверждено в ходе судебного разбирательства по делу. При подготовке дела к судебному разбирательству хозяйственный суд вправе обязать прокурора предоставить доказательства в подтверждение наличия доли государственной собственности в уставном фонде юридического лица.

Прокурор вправе обратиться в суд с иском без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Прокурор, предъявивший иск (заявление), не является истцом в материально-правовом смысле, а только пользуется процессуальными правами истца, в том числе на изменение оснований или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований (без согласия истца – если иск заявлен в защиту государственных и общественных интересов, с согласия истца – если заявлен в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан), и несет процессуальные обязанности истца, в том числе по подготовке искового заявления, осуществлению расчета цены иска по имущественным требованиям, представлению доказательств. Прокурор не может заключить мировое соглашение.

Отказ прокурора от предъявленного иска не является обязательным для истца и не влечет процессуальных последствий в виде прекращения производства по делу, если истец не выразил отказа от предъявленного прокурором иска. В случае, если прокурором иск предъявлен в целях защиты государственных и общественных интересов, отказ истца от иска не является обязательным для прокурора и не влечет процессуальных последствий в виде прекращения производства по делу, если только прокурор не выразил отказа от предъявленного иска.

Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску обязательно. Хозяйственный суд оставляет без рассмотрения иск, предъявленный прокурором в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, если прокурор повторно не явился без уважительных причин в судебное заседание, не заявив о рассмотрении дела без его участия, за исключением случаев, когда иск предъявлен прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов. Обо всех фактах неявки прокурора в судебное заседание без уважительных причин сообщается соответствующему вышестоящему прокурору.

Правом апелляционного опротестования решения хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, обладает прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста.

Условием принесения прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, апелляционного протеста на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан является письменное заявление указанных лиц, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста.

В случае, если в судебном разбирательстве участвовал прокурор на основании переданных ему полномочий прокурором, предъявившим иск, то право апелляционного опротестования принадлежит как прокурору, предъявившему иск (заявление), так и прокурору, участвовавшему в заседании суда первой инстанции. В случаях, когда апелляционные протесты подписаны не прокурором или его заместителем, а старшими помощниками и помощниками, старшими прокурорами и прокурорами главных управлений, управлений и отделов соответствующих прокуратур, они обязаны прилагать документы в подтверждение полномочий на подписание апелляционного протеста. Другие прокуроры, в том числе вышестоящие, правом апелляционного опротестования судебных постановлений хозяйственного суда первой инстанции не обладают (протесты подлежат возвращению, а принятые к производству – оставляются без рассмотрения).

Апелляционный протест может быть принесен в течение 15 дней с момента принятия судом первой инстанции опротестуемого решения. Прокурор обязан направить лицам, участвующим в деле, копии протеста и приложенных материалов. Протест подается в суд апелляционной инстанции (суд области и г. Минска). Прокурор, принесший протест вправе его отозвать в любой момент.

Дело рассматривается по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, за некоторыми изъятиями.

Прокурору предоставлено право на опротестование постановления судебного исполнителя, а также его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда независимо от того, принимал ли он участие в рассмотрении дела, судебное постановление по которому подлежит исполнению. Право принесения такого протеста принадлежит Генеральному прокурору и его заместителям, а также прокурорам областей и города Минска и их заместителям.

Протесты на постановление судебного исполнителя могут быть принесены прокурором в течение 10 дней со дня объявления постановления в случае его вынесения с участием прокурора или со дня получения стороной исполнительного производства копии постановления, а действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть опротестованы прокурором в течение 10 дней со дня их совершения (установления факта бездействия) либо со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действий, стало о них известно.

Протесты на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя рассматриваются в судебном заседании с обязательным извещением прокурора, неявка которого не препятствует рассмотрению протеста.

Определения хозяйственных судов областей и города Минска по результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть опротестованы в порядке, установленном ХПК для апелляционного опротестования решений хозяйственного суда, а определение Высшего Хозяйственного Суда – в порядке, установленном ХПК для кассационного опротестования.

Кассационный протест на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции могут быть принесены прокурором, участвовавшим в деле.

Срок принесение протеста – 1 месяц со дня вступления в законную силу судебного постановления. Кассационный протест подается в кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда через суд, принявший опротестуемое решение. Прокурор обязан направить копии протеста и материалов лицам, участвующим в деле.

Дело рассматривается в судебном заседании по правилам первой инстанции, за некоторыми изъятиями.

Право на принесение протестов в порядке надзора на судебные постановления хозяйственных судов, вступившие в законную силу, принадлежит только Генеральному прокурору и его заместителям. При этом Генеральный прокурор вправе приносить протесты на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда, а его заместители – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

Генеральный прокурор и его замы вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии поводов и оснований. Поводами являются жалобы лиц, участвующих в деле, а также лиц, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям. Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления. Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Она рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более 2 месяцев со дня ее поступления в Генеральную прокуратуру. Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела.

Основаниями являются существенные нарушения норма материального и процессуального права.

Протест в порядке надзора может быть принесен в течение 1 года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок принесения протеста исчисляется с даты вступления в силу этого судебного постановления.

Прокурор, принесший протест вправе участвовать в заседании хозяйственного суда надзорной инстанции. Однако неявка не препятствует рассмотрению дела в хозяйственном суде надзорной инстанции. После доклада дела прокурор вправе дать свои объяснения.

Производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению Генерального прокурора и его заместителей при наличии оснований. Для внесения представления сроки не устанавливаются.

Представление рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением прокурора, неявка которого в судебное заседание не препятствует рассмотрению представления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: