Правовое регулирование осущ. на двух уровнях:
1. М/н правовой регулируется путем заключения м/н договоров.
2. Внутригосударственный, его основу сост. национальное законодательства.
Международные договоры:
1. Многосторонние м/н договоры
Конвенция о порядке разрешения инв. споров между гос. и ино лицами 1965 г. (Вашингтонская) - не участвуем
Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 (Сеульская)
2. Региональные м/н договоры
Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инв. деятельности 1993
3. Двусторонние договоры
об избежании двойного налогообложения
по вопросам защиты ино инвестиций
Конвенция о порядке разрешения инв. споров между гос. и ино лицами 1965 г.
(Вашингтонская конвенция)
В 1965 г. в Вашингтоне была подписана указ. конвенция.
Вступила в силу в 1966 г.
Целью явл.: разработка механизма в разрешении инв. споров между гос. и частными лицами др. гос.
Разрешение спора д. производиться по взаимному соглашению сторон.
Был разработан Международный центр по разрешению инвестиционный споров. Он состоит из адм. совета и секретариата.
|
|
Функции Административного Совета:
1) принимать и издавать адм. и финансовые постановления центра,
2) принимать правила процедура рассм. инв. споров,
3) опр. полномочия и структуру работы секретариата,
4) принимать и утв. годовой бюджет.
Секретариат центра состоит из генерального секретаря и заместителя.
Финансирование осущ. за счет собственных возможностей и если их не хватает исп. дополнительные взносов стран участниц.
Центр имеет полную м/н правосубъектность:
ü способность закл. контракты,
ü приобретать и расп. имуществом,
ü организовывать разрешение спора.
Центр пользуется иммунитетами и привилегиями на терр. каждого гос. участника.
Собственность центра имеет суд. иммунитет, а т. освобождение от пошлин и налогов.
Официальные лица имеют привилегии, а т. иммунитеты: суд. иммунитет при исп. обязанностей, от... ограничений. Они имеют право свободно перемещаться по терр. всех стран участниц. Их з/п не облагается налогами.
Процедура рассмотрения спора посредством примирения:
Страна участница, физ. или юр.л. направляет ходатайство ген. секретарю. Он выясняет, подпадает ли данный спор под юрисдикцию центра. Отсылает копию ходатайства др. стороне.
Ходатайство о примирении д. содержать след. инфо:
ü суть спора,
ü согласие сторон на примирение.
Затем собирается комиссия, сост. из одного или неск. примирителей. Она выясняет спорные моменты.
Если стороны достигли согласия, комиссия сост. доклад, где все фиксируется, факт спора и факт достижения согласия.
|
|
При невозможности достижения согласия, комиссия приостанавливает разбирательство и соотв. доклад.
Обычная процедура:
Стороны напр. письменное заявление ген. секретарю.
Секретарь напр. копию др. стороне.
Секретарь либо регистрирует данное заявление либо отказывает в регистрации.
Создается арбитражный трибунал из одного или неск. арбитров по соглашению сторон.
Трибунал рассм. спор в соотв. с нормами права по выбору сторон. Если они не выбрали трибунал исп. нормы м/п, коллизионное право и право стран участниц.
На любой стадии трибунал вправе запросить у сторон предоставление дополнительных сведений.
Если одна из сторон не присутствует на рассмотрении спора по каким-либо причина, др. сторона вправе требовать вынесения решения. При этом трибунал д. сообщить об этом отсутствующей стороне.
Трибунал решает вопрос большинством голосов. Решение выносится в письменном виде, подписывается всеми. Любой арбитр м. иметь индивидуальное мнение.
Решение не м.б. опубликовано без согласия сторон.
Решение вступает в силу со дня рассылки сторонам.
По запросу стороны в течение 45 дней трибунал м. разрешить любой вопрос, упущенный в основном решении.
Каждая сторона м. требовать аннулирования решения:
ü трибунал превысил полномочия,
ü был обнаружен факт коррупции,
ü создание трибунала осущ. с нарушением положений конвенции,
ü отступление от правил процедуры рассм. спора.
Такое требование д.б. заявлено в течение 120 дней.
Получив такое требование, председатель формирует комитет. Он м.:
1) аннулировать решение,
2) приостановить исп. решения на время рассм. спора.
Такое решение не подлежит обжалованию.
Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Сеульская конвенция)
Цель: предоставление ино инвесторам фин. гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций.
Агентство выступает гарантом, что обязательства перед инвестором будут выполнены.
В зависимости от того какие некоммерческие риски покрываются агентством м. выделить след. виды страхования:
1. Перевод валюты - защищают инвестора от..., связанных с невозможностью конвертировать ден. средства в местной валюте,
2. Экспроприация (аналогичные меры) - защищает инвестора от любых законодательных или адм. действий или бездействий, исходящих от принимающего правительства,
3. Война и гражданские беспорядки - защищает инвестора от повреждений основных фондов в результате войны и гр. беспорядков. Этот риск вкл.: революции, восстания, гос. перевороты.
4. Нарушение условий договора - защищает от потерь, связанных с нарушением условий контракта. Компенсация предост., если: не существует органа, к которому инв. м.б. обратиться, инв. не м. обратиться с данным вопросов в опр. срок, после вынесения окончательного решения инв. не м. его осущ. При наличии любого основания, агентство выплачивает компенсацию инвестору.
Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г.
Стороны берут обязательства сотрудничать в области инв. деятельности, принимать меры напр. к сближению законодательства в области инв. деятельности.
Иностранный инвестор - физ. и юр.л. государств-участников, сами государства, расположенные в пределах терр. гос. и адм.-терр. образования.
Положения распр. на частные, так и на гос. инвестиции.
Закрепляются гарантии ино инвесторам:
ü компенсация в случае национализации,
ü беспрепятственный перевод полученной прибыли,
ü освобождение от таможенных пошлин и налогов на имущество,
ü право пользования землей.
Двусторонние соглашения
На терр. РФ действуют соглашения, закл. СССР - с Болгарией, Грецией, Польшей и т.д.
Соглашения об избежании двойного налогообложения
|
|
Цели:
ü разделить налоговую юрисдикцию гос.,
ü опр. наиболее важные налоговые термины,
ü опр. круг доходов, обл. налогами,
ü опр. порядок оказания взаимной помощи в отн. налогообложения.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Суть: в случае нанесения ущерба капиталовложениям инвесторов на терр. одной из сторон соглашения в результате вооруженных конфликтов, ЧП, предусм. компенсация путем восстановления имущества.
Режимы для иностранных инвесторов на территории принимающих государств:
Национальный режим
Режим наибольшего благоприятствования
Привилегированный режим - всякие льготы, освобождение от таможенных пошлин.