double arrow

Вопросы и задания. 1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?

1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?

2. Охарактеризуйте структуру психики человека.

*3. Проанализируйте роль природных и социальных факто­ров в процессе эволюции человека. Укажите роль таких факторов, как возникновение речи, развитие мозга и осво­ение огня.

*4. Расскажите о теории 3. Фрейда и понимании сверхсозна­ния П. Сорокиным. Проведите между ними разграничение.

*5. Почему развитие человека можно представить как про­цесс вытеснения природного начала социальным?

*6. Как связаны в теории Фрейда принцип реальности и цензура?

'Проблема. Когда говорят о «внутреннем голосе» челове­ка, какую составляющую его психики имеют ввиду?

Практикум. Перед вами таблица. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. Но те и другие не согласуются по строке. Какому названию какое определение должно соответствовать?

Название Определение
Подсознание Совокупность рассудочных правил
Сознание Область нравственных чувств
Сверхсознание Сфера вытесненных желаний




§ 18 (§ 39). Элементы человеческой психики и сознания

Важную роль в организации психической жизни человека иг­рают инстинкты и рефлексы — то, что совершенно им не кон­тролируется и полностью задано природой. Инстинкт само­сохранения (выживания) — самый важный из них, обуслов­ливающий многие действия людей. Вы обожглись или уколо­лись и тут же отдернули руку. Болевой стресс — это физиоло­гическое предупреждение, что вы переступили черту и нару­шили инстинкт самосохранения. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.

Рядом располагаются потребности — также малоуправляе-мые побудители действий. Вы проголодались и немедленно спе­шите утолить голод. Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что, согласно теории А. Маслоу, потребности обра­зуют некую иерархию. Вслед за потребностями следуют при­вычки — приобретенные человеком способы удовлетворять по­требности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого — десятки и сотни тысяч. Они, как мельчайшие атомы, соединяю­щиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — ваши повседневные помощники, присутствие которых вы и не должны замечать. Они — как хорошие слуги: все делают авто­матически, вовремя и подходящим способом.

Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одномдействуют автоматически, неосознанно. Но спо­соб их приобретения разный. Привычки надо тренировать, они закрепляются только после долгого повторения. Сколь­ко месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ре­бенка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать и научить передвигаться на двух ногах? А сколько еще полезных и важных привычек приходится ро­дителям привить ребенку, отправляющемуся в долгое плава­ние по жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисти зубы два раза в день, не плюй на пол и т.д. и т.п.

Привычкирезультат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, режестихийного. Вы


приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать попозже. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете мешать, раздражать их и т.д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вер­нулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это на­ши временные помощники. Множество привычек вы приобре­таете в школе, на улице, привозите с собой из лагеря отдыха, из туристического похода и т.д.

Итак, привычки бывают: временные и постоянные, инди­видуальные и коллективные. Пример коллективной привыч­ки — просмотр телесериалов. Каждый день, побросав все до­машние дела или одновременно с ними, многие жадно всматриваются в телеэкран. Потом события обсуждаются при встречах с соседями и знакомыми, за праздничным столом, об­суждаются по телефону и т.д. К телевизорам в определенное время автоматически устремляются миллионы людей всех воз­растов, сословий, национальностей. Когда время просмотра из­меняется или сериал прекращается, у них возникает ощуще­ние, будто их в чем-то обокрали.

Более сложным образованием выступают мотивыосмыс­ленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступле­ние, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка — корыстную цель, определенный интерес. Один стре­мился присвоить тетушкино наследство, другой — свести счеты с давним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Сыщик помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано­вишь виновника, а следовательно, и причины преступления.

В большинстве своем преступления мотивированы, т.е. ос­мыслены, но бывают среди них и немотивированные: винов­ный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова «мотив» и «потребность» — не одно и то же. Мотивразумно объясненная причина поведения, ос­мысленное действие. Потребностьвсего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровож­даемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.

Выше этажом в нашей психике расположен огромный мир чувств. С определением чувства вы встретились в первой гла-








ве этой книги. Чувств очень много, и они разнообразны по сво­ей природе — от простейших ощущений и промежуточных эмо­ций-переживаний до сложнейших социальных чувств.

Сложность чувств объясняется тем, что одни из них опре­делены нашей физиологической конституцией. Их комбина­цию чаще всего именуют темпераментомтипом психиче­ского склада индивида. Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, на­пример чувство порядочности, чувство долга, чувство уваже­ния к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.

Сила волиспособность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодо­левать препятствия. В основе труда, как и в основе воспита­ния, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного об­разования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Какие бы­вают характеры? Чем различаются характер и темперамент?

Иметь характер еще не значит стать личностью. Лич­ностьвысшее достижение человеческих усилий, ре­зультат кропотливой работы над своим духовным ми­ром. Характер придает человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид, но еще не личность.

Разнообразие мира чувств есть душевное богатство челове­ка. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое




Все названные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации, поэтому наши поступки — чаще всего результат целой совокупности мотивов, целей, ценностей, устремлений. Одной из таких конфигураций вы­ступает деятельность.

Деятельностьвнутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая со­знанием. Деятельность включает: цель, средства, резуль­тат, действия (сам процесс).

Отдельные действия краткие: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в це­почку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельнос­ти. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение туда — это уже деятельность. Отдельные действия, связанные с домашним хозяйством, объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядом расположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря дея­тельности людей.

Поскольку деятельность проявляется во всех сферах обще­ства, то ее виды классифицируются в соответствии с формами жизнедеятельности общества. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая де­ятельность — к сфере экономики и т.д.

Ведущие в современном обществе виды деятельности — познавательная, информационная, интеллектуальная, ду­ховная, творческая. Приобщение к духовным ценностям вы­ступает не просто возможностью или пожеланием, но настой­чивой необходимостью. Общество, отставшее в развитии фундаментальных наук, высоких технологий, образования и культуры, обречено быть периферией мировой цивилизации. И наоборот. Страна, испытывающая материальные трудно­сти, падение экономики и производства, но сохранившая ин­теллектуальный потенциал, способна в короткие сроки на­верстать упущенное.

Понятия: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, разум, дух, личность, деятельность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: