Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Определение понятия «психика»




Психика возникла и сформировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались. Они своё историческое развитие от коацерватов до человека, от ассимиляции-диссимиляции, через стадии «сенсорной чувствительности» и «перцептивной чувствительности» психики к «элементарным мыслительным действиям».

На стадии человека они превратились в мощный аппарат знакового, понятийного моделирования действительности – сознание как особую форму психики, порождённую общественным способом его существования.

Однозначного общепринятого определения «психики» не существует. Но в настоящее время можно и необходимо привести некоторые определения, применяемые в науке. Прежде всего, следует сказать о том, что для объяснения и понимания психики часто применяют принцип (или механизм) «отражения».

Схематически можно изобразить:

Отражаемое → Отражающая система → Отражённое

В начале XX века исследования психологов показали, что отражение окружающего мира – не пассивный процесс, что воздействие объектов окружающей реальности связано с активностью самого человека. Конечно, характер активности, деятельности человека, её направленность, содержание в значительной степени определяют процесс отражения. Вместе с тем это воздействие объектов реальности, результатом которого является психика, зависит от промежуточного звена – организма и его нервной системы. Воздействие преломляется в соответствии с особенностями личности человека и происходит субъективная переработка отражённого объективного мира. Таким образом, теперь речь идёт не о том, чтобы устанавливать свойства либо самого организма, либо свойства окружающей его физической и социальной среды, а о том, чтобы изучать целостный процесс, составными частями которого и являются эти свойства. Взаимодействие организма и среды подразумевает ответные реакции, и они не могут быть предугаданными, если исследователь станет исходить из изучения одного из этих компонентов. Диалектический подход дал возможность понять в единстве живое существо и его среду, их постоянное взаимовоздействие. Особенно наглядно это проявляется в общей психопатологии, психогенезе заболеваний, изменениях личности при неврозах, вопросах психотерапии и психопрофилактики.

Исходя из сказанного, уже можно сделать вывод: психика человека – это отражательно-регуляционная деятельность, которая на основе единой функциональной нейропсихологической системы обеспечивает активное взаимодействие с окружающим миром и присвоение общечеловеческого опыта. Или психика – это отражение объективно существующего мира в его связях и отношениях. При этом психика, конечно, является не простым зеркальным отражением или пассивным механическим копированием мира, а сигнальным отражением действительности: внешние признаки предметов и явлений служат для человека сигналом их общепринятого среди людей значения и своего собственного личностного смысла. Это специфические особенности именно человеческой психики – его сознания.




Очевидно, что психика человека обеспечивает поиск и избирательные контакты субъекта с действительностью – в зависимости от системы его потребностей и распознавания в окружающей среде того, что удовлетворяет эти потребности. Это субъективное избирательное отражение объективного мира, потому что всегда принадлежит субъекту (человеку) и зависит от его субъективных особенностей.

При ознакомлении с данным материалом возникнуть ощущение терминологической двойственности: существует и активно применяется в обиходе слово «душа», давшее название целой науке, так как говорят «душевные переживания», «душевные волнения», «…для души», «душевные болезни», «духовность». Но вместе с тем используются термины «психика», «психические явления», «психическая жизнь» в недвусмысленных определениях. Почему же психология – это наука о душе, коль скоро мы повсеместно применяем понятие «психика»; и наоборот, почему нередко применяется понятие «душа» при рассмотрении проявлений психики? Каково же их реальное соотношение?

Душа в повседневной жизни подразумевается как совокупность не всегда осознанных побуждений, некая ненасыщаемая сфера желаний и интенций живого существа – человека. В науке «душу», в отличие от индивидуального духа, рассматривают как совокупность тесно связанных с жизнью организма явлений, в частности, чувств и стремлений человека. В её определении звучат характеристики надиндивидуальной, внеорганической, надприродной субстанции. Однако, тем не менее, не стоит забывать, что носителем «души» является конкретный человек. В истории психологической науки «душа» есть понятие, выражающее изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека как особую нематериальную субстанцию, независимую от тела: это как бы особая сила, обитающая в теле человека, животного и даже растения, и покидающая его во время сна или в случае потери сознания или смерти. Если обратить внимание, то можно обнаружить сходство таких слов как «душа» и «дух», «дышать». Видимо, наблюдения древних людей друг за другом привели к выводу, что в момент смерти человек перестаёт дышать, а, следовательно, вместе с дыханием его покидает и эта субстанция, дающая ему возможность жить. Затем такая же участь постигла и кровь, поскольку её большая и длительная потеря также приводила к смертельному исходу. Так помещали душу человека в кровь, в сердце. По Платону душа является нематериальной и предшествует существованию живого организма. Для Канта душа «есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом», но ни в коей мере не субстанция. Спенсер в 1855 году предпочёл «видеть» душу, подчинённую принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. По Декарту душа определялась по единственному признаку – непосредственной осознаваемости своих явлений, которые в отличие от явлений природы лишены протяжённости. Мышление – вот единственный декартовский атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих «содержаниях», зримых изнутри. Освобождение живого тела от души было поворотным, и в то же время трагическим и для сегодняшнего дня психологии, событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе реальных причин возникающих в этих системах психических феноменов ощущения, эмоций, воли. При этом не только тело освобождалось им от души, но и душа освобождалась от какого бы то ни было тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. И трагизм заключался в том, что, оторвав многие сотни лет назад душу от тела, человек до сих пор небрежно обращается с себе подобным как бездушным объектом.



Для современных воззрений характерно отождествление души по большей части с бессознательными явлениями и выражением таких структурных качеств микрокосмоса, которые «сообщают» его частям положения важности и их динамику. Поэтому в настоящее время понятием «душа» обозначают внутренний мир человека, иногда подменяют им такой феномен как самосознание индивида. Сегодня «душе» предначертано иметь самое прямое и достоверное (какое только может быть) знание субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого другого. Она действительно не имеет материального воплощения и относится к чему-то глубинному или высокому, но недосягаемому, хотя всё-таки неразрывно существующему вместе с живым организмом, с самой телесной жизнью человека. Душа не отторжима от тела человека, не существует вне его, но она также и не тождественна его телу, не является чем-то идентичным биологическому организму. Она скорее отлична, чем сколько-нибудь похожа на него.

Сегодня наука вновь обратилась к описанию и пониманию не абстрактной души, которой можно наделять любой живой и неживой объект окружающего мира (биопсихизм, панпсихизм), а к истинно человеческой душе, духовности человека, прилагающего свои жизненные силы в сфере оказания профессиональной помощи другим людям. Таким образом, сегодня всё чаще говорят о духовности специалиста работающего с людьми – управленца, руководителя, воспитателя, экономиста, врача, что немаловажно и для душевного состояния самого профессионала. Пожалуй, немного существует профессий, в которых духовно-ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека.

Как научную абстракцию, и как реальное явление можно принять то, что психика человека – это субъективный образ объективного мира. Точнее, человеческая психика – это целая система субъективных образов реальности. А в качестве предмета, который интересует психологию как науку, человеческая психика представляет собой внутренний субъективный мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования, субъективность которого неразрывно связана с объективной реальностью окружающего мира.

Понятие образ, фигурирующий в исследованиях феномена психики, является одним из основных научных категорий психологии. Психический образ – это целостное отражение относительно самостоятельной (дискретной) части действительности; это информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в них общезначимыми, идеальными формами. Они могут быть первичные и вторичные. Возникают психические образы не в результате одномоментного отражения мира как на фотоснимке, а в результате активного построения, конструирования (поэтому нередко понятие «образ» в новейшей психологии заменяют понятием «конструкт»).

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Они пластичны, т.е. дают возможность совершать с ними определённые мысленные действия, «проигрывать в уме», осуществлять образное мышление; они функционируют в контексте данной, выполняемой человеком деятельности.

До сих пор не утихают споры по поводу того, является ли психика субстанцией или субстратом. С одной стороны, этимологически понятие психе, душа означает сущность какой-либо вещи, предмета, объекта, отражение вещи в её объективных связях и отношениях к окружающей действительности, и, следовательно, может считаться субстанцией (первоосновой). Некоторые современные физики полагают, что психика состоит из мельчайших ядерных частиц – «микролептонов». С другой стороны, издревле так же психику связывали с процессом дыхания и его субстратом – воздухом, с процессом питания, с мельчайшими атомами и т.д., а врождённая или приобретённая неполноценность функционирования мозга однозначно приводит к неполноценности функционирования психики. Исходя из подобных посылок, психофизиологи полагают, что психика есть продукт мозга, и он – основа психического в человеке. Всё это свидетельствует в пользу того, что психика является субстратом (или имеет свой субстрат). Однако проблема так до конца и не решена.

Действительно, нервная система является органом или одним из органов психики и деятельностью мозга обеспечивается психическая деятельность; нарушения мозговых функций провоцируют нарушения психики человека. В то же время световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как внутреннее раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз человека. То есть, психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов совершается в мозге, но воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его организма, во внешнем пространстве и мире. Именно этой дихотомией можно объяснить возникновение «психофизиологической проблемы», которая может служит главной линией в истории смены представлений о психике. В теории психофизиологического параллелизма она решалась следующим образом: психическое и физиологическое составляют два ряд явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но в то же самое время как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с тело, но живёт по своим законам. В теории механического тождества, напротив, утверждается, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, то есть мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь, а станок производит детали. Таким образом, психика отождествлялась с нервными процессами, без выделения качественных различий между ними. Поэтому единственное, что можно сказать с уверенностью: психику нельзя свести просто к нервной системе, характеристики психического не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

В теории психофизиологического единства утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. При этом психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическим процессам, а с целым рядом организованных совокупностей таких процессов. Именно поэтому психика – это системное качество, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладении им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Важная особенность психики человека – человеческая психика не дана в готовом виде с момента рождения человека и не развивается сама по себе; не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика. В противном случае, при отсутствии общения с людьми у ребёнка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, труд, речь и пр.), т.е. собственно человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями людей. Таким образом, психика человека предполагает взаимосвязь, по меньшей мере, трех элементов:

внешний мир;

полноценная деятельность мозга;

взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

К сожалению, история поиска и определения предмета психологии как науки была представлена изучением психики вообще, но не психики человека. Именно поэтому стал возможным, в частности, прямой перенос закономерностей поведения животных на жизнедеятельность человека, как это случилось в бихевиоризме. В подобных случаях психика человека теряла свою сугубо человеческую специфику, из психологии человека, из науки о человеческой душе собственно сама душа была изгнана.

Возможно ли сегодня построение антропологической психологии (антропопсихологии), т.е. психологии человека, которая может изучать не психику вообще, а строить именно психологию человека? Возможно ли в психологической науке объединение разных образов в целостность и уникальность конкретного человека, как это делает житейская психология, религия, литература, поэзия, с той же строгостью и доказательностью законов, как и в других науках?

Ответ на вопрос о природе психики можно обнаружить в следующей попытке: попытайтесь представить и проанализировать какое-либо своё психическое состояние, например огорчение, страх, плохое настроение, и постарайтесь обнаружить его причину. В результате внутреннего сосредоточения вы можете прийти к выводу, что причина вашего настроения или огорчения лежит вне вас, в окружающем мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятельности или поведения. Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений внутреннего мира человека – их связь с внешним миром, неотторжимость от него. Всякое психическое явление получает свою определённость и своё содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью.

Это положение имеет принципиальное значение для понимания «субъективной реальности» любого человека. Что такое «субъективная реальность» человека? К сожалению, её часто трактуют так: субъекту доступны только явления его сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения; они недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания.

Однако наш собственный опыт и научно-психологические данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас во внешнем мире. Поэтому относить психические явления только к внутренним явлениям психического в человеке ошибочно: психическое столь же внутренне, сколь и внешне.

Таким образом, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Функции психики – способность к адаптации организма к среде, ориентации в ней и регуляции своей деятельности и поведения.

2.5. Структура психики в традициях
отечественной психологии

Если учесть, что психика – понятие абстрактное, не сводимое к однозначно выраженной материальной форме, и что проблема психики как субстанции или субстрата до конца не разрешена, то по каким признакам можно обнаружить её существование? В чём или как психика может проявляться в реальной действительности?

Психика человека всегда активна и существует как психическаядеятельность. Именно в процессе психической деятельности происходит отражение человеком действительности и регуляция им своего поведения. Иными словами, основные проявления психики, психической деятельности – это психические процессы формирования идеальных психических образов и процессы психической регуляции поведения и деятельности живого организма, человека. Основные функции психики – отражение объективной реальности и регуляция деятельности и поведения человека. Поэтому одной из главных, и в то же время конкретных функций психической деятельности человека является управление своим поведением и эмоциональными состояниями. Стало быть, она должна осуществляться в некотором смысле как процесс управления и должна быть организована как система самоуправления. Именно этот новый парадигмальный подход в психологии XXI века позволяет утверждать, что психика и психическая деятельность понимается с позиций системного подхода как открытая динамическая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму, а психология – как наука о самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью организма. Основными положениями отечественной материалистической психологии были следующие определения, касающиеся психики в науке:

Психика возникла на определённой стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляла собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика.

Психика человека, точнее его сознание – это высший этап развития психики, её возникновение обусловлено (с материалистической точки зрения) трудовой деятельностью и условиями коллективного общения.

Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики, психической деятельности – это закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ, и психического образа в регулируемое им действие.

Психика опосредована деятельностью головного мозга человека, но сама по себе она – явление идеальное, обусловленное нематериальными социокультурными факторами жизни людей.

Психические явления имеют определённую структуру и системную организацию (взаимосвязанность и взаимозависимость).

Последний пункт прямо указывает на то, что все психические явления, все элементы психической деятельности неразрывно связанны друг с другом. Такими элементами традиционно принято считать психические процессы, психические состояния, психические свойства. Поэтому для того чтобы понять сущность психики как феномена, необходимо исключительно в учебных целях условно «разделить» психику человека на разные её составляющие, не забывая при этом, что психика человека неразрывна, целостна и неделима в реальной жизни человека на отдельные части. Традиционно в философии или религии это делали, разделяя психическую деятельность на несколько составляющих: разум, чувства, желания, воля.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления; психические состояния – как временную модификацию психических процессов; психологические свойства человека – как типологическую модификацию психических процессов.

Психические процессы – это отдельные целостные акты психической деятельности (отражения внешнего и внутреннего мира, регуляции деятельности и поведения) человека. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психически процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы. Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память); 2) волевые; 3) эмоциональные. Таким образом, психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психические состояния – это временное (текущее) своеобразие психической деятельности человека, связанные с личностной значимостью отражаемых объектов и отношением к ним. Психические состояния представляют собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определённом его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Все психические состояния подразделяются на: 1) мотивационные (исходящие от потребностей установки, желания, интересы, влечения, страсти); 2) эмоциональные (тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, конфликтно-пограничные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация); 3) волевые (состояния инициативности, целеустремлённости, решительности, настойчивости и т.д.); 4) состояния общей организованности сознания (внимание, психическое напряжение, работоспособность, утомлённость); 5) пограничные психические состояния (кризисные состояния личности, реактивные состояния, невротические состояния, акцентуации характера, психопатии, задержки умственного развития, состояния нарушенного сознания).

Психические свойства личности человека – это типичные (устойчивые) для каждого индивида особенности его психики, особенности реализации его психических процессов, индивидуальное своеобразие его психической деятельности. К психическим индивидуально-личностным свойствам относятся: 1) темперамент; 2) характер; 3) способности; 4) направленность личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение).

Для более адекватного и полного представления структурных элементов, составляющих психику личности, необходимы знания этой структуры. В отечественной психологии принята следующая структура психики.

Рис. 2.1. Структура психики в отечественной психологии

При этом указанные в структуре психики личности компоненты представляют собой:

· психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;

· психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;

· психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;

· психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Такова традиционная классификация психических явлений (проявлений психики), она и лежит в основе построения традиционной психологии как науки и учебного курса. Однако данная классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности человека: ведь психические процессы – не что иное, как определённые психические возможности человека, психические состояния – не что иное, как текущее своеобразие этих возможностей, а психологические свойства – не что иное, как устойчиво-типичное для конкретного человека проявление этих возможностей. Более того, как было сказано выше, все психические явления образуют единую системную организацию – единую системную структуру проявлений психики у человека.





Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 2273; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10733 - | 7366 - или читать все...

Читайте также:

  1. I .Основные математические понятия и факты
  2. I.I. Общие понятия и содержание монтажных работ
  3. II. 6.1. Определение понятия деятельности
  4. III. Определение мест участников
  5. III. п.1. Определение функции нескольких переменных
  6. III.6 Определение расчетных сил нажатия тормозных колодок на ось подвижного состава, учетного веса локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава
  7. III.7 Определение необходимого количества стояночных (ручных) тормозов и тормозных башмаков
  8. XXIII. п.7. Основные понятия корреляционного и регрессионного анализов
  9. А. Определение глубины заложения фундамента
  10. А. Определение чистоты культуры анаэробов в мазке по Граму
  11. Абстрактные классы: определение, назначение, примеры использования
  12. Аванкамеры и водоприемные камеры насосных станций. Назначение конструкции. Определение основных размеров аванкамер и водоприемных камер


 

3.226.243.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.